Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межд миграция капитала: понятие, причины, последствия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МЕЖД МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА (ММК)- процесс встречного движения капиталов между различными странами, независимо от уровня их соц-эк развития, приносящий их собственникам соответствующие доходы: прибыль, процент, дивиденды. Причины: а)прибыль.У богатейших стран мира образуется «избыток» капитала, кот не находит прибыльного приложения внутри страны и ищет выгоду за ее пределами;б)межд разделение труда.В условиях совр НТР меж раздел труда приобр-ет хар-р технолог и подетальной специализации. Это значит, что узлы и детали для технически сложной продукции выгоднее произв-ть в тех странах, кот имеют сравнительные преимущества перед др гос;в)тамож барьеры.В условиях, когда многие гос. огранич импорт товаров путем установл высоких тамож пошлин на ввозимые товары, экспорт капитала явл одним из способов обойти эти барьеры за счет строительства предприятий за границей и продажи там производимой продукции;г)экология.Многие разв страны, уделяя бол внимание собств эколог без-сти, строят за границей эколог вредные предприятия, ввозя в собственную страну готовую продукцию, изготовл на этих предприятиях;д)политика.Вывоз капитала в виде гос займов часто преследует не эк, а полит цели. Поэтому гос капитал может вывозиться и в страны с высокой степенью инвестиционного риска.На развитие процесса ММК влияют две группы факторов:1) эк: 2) полит. Формы движения капитала: предпринимательской и ссудной. К ПК относятся прямые и портфельные иностранные инвестиции. СК включ банковские депозиты, межд займы и иностр помощь. ПРЕДПРИНИМ. форма вывоза капитала предполагает его вложения в промышл, с/х, фин и торг предприятия. Вывоз ПК сохр за его владельцем право собственности на вывезенный в другую страну капитал и возможность непосредств контроля за его использованием. Цель: получение предприним прибыли на основе преимуществ, получаемых в стране приложения капитала. Вывоз СК осущ путем предоставления гос и частных внешних займов с целью получения дохода в виде %, уровень кот заранее фиксируется. Этот вывоз капитала осущ либо путем размещения иностр облигаций в стране, экспорт капитал, либо путем прямого предоставления иностр частным или гос орг-ям средств взаймы. Особенность: капитал направляется в другую страну на заранее установленный срок, причем кредитор сохраняет право собственности на представленный в ссуду капитал, но право использования этого капитала переходит к заемщику - правительствам или предпринимателям иностр гос.
16 Прямые иностранные инвестиции (ПИИ): понятие и формы. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - форма экспорта частного предпринимательского капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, которая позволяет установить эффективный контроль и дает право непосредственного управления объектом инвестирования (если доля иностранного собственника составляет не менее 10 % акционерного или уставного капитала). ПИИ включают первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое вложен его капитал. Предприятие прямого инвестирования - корпоративное или некорпоративное предприятие, в котором прямому инвестору принадлежат 10 % и более простых акций или голосов, либо соответствующий эквивалент собственности для некорпоративного предприятия.
Формы прямых иностранных инвестиций: 1. Уставный капитал (65% ПИИ): капитал отделений (филиалов), доля акций в дочерних и ассоциированных компаниях, другие вложения капитала (предоставление прямым инвестором машин и оборудования предприятию прямого инвестирования, которые образуют часть капитала этого предприятия). 2. Реинвестированные доходы и прибыли (23% ПИИ): доля прямого инвестора (пропорциональная его участию в капитале) в нераспределенных доходах предприятия прямого инвестирования, 3. Прочий капитал (12% ПИИ): внутрикорпоративные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором и предприятиями прямого инвестирования, а также между двумя предприятиями прямого инвестирования, имеющими одного общего инвестора. Важнейшие формы иностранных инвестиций – это инвестиции прямого сообщения, так как они воздействуют как на экономики национального характера, так и на всю международную экономику в целом.
