ИИ в эк-ке РБ:соврем тенденции, проблемы и перспективы вхождения страны в глоб.инвест систему



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИИ в эк-ке РБ:соврем тенденции, проблемы и перспективы вхождения страны в глоб.инвест систему



Реализация инвестиционных возможностей страны во многом зависит от ее позиции по отношению к глобализации мировой экономики. Известно, что глобализация как процесс движения к глобальной экономике характеризуется пятью направлениями развития, среди которых:

• интенсификация внешней торговли между странами;

• рост миграции высококвалифицированной рабочей силы;

• увеличение мирового объема прямых иностранных инвестиций;

• экспансия сетей ТНК, в том числе за счет операций по слиянию и поглощению;

• активизация и рост объемов международных операций на рынках финансового капитала.

Очевидно, что большинство направлений глобализации имеет инвестиционную основу, поэтому примыкание любой страны к глобальным процессам во многом зависит от национальной стратегии вхождения в глобальную инвестиционную деятельность. Эта стратегия основана, прежде всего, на степени и эффективности использования всех видов международных инвестиций, которые подразделяются по отношению к национальной экономике на иностранные инвестиции и национальные инвестиции за рубежом (зарубежные инвестиции).

Стратегии вхождения Республики Беларусь в глобальную инвестиционную деятельность

Исследование мировой теории и практики международного инвестирования показало, что для Республики Беларусь по характеру и по степени охвата можно выделить четыре вида стратегий вхождения в глобальную инвестиционную деятельность.

 

Тип стратегии Характеристика стратегии
1. Наступательная секторальная Государственное стимулирование: - иностранных инвестиций в определенные отрасли национальной экономики Беларуси (биотехнологии, генетика, биомолекулярная инженерия, электроника и др.); - отраслевых и региональных направлений зарубежных инвестиций
2. Наступательная общеэкономическая Государственное стимулирование: - иностранных инвестиций во все сферы национальной экономики, кроме угрожающих национальной безопасности; - зарубежных инвестиций всех отраслевых и зарубежных направлений, кроме угрожающих национальной безопасности Беларуси
3. Протекционистская секторальная Защита от иностранных инвестиций отраслей, не связанных с угрозами национальной безопасности. Регламентация направлений зарубежных инвестиций
4. Протекционистская общеэкономическая Общеэкономический протекционизм: ограничительная тарифная система, сдерживающая политика ввоза и вывоза капитала

 

Очевидно, третий и четвертый типы стратегий будут сдерживать вхождение Республики Беларусь в глобальную экономику, а первый и второй типы, наоборот, активизируют данный процесс. В связи с этим следует ре­шить вопрос о необходимости активизации процесса вхождения нашей страны в глобальную экономику. Обратимся к мировым исследованиям и статистике.

О необходимости использования активных типов глобальных стратегий свидетельствуют результаты исследований американских ученых П. Кольера и Д. Доллара, которые показывают, что глобализация для развивающихся стран полезна. В составе развивающихся стран они выделили 24 страны, участвующие в глобализации (глобалайзеры), и 49 стран, не участвующих в глобализации (нон-глобалайзеры). В число глобалайзеров попали такие страны, как Бразилия, Китай, Индия, Венгрия, Мексика, Вьетнам, Уганда и др. За период с 1993 по 1998 г. число абсолютно бедных (доход менее доллара в день) у глобалайзеров сократилось на 120 млн. чел., а у нон-глобалайзеров выросло на 29 млн. чел.

Таким образом, одним из условий вхождения Беларуси в глобальную инвестиционную деятельность является выбор цели соответствующей стратегии и определение проводника в глобальную экономику. Однако разработка эффективной стратегии невозможна без оценки конкурентной среды и новых тенденций в сфере международного инвестирования.

Таким образом, приведенные аргументы свидетельствуют о выгодах активизации вхождения Республики Беларусь в глобальную инвестиционную деятельность при условии выбора технологического варианта развития данного процесса. Однако примыкание к глобализации означает частичную потерю суверенитета страны, поскольку снижаются или устраняются барьеры на пути движения товаров, капитала, рабочей силы, технологий, информации. Поэтому цель стратегии вхождения Беларуси в глобальную инвестиционную деятельность основывается также на выборе, в чью пользу следует пожертвовать частью собственного суверенитета.

