Современные тенденции развития международной трудовой миграции, место Республики Беларусь на международном рынке труда



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные тенденции развития международной трудовой миграции, место Республики Беларусь на международном рынке труда



 

Основные тенденции развития МТМ:

1) Возрастание масштабов миграции.

2) К началу XXI в. центрами притяжения рабочей силы стали страны и регионы ускоренного экономического развития, а не «новые земли» и колонии, как ранее.

3) Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы.

4) Увеличение внутриконтинентальной миграции.

5) Появление новых центров притяжения миграции. В настоящее время в мире сложились и функционируют 7 основных мировых центров притяжения рабочей силы: страны Западной Европы, Северная Америка, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Австралия, Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Латинской Америки, страны Африки (Северная Африка и ЮАР).

6) Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой.

7) Среди трудящихся-мигрантов преобладают молодые люди (до 35 лет) преимущественно рабочих профессий.

8) «Утечка умов» в современных условиях дополняется их диверсификацией (циркуляцией) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом».

9) Высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы, что заставляет правительства ужесточать борьбу с ними.

10) Усиление значения государственного и международного регулирования трудовой миграции.

11) Усиление роли ТНК в миграционных процессах.

МЕСТО РБ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РБ

Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь осуществляется в соответствии Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Респуб­лики Беларусь, Законами Республики Беларусь «Об иммиграции»,«О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»,«О внешней трудовой миграции»,«О занятости населения Республики Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и др.

Для иностранных граждан, инвестирующих экономику страны, создающих на ее территории предприятия, благотворительные фонды, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований, принят режим благоприятствования.

Одной из действенных форм организации трудовой миграции, применяемой в международной практике, является заключение двусторонних соглашений между государствами. Беларусь заключила межправительственные соглашения о временной трудовой деятельности с Молдовой, Украиной, Польшей, Литвой, Казахстаном и др.

С декабря 1999 г, в соответствии с подписанным договором о создании Союзного государства с Российской Федерацией, гражданам обеих стран обеспечиваются равные права в трудоустройстве и получении образования, в оплате труда, режиме рабочего времени, времени отдыха, в охране и в условиях труда, а также признается трудовой стаж (включая учебный) и стаж работы по специальности, приобретенные в связи с трудовой деятельностью на территории обеих стран. Отменен обязательный порядок лицензирования на привлечение рабочей силы из Беларуси в Россию и наоборот.

Между правительствами стран СНГ ратифицировано соглашение «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией».

Основными задачами государственной миграционной политики Республики Беларусь в сфере внешней трудовой миграции является совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы, защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы и смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей.

Как показывает анализ, поступления от международной трудовой миграции граждан РБ, как источника пополнения доходной части платежного баланса, постоянно растут. Расширилась география миграции трудящихся из республики. Наиболее предпочтительными странами эмиграции являлись Россия, США, Чехия, Польша, Молдова, Украина. При этом склонность к эммиграции проявляют наиболее перспективные группы населения, в первую очередь, молодежь, в особенности, студенты и молодые специалисты. Статистическая информация о сроках действия договоров и контрактов выезжающих на работу за пределы республики отсутствует.

В числе выезжавших на работу за границу преобладают занятые в строительстве и сельском хозяйстве. Среди трудящихся-эмигрантов, занятых преимущественно умственным трудом, выделяются преподаватели и воспитатели.

Наиболее активные трудовые мигранты - это молодежь.

Как показывают данные социологических исследований, с каждым годом растет число научных работников, преподавателей вузов и аспирантов, эмигрировавших за границу.

Таким образом, эмиграция научных работников и ее темпы представляют реальную угрозу для экономики, интеллектуального потенциала страны и ее будущего. До настоящего времени правительство и органы государственного управления уделяли этому процессу недостаточно внимания. В научных учреждениях, вузах, министерствах и ведомствах полная информация о работающих за границей ученых отсутствует.

Как показало исследование, среди потенциальных трудящихся-мигрантов явно преобладают мужчины. В целом желали найти работу за границей 30,2 % среди мужчин и 20,1 % - среди женщин.

Исследование показало, что наиболее активны потенциальные мигранты в младших возрастных группах: 16-20 лет и 21-25 лет.

Если рассматривать страновую структуру иммиграции, то на первом месте стоит Украина. Далее идут Россия, Турция, Вьетнам, Латвия и Армения.

Как показывает анализ, трудящиеся-мигранты, работающие в стране, в большинстве своем были заняты на работах с применением преимущественно физического труда, большая часть из них были заняты в сельском хозяйстве, строительстве, торговле и общественном питании.