17. Динамика, структура и особенности движения ПИИ. В реальном (экономическом) содержании международное движение капитала является определяющим элементом в функционировании мировой экономики, развитии форм и условий международных хозяйственных связей всех видов. Иногда в отношении международных капиталовложений (в том числе прямых иностранных инвестиций) подходят с мерками их межгосударственной «миграции». Хотя этот подход и может быть подтвержден практикой некоторой (преимущественно спекулятивной) части мирового рынка и имеет в этой связи соответствующие теоретические обоснования, в данной главе он не рассматривается, тем более что все приводимые здесь фактические данные и подсчеты строятся на базе прямых иностранных инвестиций, для которых признаки миграционных стимулов в типовых для ПИИ мотивациях (ресурсо-ищущие, затрато-ориентированных, рынко-ищущих) не являются определяющими. Движение денежного капитала между странами в значительной мере осуществляется через распределительный механизм мирового ссудного рынка, функционирование которого осуществляется через колебание спроса и предложения на ссудный капитал заемщиков и кредиторов разных стран. Причины импорта капитала в форме прямых иностранных инвестиций многообразны. Принимающие страны могут руководствоваться следующими мотивами: - прямые иностранные инвестиции компенсируют дефицит сбережений для осуществления внутренних инвестиций; - с прямыми инвестициями приходят новая технология, менеджмент, увеличивается занятость, обучаются национальные кадры; - на рынке появляются новые товары, иностранные предприятия платят налоги; - ПИИ содействуют выполнению правительственных программ структурных преобразований и экономического развития, созданию конкурентоспособного импортозамещающего и экспортоориентированного производства; - ПИИ снижают потребности в заемном капитале. Причины экспорта капитала в форме прямых иностранных инвестиций: 1.Экспорт прямых инвестиций стимулируется стремлением прямого инвестора, в качестве которого выступают прежде всего ТНК, получить максимальную прибыль за счет сокращения издержек производства в принимающей стране в результате использования дешевого труда, сырья, энергии, низких экологических норм и платежей, низких налогов, экономии на транспортных и других расходах. 2. Экспорт ПИИ осуществляется с целью завоевания рынков сбыта, сохранения контроля над ключевой технологией, дающей конкурентные преимущества. 3. Прямые иностранные инвестиции позволяют создавать полностью иностранные или совместные предприятия в других странах. Они стимулируют рост международного производства и углубление разделения труда прежде всего в рамках транснациональных корпораций; способствуют развитию и укреплению производственных и технологических взаимосвязей между странами. Зарубежные портфельные инвестиции служат важным способом привлечения иностранного капитала и предоставления финансовых средств зарубежным заемщикам. Портфельные инвестиции представляют собой вложения в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Они подразделяются на вложения: - в долговые ценные бумаги, удостоверяющие долговые отношения между заемщиком, выпустившим документ, и купившим его кредитором; - в титулы собственности, т.е. в акционерные ценные бумаги, удостоверяющие имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему документ. Долговые ценные бумаги подтверждают право кредитора на взыскание долга с заемщика. Это ценные бумаги с фиксированным доходом, они более надежны и менее прибыльны, чем могут дать вложения в собственность. Долговые ценные бумаги являются важным источником внешнего заимствования. Они делятся на долгосрочные и среднесрочные облигации (бонды), простые векселя, долговые расписки (ноты), коммерческие бумаги, а также на краткосрочные долговые ценные бумаги (казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты). Вложения в титулы собственности. На международном рынке титулов собственности наиболее распространены акции, паи, американские депозитарные расписки (ADR), которые подтверждают участие инвестора в капитале предприятия.
