Регулирование международной торговли т–ами и услугами на международном уровне, сотрудничество РБ с вто 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование международной торговли т–ами и услугами на международном уровне, сотрудничество РБ с вто



Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют межд. экономические организации. Одна из основных такого рода организаций — это Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря 1995 г. в связи с учреждением ВТО ГАТТ прекратила свое существование.

ГАТТ — многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. Раунд – период переговорного процесса, завершающийся принятием к.-либо решения. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины.

Следует особо выделить три посл. раунда:

– 1964–1967 гг. – Кеннеди–раунд(снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса);

– 1973–1979 гг. – Токийский раунд (снижение тарифов, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров);

– 1983–1994 гг. – Уругвайский раунд (снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма ГАТТ, соглашение о создании ВТО, разработка Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС)).

С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами-основателями стали 82 страны. На данный момент членами являются 159 стран, включая ЕС. Соглашению о создании ВТО предшествовал 7-летний период переговоров в рамках Уругвайского раунда. Несмотря на формальную преемственность, ВТО по ряду параметров отличается от ГАТТ. Так, ВТО не связана с ООН, как это было с ГАТТ. Особая юридическая сущность ВТО определяет особенности вступления в ее члены. ВТО — то система соглашений между государствами, выработанных на многосторонней основе для обеспечения доступа государств на рынки друг друга на двусторонней основе. ВТО помимо ГАТТ, регулирующего международную торговлю товарами, включает еще ряд соглашений:

– Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС);

– Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности(ТРИПС);

– пакет связанных с ГАТТ соглашений по вопросам таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, защитных оговорок, антидемпинговых процедур, о субсидиях и компенсационных мерах, о таможенной стоимости, о технических барьерах в торговле и др.

Наиболее важные принципы, на которых строится многосторонняя торговая система, следующие:

– Торговля без дискриминации — страны не должны предоставлять кому- либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с иностранными. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования.

– Либерализация международной торговли —проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли.

– Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО — отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики.

– Предсказуемость торговой политики — проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств.

– Содействие конкуренции — принцип ВТО, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг (экспорт по ценам ниже справедливых рыночных), экспортные субсидии.

ГАТС входящее на правах приложения в соглашение о ВТО, является главным международным документом, регулирующим международную торговлю услугами в целом. Документ определяет торговлю услугами как предоставление услуги с территории одной страны на территорию другой страны и покрывает все виды услуг, кроме предоставляемых правительством.

Особое место занимает входящая в систему ООН Конференция ООН по торговле и развитию– ЮНКТАД.

Практическими достижениями ЮНКТАД в области регулирования международной торговли стали: 1) заключение ряда международных товарных соглашений и создание Общего фонда по товарам в 1989 г. для финансирования товарных соглашений и проведения исследований товарных рынков; 2) принятие Общей системы преференций — ОСП— достигнутое на ЮНКТАД II в 1968 г. согласованное решение развитых стран отменить таможенные пошлины на импорт товаров из развивающихся стран. 3) ряд политических инициатив в пользу наименее развитых стран; 4) техническая помощь преимущественно наименее развитым странам, финансируемая Программой развития ООН и странами-членами.

Подавляющее большинство стран, из них, в том числе Республика Беларусь, ведут переговоры о присоединении к ВТО. Переговоры по присоединению РБ к ВТО ведутся по 4-м направлениям:

1) приведение законодательства в соответствие с многосторонними соглашениями ВТО;

2) доступ на рынок товаров;

3) доступ на рынок услуг;

4) государственная поддержка сельского хозяйства.

Беларусь подала заявку на вступление в ВТО в 1993 году, но до сих пор не вступила туда. Рассмотрение вопросов о соответствии национального законодательства системным правилам ВТО осуществляется в ходе многосторонних заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь. После 2005 г. заседания Рабочей группы проводились в неофициальном формате. С момента последнего формального заседания Рабочей группы белорусской стороной проведена значительная работа по дальнейшему приведению внешнеторгового законодательства и правоприменительной практики в соответствие с правилами ВТО.

Для РБ, если рассматривать с позиции государственных интересов и внешнеторгового бизнеса, можно выделить следующие аргументы в пользу вступления в ВТО. Во-первых, современная мировая торговля приобрела глобальные масштабы, и ВТО регулирует около 97% ее. Во-вторых, актуальной задачей для РБ является диверсификация рынков торговли, как экспорта, так и импорта. При вступлении в ВТО она получает постоянные и неограниченные условия статуса режима наибольшего благоприятствования (РНБ) для своих товаров на зарубежных рынках. В-третьих, в сферу регулирования ВТО начинают входить вопросы работы государств в рамках региональных торговых соглашений, а РБ является членом ряда интеграционных объединений. Поэтому Беларусь заинтересована в непосредственном участии в многосторонних торговых переговорах ВТО по вопросам работы государств в рамках региональных торговых соглашений.

В-четвертых, государства, граничащие с Беларусью являются членами ВТО. В-пятых, в ВТО значительно возросла роль стран третьего мира, что особенно подтвердил Доха-раунд. Войдя в ВТО, РБ может объединяться с другими государствами-членами и отстаивать свои интересы. А также это: быстрое и масштабное изменение национальной законодательной базы в соответствии с международными нормами, развитие предсказуемой свободной торговли, доступ к механизмам ВТО по урегулированию торговых споров, получение возможности участвовать в разработке новых правил международной торговли.

Что касается рисков вступления в ВТО: основной риск для национального бизнеса при вступлении государства в ВТО связан с более либеральными условиями доступа иностранных товаров на рынок страны — члена организации и, следовательно, ослаблением конкурентоспособности отечественных производителей. Существует и риск усиления неравномерности территориального развития государства. Наиболее уязвимыми отраслями являются машиностроение и легкая промышленность, что проявилось уже в условиях финансово-экономического кризиса. В Беларуси имеются градообразующие производства, закрытие которых может привести к социальным издержкам как для местного населения, так и для государства в целом. В тех отраслях и на предприятиях, которые впишутся в систему ВТО в социально-трудовой сфере, будут создаваться новые рабочие места, развиваться сфера услуг, улучшаться социально-экономическое состояние населения; тех, которые не впишутся, ожидают значительное снижение заработной платы, рост безработицы и социальной напряженности в обществе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.007 с.)