Тема 9. Стабилизационная политика и экономический рост. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Стабилизационная политика и экономический рост.



После изучения данной темы студент должен знать:

- сущность, цели, виды и инструменты стабилизационной политики, понимать ее интегральный и противоречивый характер, особенности и этапы эволюции стабилизационной политики в реформируемой России.

Студент должен уметь применять полученные теоретические знания для прогнозирования и моделирования последствий проводимых стабилизационных мероприятий и обоснованно корректировать свое экономическое поведение.

Содержание темы: Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства. Преимущества, недостатки и ограниченность кредитно-денежной и фискальной политики в закрытой и открытой экономике. Стабилизационная политика – определение стабилизации (финансовой, общеэкономической), опыт стабилизации в развитых и развивающихся странах. Проблемы макроэкономической стабилизации в реформируемой России.

Практическая работа по теме 9:

1. Сущность, формы, цели и инструменты стабилизационной политики.

2. Направления и проблемы финансовой и экономической стабилизации в современной России.

3. Теории и факторы экономического роста.

4. Влияние глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Теория переходной экономики/ под ред.Е.В.Красниковой.- М.:Теис,2005

Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.-Киров: Аса,2007

Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред.А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича-СПб.: Питер,2006

Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И. Новичкова.- М.: КНОРУС, 2009.

Дополнительная:

Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку/ под ред. Сидоровича А.В. -М.: Дело и сервис, 2005

Ковзанадзе И. Уроки мирового кризиса: необходима новая модель регулирования экономики//Вопросы экономики, 2010, №4

Смирнов С. Режимы валютного курса и стабильность экономики//Вопросы экономики,2010, № 1

Маневич В. О роли монетарной и финансовой политики в РФ в период кризиса и после него //Ворпосы экономики, 2010, №12

Мау В. Экономическая политика в 2009: между кризисом и модернизацией//Вопросы экономики,2010,№2

Дворецкая А.Рыночные и нерыночные механизмы экономического роста в России//ЭКО,2007.№4

 

Самостоятельная работа по теме 9 (аудиторная)- подумать и ответить на вопросы:

1. Чем градуализм отличается от «шоковой терапии», какая из этих политик более эффективна в достижении экономических целей, а какая – социальных?

2. Какая из известных стабилизационных политик применялась в России в 90-е годы, какие изменения происходят в ее целях и инструментах на современном этапе?

3. Финансовая стабилизация – это цель или средство макроэкономического регулирования?

 

В рамках самостоятельной работы по теме 9 (внеаудиторной) студент должен ознакомиться с научными публикациями, посвященным анализу проблем проводимых в России стабилизационных мероприятий, анализу опыта реализации стабилизационных программ в других странах, изучить принятые правительством РФ государственные программы развития экономики России на среднесрочную и долгосрочную перспективу, активно анализировать информацию из общедоступных источников и на этой основе глубоко понимать цели, проблемы и противоречия реально проводимой правительством макроэкономической политики.

 

Литература для самостоятельной работы:

Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку/ под ред. Сидоровича А.В. -М.: Дело и сервис,2005.

Селицкая Н. Типы антикризисной политики//ЭКО, 2009, №6

Смотрицкая И. Государственные закупки в системе мер антикризисного регулирования экономики//ЭКО, 2009, №7

Ковзанадзе И. Уроки мирового кризиса: необходима новая модель регулирования экономики//Вопросы экономики, 2010, №4

Смирнов С. Режимы валютного курса и стабильность экономики//Вопросы экономики, 2010, № 1

Маневич В. О роли монетарной и финансовой политики в РФ в период кризиса и после него //Ворпосы экономики, 2010, №12

Мау В. Экономическая политика в 2009: между кризисом и модернизацией//Вопросы экономики, 2010, №2

 

 

Итоговая (семестровая) аттестация представляет собой классический устный экзамен по представленным ниже вопросам, с учетом оценки за доклады и курсовую работу. Представленный ниже список вопросов формирует общекультурную компетенцию ОК-1 (№1,39,40,42,43,46,49), ОК-4 (№ 6-8,13-16,18,20,32,50) и профессиональные компетенции ПК-4 (№ 9-11, 19,35,37,41,50), ПК-6 (№ 3,17,21-31,33,38,45,48), ПК-9 (при подготовке к практическим занятиям и написании курсовой работы).