18. Роль международных компаний в международном движении капитала. Современные ТНК и МНК. Международная компания - это крупная компания или их объединение с многонациональной структурой, осуществляющая основную часть своей экономической деятельности (инвестиции, производство, сбыт и т.д.) за пределами страны, в которой она зарегистрирована (транснационально), контролируемая из одного центра, использующая локальные преимущества местных рынков и децентрализацию менеджмента Критерии (по ЮНКТАД/ООН): филиалы - не менее чем в 6-ти странах мира, годовой объем продаж - не менее 100 млн. долл., заграничные операции - 1/5-1/3 общего торгового оборота, доля зарубежных активов - не менее 25%, включает хозяйственные единицы 2 или более стран, проведение согласованной политики и осуществление общей стратегии через один или более руководящий центр, обеспечение взаимообмена знаниями, ресурсами и ответственностью между подразделениями компании, контроль подразделений со стороны головной компании путем участия в их капитале, собственности (не менее 10% обыкновенных акций). Индекс транснациональности компании – характеризует, насколько значимыми являются зарубежные операции для данной ТНК (чем он выше, тем больше значимость). Индекс транснациональности компании = [(доля зарубежных активов в совокупных активах ТНК) + (доля занятых в зарубежных филиалах ТНК к общему числу занятых ТНК) + (доля зарубежных продаж в общем объеме продаж ТНК)] / 3 Виды международных компаний
19.Портфельные инвестиции: понятие, виды, причины и препятствия роста. Портфельные инвестиции - вложения капитала в покупку ЦБ с целью дальнейшей их перепродажи по мере продвижения конъюнктуры фондового рынка. Главный смысл портф инвестирования — это получение спекулятивной прибыли. Они разделяются на инвестиции в: 1) акционерные ЦБ-ги -обращающийся на рынке денежный док-т, удостовер имущ право владельца док-та по отношению к лицу, выпустившему этот док-т. 2) долговые ЦБ - денежный док-т, удостовер отнош займа владельца док-та по отношению к лицу, выпустившему этот док-т. Гл причина осущ-ния портф инв-ций — стремление разместить капитал в той стране и в таких ЦБ-гах, в к-рых он будет приносить макс прибыль при допустимом уровне риска. В известном смысле портф инв-ции рассм-ются как ср-во защиты денег от инфляции и получения спекулятивного дохода. Объемы портф инв-ций учитываются в текущих рыночных ценах на момент совершения операций. В совр усл-ях портф инв-ции растут более быстрыми темпами, чем прямые. Это объясняется тем, что портф инв-ции менее рискованные, более ликвидны, а значит и более подвижны. Для того, чтобы нац. экономика могла эффективно воспользоваться портф инв-циями, д. б. обеспечены опред усл-я. Необходимо чтобы: 1. был введен либеральный режим движения капитала; 2. была сформирована нормативная база функц-ния рынка ЦБ; 3. функционировала развитая инфраструктура фондового рынка; 4. был обеспечен своб доступ иностр инвесторов на нац рынок; 5. был обеспечен благопр инвестиционный климат.
20.Миграция ссудного капитала. Международный рынок ссудного капитала: особенности, участники, организационные формы. Вывоз кап-ла предст-т собой процесс изъятия части кап-ла из нац. оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в др страну в целях получения дохода. Межд. миграция капиталов - это встречное движ-е кап-лов между странами, приносящее их собственникам доход. Вывоз кап-ла в ссудной форме предполагает предоставление ср-в взаймы на опр. срок в целях получ-я % за их использ-е. Ссудный кап-л, вывозимый за границу, может выступать в виде кратко-, средне- и долгосрочных займов и кредитов. Движ-е ссудного капитала в сфере межд. эк. отн-й выступает в виде межд. кредита (это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором одной страны заемщику из другой страны на усл-ях возвратности, срочности, платности, обеспеченности). М/нар рынок ссудного кап-ла (МРСК) – сис-ма отн-й по аккумуляции и перераспр-нию ссудного кап-ла между странами, независимо от уровня их соц-эк разв-я. На практике данный рынок выглядит как единство и в/действие рынков трех уровней: нац-х, регион-х, мир-го. Объектом сделки на мир рынке ссудных кап-лов явл-ся кап-л, привлекаемый из-за границы или передаваемый в ссуду юрид лицам и гражданам иностр гос-в. Ссудная форма кап-ла на рынке может функционировать в след опер-ях: 1) выдача гос-х и частных займов; 2) приобретение облигаций др страны, ЦБ, векселей, тратт иностр компании; 3) осущ-ние выплат по долгам; 4) межбанковские депозиты; 5) межбанковские и гос задолженности.
21. Рынок международного кредита: понятие, классификация международных ссуд. Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валюты и товарных ресурсов на условиях срочности, возвратности и платности. На рынке международного кредита в качестве кредиторов и заемщиков могут выступать банки, фирмы, государственные учреждения, правительства, международные и региональные финансовые институты. Международные кредиты классифицируют по следующим основным признакам: 1. По назначению: коммерческие; финансовые; промежуточные. 2. По видам: товарные; валютные. 3. По технике предоставления: наличные; акцептные; депозитные сертификаты; облигационные займы; консорциональные (предоставляемые двумя и более кредиторами). 4. По валюте займа: в валюте страны-должника; в валюте страны-кредитора; в валюте третьей страны; в международных счетных единицах. 5. По срокам: сверхсрочные (суточные, недельные, до 3 месяцев); краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет). 6. По обеспечению: обеспеченные; бланковые. 7. В зависимости от категории кредитора: фирменные; банковские; брокерские; смешанные; международных финансовых институтов. Международный кредит выполняет следующие функции: - Перераспределяет финансовые и материальные ресурсы между странами; - Способствует экономии издержек обращения в сфере международных расчетов путем замены действительных денег (золотых, серебряных) кредитными; - Усиливает процессы накопления в рамках всего мирового хозяйства путем направления временно свободных денежных средств одних стран на кредитование капиталовложений в других; - Способствует ускорению процесса реализации товаров и услуг в мировом масштабе.
