ТОП 10:

Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты



В зависимости от развития экономической ситуации в стране и в международной экономике в целом все правительства на том или ином этапе проводят целенаправленную макроэкономическую корректировку путем имеющихся в их распоряжении инструментов экономической политики.

Целенаправленная макроэкономическая корректировка обычно стремится к достижению:

· внутреннего баланса - такой комбинации уровней производства и цен, при котором обеспечивается полная занятость и устойчиво низкий уровень инфляции (2-3 % в год);

· внешнего баланса - платежного баланса, равного 0, или такого временного дисбаланса, который необходим для достижения определенных целей экономической политики, например, временно положительного сальдо для пополнения государственных валютных резервов.

В рамках внутреннего баланса наиболее социально значимыми целями являются достижение полной занятости, отсутствие инфляции, приемлемые темпы роста, справедливое распределение доходов. В рамках внешнего баланса- поддержание такого сальдо платежного баланса, которое без напряжения может финансироваться за счет притока иностранного капитала, стабильности валютного курса, который не нужно искусственно поддерживать через валютные интервенции или валютные ограничения.

Для обеспечения достижения этих целей в рамках открытой экономики в распоряжении правительства имеются две группы инструментов экономической политики- инструменты регулирования спроса и инструменты регулирования предложения.

Регулирование спроса считается наиболее эффективным направлением макроэкономической политики и может быть разделено на политику изменения и переключения расходов.

Политика изменения расходов предусматривает маневрирование инструментами денежной и бюджетной политики в целях достижения макроэкономического баланса.

Денежная политика бывает жесткой, предусматривающей сжатие денежной массы в реальном выражении и рост процентных ставок, и мягкой, означающей рост денежной массы и падение процентных ставок. Бюджетная политика бывает рестриктивной - означающей сокращение государственных расходов, рост налогов, что приводит к падению внутреннего производства и импорта, и экспансионистской, основанной на росте государственных расходов и сокращении налогов, что приводит к росту внутреннего производства и импорта.

Политика переключения расходов предусматривает маневрирование валютным курсом для переключения расходов между иностранными и национальными товарами с целью достижения макроэкономического баланса. Маневрирование валютным курсом означает либо политику его целенаправленной девальвации, которая переключает расходы с иностранных на национальные товары, стимулирует внутреннее производство, экспорт, сокращает импорт и исправляет дефицит платежного баланса, либо политику его ревальвации, которая переключает расходы с местных на иностранные товары, приводит к сокращению национального производства, экспорта и используется для ликвидации нежелательного положительного сальдо платежного баланса.

Есть и другие классификации инструментов макроэкономической корректировки. Для регулирования спроса правительство может использовать три основных вида политики - денежную, бюджетною и внешнеэкономическую. Каждая из них осуществляется через использование конкретных инструментов ( денежная - через операции на открытом рынке, резервные требования и т.д.; бюджетная - через ограничение расходов, рост налогов и т.д.; внешнеэкономическая- через валютный курс, тарифные и нетарифные ограничения, ограничения на движение капитала).

Регулирование предложения достигается через расширение инвестиций (налоговые льготы, сокращение процентной ставки, увеличение сбережений); контроль за ценами и сокращение издержек производства (сдерживание роста зарплаты, субсидирование цен на электроэнергию и транспорт, контроль над процентными ставками).

 


44. Использование модели IS-LM-BP для анализа экономической политики в открытой экономике, влияния ее инструментов на восстановление внутреннего и внешнего равновесия. Правило распределения ролей.

Разработка моделей открытой экономики активно проводилась рядом экономистов на протяжении последних десятилетий. Пионерные работы по проблемам государственного регулирования открытой экономики были выполнены Робертом Манделлой и Маркусом Флемингом, которые в начале 60-х годов развили кейсианскую модель IS- LM применительно к открытой экономике. Их модель предполагает совершенную мобильность капитала между малыми странами.

Кейнсианская модель, как известно, предполагает наличие двух секторов - реального и денежного, равновесные состояния которых отражают соответственно кривые IS (I-инвестиции, S-сбережения) и LM (L- ликвидность, M- деньги).

Равновесие в реальном секторе имеет место тогда, когда утечка средств из системы в виде сбережений (S) и расходов на импорт (IM) равна инъекциям средств в систему в виде инвестиций (I) и доходов от экспорта (ЕX).

Равновесие в денежном секторе имеет место тогда, когда спрос на деньги в трансакционных и спекулятивных целях (Мd) равняется их предложению (МS).

Пересечение кривых IS и LM обеспечивает одновременное равновесие реального и денежного секторов, т.е. достижение так называемого «внутреннего» равновесия в закрытой экономике.

В модели же открытой экономики появляется дополнительная кривая ВР, (balance of payments, платежный баланс), которая отражает равновесие внешнего сектора, имеющее место тогда, когда дефицит текущего (торгового) баланса (EX-IM) покрывается чистым притоком краткосрочного капитала из-за рубежа (FI). Пересечение кривых IS, LM и BP в одной точке, где обеспечивается одновременное равновесие всех трех секторов - реального денежного и внешнего- предполагает внешнее равновесие.

Таким образом, IS- LM- BP модель - кейнсианская модель открытой экономики, показывающая такое соотношение уровня доходов и процентной ставки, при котором обеспечивается одновременное равновесие в трех секторах- реальном, денежном и внешнем (рис.9.1)

 

Рис.9.1 Равновесие в модели IS- LM- BP

 

В приведенном графике точка А отображает состояние слияния внутреннего и внешнего равновесия в стране при ВВП, равном Y1, и процентной ставке,равной R1. Кривая IS- всегда имеет отрицательный угол наклона, поскольку при снижении процентной ставки растут инвестиции, в результате чего уровень дохода также должен быть выше, чтобы обеспечить возрастающий уровень зависимых от него импорта и сбережений, обеспечив тем самым сохранение равновесия в реальном секторе.

Кривая LM всегда имеет положительный угол наклона, поскольку чем выше процентная ставка, тем меньше спекулятивный спрос на деньги и тем выше предложение денег в трансакционных целях, что может быть только при возрастающем уровне дохода.

ВР кривая всегда имеет положительный угол наклона, поскольку чем выше доходы и следовательно импорт, тем больше дефицит торгового баланса и тем выше должна быть процентная ставка, чтобы обеспечить достаточный приток иностранного краткосрочного капитала для его финансирования.Ситуация, когда ВР кривая находится выше LM кривой говорит о высокой немобильности капитала, когда ниже - о его высокой, но неполной мобильности.

Механизм макроэкономической корректировки в рамках IS – LM – BP модели включает использование двух инструментов макроэкономической политики – бюджетной и денежной и может осуществляться в рамках широкого спектра подходов правительства конкретной страны к движению капитала: от полной свободы до полного запрета. При этом, как установили Р.Манделл и М.Флеминг, последствия проведения монетарной и фискальной политики существенно различаются в зависимости от принятого режима установления валютного курса.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.004 с.)