Вопросы к экзамену и перечень контролируемых учебных элементов по дисциплине «Макроэкономика» для студентов 1 курса финансово-экономического факультета (группы 415, 416, 417, 418) отражают требования к знаниям, задаваемым Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 "Экономика", которые студент должен приобрести в результате освоения дисциплины или отдельных ее разделов.

 

Контролируемое содержание дисциплины Перечень контролируемых учебных элементов в соответствии с Кодификатором  
Код элеме нта содер жания Элементы содержания дисциплины (темы), номера вопросов к экзамену Студент должен знать...
2.3.01 Общественное воспроизводство (вопросы № 1, 3, 46, 47) знать: сущность общественного воспроизводства, резидентные и нерезидентные институциональные единицы, отраслевую и секторальную структуру национальной экономики, принципы построения межотраслевого баланса, теневая экономика
2.3.02 Макроэкономические показатели (№ 4, 5, 7, 8- 11, 15, 19) знать: основные макроэкономические показатели (ВВП, национальный доход, национальное богатство, личный располагаемый доход, инвестиции). уметь: определять номинальные и реальные показатели
2.3.03 Потребление и сбережение (№ 6, 8, 25, 26) знать: сущность потребления и сбережения, предельную и среднюю склонность к потреблению и сбережению уметь: определять предельную и среднюю склонность к потреблению и сбережению
2.3.04 Модели потребления (№ 6, 25) знать: модели потребления: кейнсианская, жизненного цикла (Модильяни), постоянного дохода (М.Фридмана)
2.3.05 Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения(№ 21-23) знать: понятие совокупного спроса и совокупного предложения, факторы, влияющие на них, классическую и кейнсианскую модели макроэкономического равновесия уметь: определять влияние изменения в совокупном спросе и совокупном предложении на равновесный объем производства и уровень цен
2.3.06 Мультипликатор автономных расходов (№ 30) знать: понятие мультипликатора автономных расходов уметь: рассчитывать величину мультипликатора и степень влияния изменения автономных расходов на совокупный спрос
2.3.07 Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция (№ 15-20) знать: сущность, причины, формы и виды безработицы и инфляции
2.3.08 Социально-экономические последствия инфляции и безработицы (№ 16, 17, 20) знать: социально-экономические последствия инфляции, сущность закона Оукена, «правило 70» уметь: определять экономические потери от безработицы, уровни безработицы и инфляции
2.3.09 Деньги. Денежное обращение (№ 36-38) знать: сущность, функции и теории денег, спрос на деньги и предложение денег
2.3.11 Государственный бюджет (№ 33, 35) знать: понятие государственного бюджета уметь: определять дефицит и профицит государственного бюджета
2.3.12 Налоговая система страны (№ 34) знать: сущность налогов, виды и функции налогов  
2.3.13 Открытая экономика (№ 31, 48, 50)   знать: сущность открытой и закрытой экономики, фиксированный и плавающий валютные курсы, паритет покупательной способности уметь: определить валютный курс
2.3.14 Макроэкономическое равновесие (Модель IS-LM)   знать: взаимодействие товарного и денежного рынка уметь: анализировать взаимосвязь товарного иденежного рынка
2.3.15 Налогово-бюджетная политика государства (№ 33-35) знать: цели и инструменты налогово-бюджетной политики государства
2.3.16 Кредитно- денежная политика (№ 39-43) знать: структуру банковской системы, функции банков, цели и инструменты кредитно-денежной политики уметь: анализировать влияние инструментов кредитно-денежной политики на основные макроэкономические параметры
2.3.17 Экономические циклы (№ 13, 14) знать: причины циклического развития экономики, понятие, структуру и типы экономических циклов, технологические уклады и «длинные волны», теории экономических циклов
2.3.18 Экономический рост (№ 46) знать: сущность, типы и факторы экономического роста, золотое правило накопления, теории экономического роста
2.3.20 Эффективность инструментов влияния макроэкономической политики (№ 33, 43, 48)     знать: виды и инструменты экономической политики государства (внешнеэкономической, инвестиционной, стабилизационной, научно-технической, структурной, социальной, антиинфляционной, антициклической)

 

 


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Дисциплина «Макроэкономика» как часть современной «Экономической теории» является общетеоретическим предметом, поэтому возможности использования при ее изучении интерактивных образовательных технологий, мастер-классов, психологических тренингов и т.п. весьма ограничены. В процессе освоения дисциплины предусматриваются активные методы обучения студентов в форме индивидуальной и групповой работы над докладами по актуальным макроэкономическим проблемам современной России, развития навыков их презентации (в т.ч. с использованием мультимедийных технологий), коллективной оценки и обсуждения. Кроме того, формулировки вопросов к практическим занятиям требуют самостоятельного поиска и обобщения большого количества источников теоретической и практической информации. Предполагается расширение использования возможностей интернет-тестирования и интернет-экзамена с целью контроля текущей успеваемости студентов. Но классические методы обучения (лекционные и семинарские занятия, письменные задачи и устный экзамен) остаются превалирующими, что определяется спецификой дисциплины, ранним уровнем ее изучения, низкой технической оснащенностью ТСО индивидуально каждого студента.