22. Международный рынок ценных бумаг: понятие, первичный и вторичный рынок. Мировой рынок ценных бумаг – часть рынка капиталов, где осуществляется эмиссия, а также купля-продажа ценных бумаг. Ценные бумаги в международных отношениях - это документы, выражающие имущественные отношения между субъектами этих отношений, подтверждающие право на какое-то имущество или денежную сумму, которые не могут быть реализованы или переданы другому лицу без предъявления соответствующего документа. Задачей рынка ценных бумаг - обеспечение более полного и быстрого перелива сбережений в инвестиции по цене, устраивающей покупателя и продавца. Основными функциями рынка ценных бумаг являются: А) мобилизация денежных средств вкладчиков для целей организации и расширения производства; Б) информационная, которая состоит в том, что ситуация на рынке ценных бумаг сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре рынка. Различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Первичный рынок обслуживает первичное размещение ценных бумаг. На нем эмитент получает необходимые ему финансовые средства. На вторичном рынке ценных бумаг производится купля-продажа ранее выпущенных акций и облигаций. На нем уже не происходит эмиссия новых финансовых средств, а осуществляется перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов. Существуют две организационные формы рынка ценных бумаг: А) биржевой рынок (фондовая биржа), который доступен только для солидных корпораций; Б) внебиржевой рынок, доступный практически любой компании и действующий на основе телефона, телекса, компьютерной сети, объединяющих проводами связи в единый организм тысячи инвестиционных фирм. Финансовые средства могут представлять совокупность собственно международных эмиссий или иностранных эмиссий ценных бумаг Собственно международные эмиссий ценных бумаг подписываются, гарантируются к размещению национальных банков в стране выпуска и обычно в валюте страны выпуска. Иностранные эмиссии ценных бумаг – выпуск ценных бумаг иностранными эмитентами на национальном рынке других стран. Отрицательная сторона иностранных эмиссий - они деноминируются в инвалюте, а потому подвергаются риску, связанному с обменным курсом, а также являются объектом регулятивных ограничений в стране, в которой эмитируются.
23. Внешнеинвестиционная политика: содержание и структура. Понятия «инвестиционный режим» и «инвестиционный климат». Внешнеинвестиционная политика государства –это структурная составляющая внешнеэкономической политики современного государства, представляющая собой систему форм и методов государственного воздействия на разнонаправленные потоки международных инвестиций с целью возрастания положительных экономических и социальных эффектов в национальной экономике. Структура внешнеинвестиционной политики: 1) на национальном уровне: а) политика привлечения иностранных инвестиций (регулирование ввоза); б) политика содействия зарубежным инвестициям (регулирование вывоза); 2) на интернациональном уровне: а) регулирование международными экономическими организациями; б) регулирование региональными экономическими организациями и интеграционными объединениями; в) регулирование двусторонними соглашениями о взаимной защите и поощрении инвестиций и об избежании двойного налогообложения. Инвестиционный режим -законодательно закрепленный тип взаимоотношений принимающей страны и иностранных инвесторов. Виды инвестиц. режима: 1) режим наибольшего благоприятствования: -принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любой другой; - инвесторам гарантируется защита от дискриминации со стороны принимающей страны; - допускаются исключения (по договору, национальная безопасность и др.). 2) национальный режим: - принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам, по крайней мере, такие же благоприятные условия хозяйствования, как и национальным; - допускаются исключения (отраслевые, НИОКР, национальная безопасность и др.). 3) справедливый и равноправный режим: - желания государств принимать иностранный капитал на условиях, учитывающих интересы инвестора, должны быть справедливыми и равными по отношению к национальному бизнесу; - не имеет четкого определения. 4) принцип транспарентности: - каждый вид режима требует его соблюдения; - предполагает своевременное уведомление инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран, действующем законодательстве и внесении в него изменений или дополнений, текущей инвестиционной политике и возможных ее изменениях, а также объяснение специфики административных процедур и практики регистрации, лицензирования и др. Инвестиционный климат страны – это вся совокупность условий приема и функционирования иностранного капитала в стране, определяющая степень инвестиционной привлекательности страны-реципиента для иностранного инвестора. Инвестиционная привлекательность страны – это благоприятный инвестиционный климат страны, создающий объективные предпосылки для инвестирования, которые количественно выражены в объеме капитальных вложений, привлеченных в страну, исходя из присущих ей инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих рисков. Инвестиционный потенциал страны – это состояние отдельных накопленных факторов производства, или частных потенциалов: ресурсно-сырьевого, производственного, потребительского, инфраструктурного, трудового, институционального, финансового, инновационного.