Согласно исследованиям, для Республики Беларусь возможны следующие альтернативы вхождения в глобальную экономику:

1) через развитие Беларуси как малой открытой экономики;

2) посредством развития во взаимодействии со страной-сателлитом, которым является государство - основной импортер и экспортер товаров и инвестиций для Беларуси;

3) через развитие в зависимости от задач, стоящих перед интеграционной группировкой, членом которой является или собирается стать Беларусь;

4) в результате развития под доминирующим руководством международной экономической организации.

Первая альтернатива может стать путем примыкания Республики Беларусь к глобальным процессам через углубление либерализации экономики, что предполагает объективный переход части властных функций государства субъектам глобализации, а именно: транснациональным компаниям, транснациональным банкам, транснациональным финансово-промышленным группам, наднациональным органам управления и общественным организациям.

Вторая альтернатива республикой фактически реализуется, так как в течение всего переходного периода Беларусь развивается, выбрав в качестве основного партнера Россию, доля которой в географической структуре импорта и экспорта Беларуси составляет более 60 и 50% соответственно. Однако сама Российская Федерация имеет сырьевую основу в структуре своего экспорта, который в 2003 г. превысил 120 млрд. долл. США и на три четверти представлял собой энергоносители и сырье4. Поэтому пока данную альтернативу нельзя рассматривать в качестве удачной.

Третья из рассматриваемых альтернатив может стать или препятствием, или реальным путем для нашей страны в глобальную инвестиционную деятельность в зависимости от задач, стоящих перед интеграционной группировкой. Пока все интеграционные ориентиры Беларуси направлены в сторону России и СНГ, поэтому проблемы этих государств по принципу «эффекта домино» отражаются на нашей стране.

Четвертая альтернатива предполагает возобновление следования рекомендациям международных экономических организаций по активизации системной трансформации, что оптимистически подействует на ожидания на­ших потенциальных инвесторов. Но пока, согласно оценкам Европейского банка реконструкции и развития, в Беларуси, начиная с 1995-1996 гг. и по 2003 г., имеет место обратный ход трансформационных процессов. Боль­шинство оценок по 11 критериям находятся в пределах 1-2 баллов, что означает почти не изменившиеся условия экономической деятельности. Однако вхождение в глобальную инвестиционную деятельность не может быть осуществлено без создания рыночно-совместимой экономики с экономиками стран-глоба-лайзеров. Это означает для нашей страны, прежде всего ускорение рыночных реформ. Поэтому можно констатировать, что четвертая и первая альтернативы примыкания к глобализации предусматривают схожие методы развития экономики республики.

Коммерч.орг-ции с ИИ

Согласно Инвестиционному кодексу РБ:

Под коммерческой организацией с иностранными инвестициями понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции.

Все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.

Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).

Отдельными видами деятельности (напр., адвокатская, банковская деят-ть, ветеринарная деят-ть, деят-ть в обл автомоб.транспорта, деят-ть в обл промышл.безоп-ти, связи, и др.), перечень которых устанавливается законодательными актами Республики Беларусь, коммерческая организация с иностранными инвестициями может заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путем ее учреждения или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций или приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом, собственником которого не является иностранный инвестор, или его части.

Решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками) самостоятельно, включая случаи приобретения иностранным инвестором в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций доли участия (акций), в результате чего размер иностранных инвестиций в уставном фонде составит сумму не менее 20000 долларов США в эквиваленте. В случае, когда белорусскими учредителями (участниками) коммерческой совместной организации являются юридические или физические лица, не обладающие правом собственности на инвестируемое имущество, решение об участии таких лиц в создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается в порядке, установленном собственником инвестируемого имущества или уполномоченным им органом, в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе иметь дочерние и зависимые общества, дочерние унитарные предприятия, а также создавать филиалы и представительства на территории Республики Беларусь и за ее пределами с соблюдением условий, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь и соответствующим законодательством иностранных государств.

Филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными инвестициями действуют на основании положений о них, утверждаемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями. На территории Республики Беларусь филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными инвестициями не являются юридическими лицами.

Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций с иностранными инвестициями (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), осуществляется уполномоченным государственным органом (далее - регистрирующий орган) в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями считается созданной с даты ее государственной регистрации.

Объявленный в уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества) должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года с даты государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме - до истечения двух лет с даты государственной регистрации.

Объявленный в уставе уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации такой организации.