Основной мотив трудовой миграции для абсолютного большинства опрошенных - заработать деньги и тем самым улучшить свое материальное положение. На второе место в структуре мотивов трудовой миграции респонденты поставили нематериальный мотив - пожить в цивилизованной стране. На третьем месте среди основных мотивов внешней трудовой миграции стоит опять же материальный интерес - заработать капитал для своего дела (бизнеса). Так же среди основных мотивов желания поработать за границей ¾ повышения своего профессионального уровня.

На территории СНГ только Беларусь, Россия и Казахстан имеют положительное сальдо в объемах трудовой миграции. При этом основной миграционный обмен Беларуси происходит с Россией, Украиной и Казахстаном. За счет иммиграции в Беларуси частично компенсируется естественная убыль населения страны, однако такой способ сохранения количества населения не гарантирует улучшения его качественных характеристик. Среди тех, кто приезжает в Беларусь, значительную часть составляют беженцы из стран СНГ и нелегальные мигранты третьего мира.

Согласно статистике, число приехавших в страну трудящихся-мигрантов на основе подписанных договоров и контрактов в 2012 году составило 8 тыс. 781 человек, увеличившись по сравнению с предыдущим годом – тогда в страну приехали 8 тыс. 434 человек.

Большая их часть – рабочие и квалифицированные работники, специалисты. Как сообщается, в основном в ушедшем году приезжали граждане Украины (2 тыс. 854), Китая (1 тыс. 257), Литвы (904), Узбекистана (646), Турции (544) и Молдовы (491).

Согласно законодательству, Комитет по миграции при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, областные иМинская городская миграционные службы при Комитетах по трудуоблисполкомов и Мингорисполкома образуют Государст­венную миграционную службу Республики Беларусь.Она обеспечивает специальные функции в области управления миграционными процессами, в том числе и в сфере внешней трудовой миграции.

В частности, Комитет по миграции:

1. взаимодействует с министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, в установленном порядке сотрудничает с соответствующими органами других государств и международными организациями;

2. организует работу по трудовой миграции граждан Республики Беларусь: выезду их за границу и трудоустройству иностранных граждан в Республике Беларусь;

3. согласовывает выдачу многократных и деловых виз и виз на работу иностранцам, прибывающим в Республику Беларусь по ходатайствам субъектов хозяйствования Республики Беларусь независимо от вида и формы собственности;

4. согласовывает въезд и пребывание в Республике Беларусь с целью оплачиваемой работы учредителей и руководителей, инструкторов и консультантов индивидуальных предпринимателей, совместных предприятий, благотворительных фондов;

5. лицензирует деятельность субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, занимающихся трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, а также привлекающих иностранных работников в Республику Беларусь, и обеспечивает контроль за выполнением условий лицензий;

6. осуществляет в установленном порядке контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сфере внешней трудовой миграции.

В существующей законодательной базе в сфере трудовой миграции подразумевается система разрешений на трудоустройство, хотя говорить о системе как таковой пока не приходится. Так, в статье 13 Закона Республики Беларусь «Об иммиграции» определено, что право на получение разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь независимо от проживания на ее территории имеют иностранцы:

· являющиеся высоко квалифицированными работниками, в которых нуждается Республика Беларусь;

· обладающие исключительными способностями и талантом;

· гарантирующие инвестирование не менее 150 тыс. долларов США в экономику Республики Беларусь;

· находившиеся не менее десяти лет на службе Республики.

С целью защиты внутреннего рынка труда ежегодно в рамках утверждаемых Правительством программ занятости населения РБ осуществляются республиканские проверки законности привлечения и использования в стране иностранной рабочей силы. К нарушителям законодательства применяются меры правового, дисциплинарного и экономического воздействия.

Министерство внутренних дел Республики Беларусьосуществляет регистрацию трудящихся-мигрантов и членов их семей, обеспечивает контроль за соблюдением Правил пребывания иностранцев в Республике Беларусь.

В пределах своей компетенции рассматривают и решают вопросы внешней трудовой миграции также Комитет государственной безопасности. Государственный комитет пограничных войск, дипломатические и консульские учреждения Республики Беларусь за границей.

Значительную работу по регулированию процессов внешней трудовой миграции проводят территориальные органы по миграции комитетов по труду облисполкомов и Минского горисполкома.

Территориальные органы по миграции:

· выдают заключения о возможности привлечения иностранной рабочей силы в республику и трудоустройства белорусских граждан за границей субъектам хозяйствования, желающим получить соответствующую лицензию;

· регистрируют и учитывают трудовые договоры граждан Республики Беларусь с иностранными нанимателями и посредническими фирмами, а также контракты иностранных граждан с субъектами хозяйствования Республики Беларусь;

· ведут учет трудящихся-мигрантов, выезжающих на работу за границу;

· осуществляют контроль за соблюдением прав и социальных гарантий трудящихся-мигрантов.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.011 с.)