24. Проблемы и значение привлечения инвестиций в Республику Беларусь. В условиях глобализации производственно-инвестиционная модель сотрудничества разных стран стала преобладающей. Инвестиционная тема для Беларуси также является весьма актуальной. Износ основных фондов приблизился к критической точке, за которой начинается физический распад производственного потенциала и опасность возникновения техногенных аварий и катастроф. В промышленности он достиг 75%, а в целом по народному хозяйству - 75-80%. Основными источниками инвестиций в Республике Беларусь являются средства предприятий и госбюджета. На долю иностранных инвесторов приходится всего 3-5% вложений в основной капитал (за рубежом этот показатель достигает 15%). Причем подавляющая часть этих инвестиций (до 80%) состоит из кредитов от зарубежных совладельцев и только порядка 10% составляют взносы в уставные фонды предприятий. Очень мало интересуют зарубежных инвесторов широко развитые в Беларуси промышленность, сельское хозяйство, деревообработка, стройиндустрия, пищевая отрасль, туризм. Он предпочитает поддерживать развитие торговли и общепита, связи. Таким образом, в Беларуси присутствуют точечные иностранные инвестиции, которые невелики по объемам. Это позволило экспертам ЮНКТАД в Докладе о мировых инвестициях (2005 г.) отнести республику к числу стран с высоким, но неполно используемым потенциалом иностранных инвестиций. Впрочем, Беларусь не стремится к механическому валовому притоку инвестиций. Во главу угла поставлен качественный аспект: ввоз в страну новых и высоких технологий. Благоприятные социально-политические и экономические условия для этого имеются: относительно низкий уровень внешнего долга к ВВП, выгодное географическое положение, устойчивый экономический рост, наличие квалифицированной рабочей силы. Принят Инвестиционный кодекс, активно действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, создано Национальное инвестиционное агентство, задачей которого является организация инвестиционных проектов под ключ и которое работает по принципу одного окна. Утверждена Государственная программа инновационного развития на 2007-2010 годы. В Интернете открыт инвестиционный сайт с указанием наиболее привлекательных сфер для инвестиций. В то же время сохраняется ряд факторов, негативно действующих на инвестиционный климат в стране: нестабильность законодательства, большое количество проверок, сложный бухучет и отсутствие международных стандартов финансовой отчетности, тяжесть, запутанность и постоянные изменения налоговой системы, избыточность лицензирования, которое хотя и уменьшилось, но все равно действует более чем для 300 видов деятельности, практика неисполнения законов и т.д. Правительство Беларуси постоянно работает над улучшением инвестиционного климата в стране: получен страновый кредитный рейтинг; упрощен порядок лицензирования и регистрации бизнеса; разработана новая концепция развития рынка ценных бумаг и т.п. Но есть еще над чем работать в будущем. Проблемы с привлечениеминостранных инвестиций в Республику Беларусь обусловлены не только несовершенством инвестиционного климата, но и тем, что инвестиции реализуются практически в единственной форме: «один инвестор - один проект». За рубежом широкое распространение получила совсем другая форма - в виде фондов, управляемых специализированными компаниями. Подобная модель значительно снижает риск, так как деньги, аккумулированные в фонде, распределяются между несколькими предприятиями. Более того, инвестиции не предоставлены сами себе. Управляющая компания как раз специализируется на том, чтобы «выращивать» деньги, следить