Формирование уставных фондов банков, небанковских кредитно-финансовых, страховых организаций производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь о банках, небанковских кредитно-финансовых, страховых организациях.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества) представляет в зарегистрировавший ее орган документальное подтверждение факта формирования уставного фонда в установленных размерах не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего периода. Документальным подтверждением факта формирования уставного фонда является аудиторское заключение.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями, представившей документальное подтверждение факта формирования уставного фонда, регистрирующий орган выдает свидетельство о формировании уставного фонда в течение не более 3 дней со дня получения указанного документального подтверждения.

Регистрирующий орган вправе продлить срок формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями, за исключением организаций, уставный фонд которых должен быть сформирован в полном объеме до их государственной регистрации, на срок до шести месяцев со дня окончания соответствующего срока формирования уставного фонда.

Решение о продлении срока формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается регистрирующим органом в течение 30 дней со дня представления документов, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть объявлен в долларах США, а в случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества или с использованием имущества Республики Беларусь - также и в официальной денежной единице Республики Беларусь.

Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд этой организации в денежной и (или) неденежной форме.

Для пересчета уставного фонда и вкладов в него используется официальный курс белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте на день утверждения устава коммерческой организации с иностранными инвестициями (заключения учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), а при принятии решения об увеличении уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями для пересчета части, на которую увеличен уставный фонд, и дополнительных вкладов, при принятии решения о приобретении юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями для пересчета вкладов в ее уставный фонд - на дату принятия такого решения.

В случае принятия решения об увеличении размера уставного фонда либо решения о приобретении юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями учредитель (участник) этой организации обязан при внесении вкладов в официальной денежной единице Республики Беларусь либо в иностранной валюте учитывать соответственно разницу между официальными курсами белорусского рубля к доллару США либо разницу между кросс-курсами соответствующей иностранной валюты к доллару США, рассчитанными на основании официального курса Национального банка Республики Беларусь на день принятия такого решения и на день фактического внесения вклада.

Возникающая в результате пересчета, порядок которого установлен частями четвертой и пятой настоящей статьи, суммовая разница зачисляется в резервный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Неденежный вклад иностранного инвестора должен быть ввезен из иностранного государства либо приобретен в Республике Беларусь за иностранную валюту или официальную денежную единицу Республики Беларусь, если они получены в виде причитающейся инвестору прибыли от деятельности созданной с его участием коммерческой организации с иностранными инвестициями, от иной разрешенной деятельности либо путем обмена иностранной валюты в банках Республики Беларусь. Неденежные вклады оцениваются на дату их принятия на баланс коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации с иностранными инвестициями подлежат экспертизе достоверности оценки стоимости неденежных вкладов, проводимой в случаях и порядке, определяемых законодательством Республики Беларусь. Экспертизу достоверности оценки стоимости государственного имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд, осуществляет Фонд государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь. Оценка проводится в денежных единицах, в которых объявлен уставный фонд. По результатам экспертизы составляется акт о достоверности оценки стоимости неденежных вкладов. Неденежный вклад считается внесенным в уставный фонд в сумме, подтвержденной названным актом.

Ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется по решению ее учредителей (участников), собственника имущества или органа этой организации, уполномоченного на то ее уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), либо в судебном порядке в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Основанием для ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями может являться и несоблюдение этой коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного настоящим Кодексом.

Сообщение о ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями публикуется в печати в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Реорганизация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется по решению ее учредителей (участников), собственника имущества либо органа, уполномоченного на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) этой организации, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) и пользуются налоговыми и таможенными льготами в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями осуществляют внешнеторговую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями устанавливают цены на продукцию (работы, услуги) и порядок ее реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями распоряжаются валютной выручкой с учетом требований законодательных актов Республики Беларусь.

 

Органы государственного контроля могут осуществлять проверки выполнения коммерческой организацией с иностранными инвестициями требований актов законодательства строго в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана представлять этим органам необходимые для контроля документы и иные материалы по своей деятельности. Коммерческая организация с иностранными инвестициями имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию. Копия документа о результатах проверки направляется коммерческой организации с иностранными инвестициями.

При осуществлении проверок органы государственного контроля обязаны обеспечивать сохранность коммерческой тайны коммерческой организации с иностранными инвестициями. Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну коммерческой организации с иностранными инвестициями, влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.009 с.)