за эффективностью инвестиций и оказывать консультативную помощь предприятиям, в которые вложены средства. Использование такой модели в Беларуси тормозится в силу ряда причин: отсутствия соответствующего законодательства, необходимой инфраструктуры, менталитетом белорусов. Белорусский бизнес не привык доверять кому бы то ни было, кроме себя, и стремится контролировать все лично. В последнее время ситуация, похоже, стала меняться: в начале декабря 2007 г. американская управляющая компания Horizon Capital осуществила свои первые вложения на территории Беларуси, купив 31,5% акций ЗАО «Минский транзитный банк». Указанная компания существует с 1995 г. и в настоящее время управляет двумя инвестиционными фондами с общим капиталом порядка 280 млн. долл. Данные фонды вкладывают средства в компании со средним уровнем капитализации и значительным потенциалом роста в Украине и Молдове. Сейчас Horizon Capital организует следующий инвестиционный фонд объемом около 300 млн. долл. Инвестирование планируется осуществлять в финансовом, потребительском и розничном секторах экономики Украины, Молдовы и Беларуси. Выбор банковской сферы для первых инвестиций нового фонда в Беларуси неслучаен: она демонстрирует потенциал роста. Кроме того, в белорусских банках активно внедряются международные стандарты финансовой отчетности и общепринятые в мире принципы организации надзора за банковской деятельностью. Все это обеспечивает иностранным инвесторам гарантии надежности вложения средств. И если бы реальный сектор белорусской экономики развивался в том же направлении, что и финансовый, то нашим акционерным обществам привлекать инвестиции посредством продажи миноритарных пакетов акций зарубежным фондам было бы вполне по силам. 25.Международная миграция трудовых ресурсов. МИГРАЦИЯ рабочей силы - перемещение, переселение трудоспособного населения из одной страны в др в поисках работы и лучших условий жизни. Внеш рынок рабочей силы предполагает мобильность рабочей силы между фирмами на общемировом уровне и форм-ся под воздействием двух потоков – 1)ЭМИГРАЦИЯ - это выезд работников данной страны на работу в др страны. 2)ИММИГРАЦИЯ - это обратный процесс, то есть въезд иностр рабочих на работу в данную страну. Осн эк причиной явл уровень развития стран, определ разную степень занятости населения и размер з/п. Другие причины - полит и религ преследования, прир и техноген катастрофы, войны, личностные мотивации - относят к неэк. Базовой формой орг-ии ВТМ явл двусторонние соглашения между заинтер-ми гос, где, в частности, оговариваются соц и трудовое равноправие между иммигрантами и гражданами страны пребывания. Важное значение для ВТМ имеет закон о въезде и выезде, кот принимается каждым отдельным гос в целях защиты внутр рынка рабочей силы. В межд практике управления миграц процессами ф-и найма рабочей силы в стране эмиграции (иммиграции) обычно выполняет частный агент. Поскольку выбор места жительства и работы относятся к числу основных прав человека, то гражданин вправе заключать индивид труд. контракт с любым работодателем зарубежного гос, а миграц служба должна оказать ему в этом содействие. Форм-е рынка рабочей силы на основе миграц потоков имеет как положит, так и отриц. стороны. Положит сторона этого процесса состоит в том, что, «прокачав» часть своего трудоспособного населения через эк более развитые страны, страна-экспортер рабочей силы приобретает силы и средства для своего дальнейшего развития. Кроме того, межд трудовые миграции способ снижению безработицы на внутр рынке рабочей силы и в конечном итоге — росту его эффективности. Отриц. – «утечка умов».
26.Формы и методы регул внешн трудовой миграции. Миграц полит РБ. Для нейтрализации отриц последствий и усиления полож эффекта, получ в резул трудовой миграции, создана широкая сис нац и межгос регул этого процесса. В эту сис включ: зак-во о юрид, полит и профес статусе мигрантов; нац службы иммигр; межгос соглашения; межд конвенции и другие нормат док. Координирует деят-ть нац иммигр упр-й Сис постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), кот создана в рамках Орг-и эк сотрудничества и развития (ОЭСР). На межд уровне: Межд орг-ия по миграции (MOM). В рамках этой орг-и осущ разработка долгосроч программ в области упорядочения миграц потоков, оказания помощи в вопросах орг-ии миграции, технич сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных и консульт. услуг. Регул межд миграции занимаются также Межд орг-ия труда (МОТ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Каждая из этих организаций действует в рамках своей компетенции. МОТ - в области соц развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов, а УВКБ ООН - по вопросам защиты беженцев, реализ долгосрочных решений. Хар-ой особ-ю регул миграц потоков явл то, что приоритеты в данной области отдаются нац гос. Другой особ-ю явл то, что регул данного процесса осуще двумя (или более) субъектами, воздейст-ми на различные стадии перемещения трудовых ресурсов и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использ мигрантов, регул их кол-во, профес, квалифик, половозрастную структуру и продолж-сть пребывания в стране. В фу-и страны - экспортера рабочей силы в большей степени входят регул оттока и защита интересов мигрантов за рубежом. Методы регул: администр-правовые - меры нац закон-ва, определ юридич, полит и профес статус иммигрантов в данной стране. Меры эк регул призваны создавать мотивационные стимулы для оптимизации трудовой миграции. Оперативные меры выполняют корректирующую и координирующую ф-и, а также осущест мониторинг трудовых миграц процессов.
27. Миграционная политика. Формы и методы государственного и международного регулирования внешней трудовой миграции. Миграционная политика Республики Беларусь Государства как принимающих, так и экспортирующих рабочую силу стран регулируют миграционные процессы. С этой целью ими разрабатывается государственная миграционная политика. Цели эмиграционной политики состоят в том, чтобы сократить безработицу, увеличить валютные поступления, обеспечить соответствующий уровень жизни эмигрантов за рубежом и их возвращение на родину, обогащенными профессиональными знаниями. Регулирование эмиграции достигается косвенными методами, призванными создать благоприятный миграционный климат, а также прямыми методами, нацеленными на регулирование объемов и структуры миграционных потоков. Косвенные методы включают такие, как: 1) средства поощрения валютных переводов из-за рубежа и их эффективное использование (предоставление льгот по валютным вкладам; продажа мигрантам ценных бумаг, необлагаемых налогом; создание благоприятных условий для использования валютных средств на приобретение товаров, земли, производственного оборудования и т.п.); 2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся мигрантов; 3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран. Прямые методы включают такие, как: 1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам; 2) экспансионистская политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран; 3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи заграничных паспортов; б) запрет прямой и косвенный на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет. Государственное регулирование иммиграции направлено на защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечение рационального использования их труда. Оно обеспечивается следующими инструментами: -качественные требования к иностранной рабочей силе (наличие сертификата об образовании, стаж работы по специальности);-возрастной ценз; -состояние здоровья; -ограничения личностного характера; -прямое квотирование импорта; -финансовые и временные ограничители; запреты в явной и косвенной формах; -национально-географические приоритеты; -система санкций в отношении нелегалов, посредников, работодателей; -программы репатриации, призванные стимулировать отток мигрантов. Используются, как правило, три их вида: - программы материальной компенсации; - программы профессиональной подготовки; - программы экономической помощи регионам массовой эмиграции. На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение миграционных процессов – Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (МОМ), Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ). Белорусский сегмент мирового рынка труда имеет следующие особенности: 1)Беларусь выступает как потенциальный экспортер рабочей силы. Объемы импорта трудовых ресурсов невелики. 2)Белорусская рабочая сила вполне конкурентоспособна на мировом рынке труда. 3)Для РБ характерна значительная нацеленность предложения рабочей силы на соседние государства: Польшу, Россию, Германию, Чехию, Словакию. 4) Преобладание в структуре трудовой миграции молодежной составляющей (до 24 лет в основном). 5) студенческая миграция по облегченному визовому режиму. Труд студентов используется в основном на сезонных сельскохозяйственных работах, в сфере услуг и досуга и др. Формируя цели государственной миграционной политики, Беларусь исходит из необходимости цивилизованного вхождения в мировой рынок труда. В области экспорта рабочей силы таковыми являются: - организация оптимального оттока рабочих рук; - уменьшение безвозвратной миграции, превращение ее в возвратную, приносящую значительные экономические выгоды; - создание имиджа нашей профессиональной рабочей силе за рубежом; - защита прав и интересов трудящихся мигрантов за рубежом. В области импорта рабочей силы целями миграционной политики являются: - закрепление принципа приоритетности белорусских граждан на занятие вакантных мест; - удовлетворение потребностей экономики республики в трудовы
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.025 с.) |