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО

КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В процессе освоения дисциплины предполагается значительный объем самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной). Список вопросов по каждой из тем, некоторые тестовые задания и задачи, а также, рекомендуемая литература, представлены в п.4.

По большинству тем для закрепления теоретических знаний проводятся контрольные работы в форме решения задач, письменного и интернет-тестирования. Для успешного применения теории к анализу практических проблем предусматривается индивидуальная и групповая (работа в микрогруппах), подготовка и презентация (в т.ч. с использованием мультимедиа) докладов по актуальным макроэкономическим проблемам развития российской экономики, написание и защита курсовой работы. Формой итогового контроля по курсу является устный экзамен.

Контрольные вопросы к экзамену по курсу «Макроэкономика».

  1. Предмет макроэкономики. Взаимосвязь макро- и микроуровней анализа
  2. Макроэкономические функции государства. Источники макроэкономической информации.
  3. Основные субъекты макроэкономики и связи между ними в модели сложного кругооборота продукта и дохода.
  4. Понятие, структура и значение системы национальных счетов.
  5. Валовой национальный продукт: определение, соотношение с ВВП, ограниченность.
  6. Потребление как макроэкономический показатель, его сущность, формы и модели.
  7. Инвестиции: сущность, формы, значение.
  8. Сбережения как показатель потока и запаса, их формы и значение.
  9. Метод вычисления ВНП по расходам.
  10. Метод исчисления ВНП по доходам.
  11. Производные от ВНП макропоказатели: особенности расчета, взаимосвязь, значение.
  12. Определение динамики ВНП (ВВП). Инфлирование и дефлирование. Дефлятор ВНП и его виды.
  13. Сущность, причины и виды экономических циклов. Индикаторы деловой активности.
  14. Фазы классического цикла. Принцип акселерации и значение инвестиций для экономической динамики.
  15. Безработица: сущность, измерение, типы и формы.
  16. Полная занятость – определение и значение.
  17. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
  18. Инфляция: определение, причины, типы и формы.
  19. Основные индексы цен. Измерение темпов инфляции.
  20. Экономические последствия инфляции. Основные направления антиинфляционной политики.
  21. Модель «Совокупный спрос - совокупное предложение»: определение совокупного спроса и его неценовые факторы.
  22. Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение»: определение совокупного предложения, его участки и неценовые факторы.
  23. Моделирование инфляции спроса, инфляции издержек, спада и экономического роста с помощью модели «Совокупный спрос- совокупное предложение».
  24. Классическая и кейнсианская теория занятости.
  25. График потребления и график сбережения. Факторы, сдвигающие данные графики.
  26. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению. Значение этих показателей для макроанализа.
  27. График спроса на инвестиции. Определение величины планируемых частных инвестиций.
  28. Определение равновесного объема производства в закрытой чисто рыночной экономике методом сопоставления «совокупные расходы-объем производства».
  29. Определение равновесного объема производства в закрытой чисто рыночной экономике методом «утечки-инъекции».
  30. Эффект мультипликатора автономных расходов – логическое и математическое обоснование, значение в экономике.
  31. Влияние внешней торговли на равновесный объем производства. Условия равновесия для открытой чисто рыночной экономики.
  32. Понятие дефляционного и инфляционного разрыва в расходах, способы преодоления.
  33. Дискреционная фискальная политика. Государственный бюджет. Влияние государственных закупок на равновесный ЧНП.
  34. Понятие налоговой системы. Влияние индивидуального аккордного налогообложения на равновесный ЧНП.
  35. Недискреционная фискальная политика. Автоматические (встроенные) стабилизаторы. Виды бюджетных дефицитов.
  36. Деньги: сущность, виды и функции, определение ликвидности.
  37. Предложение денег: понятие денежной массы и трудности ее измерения. Основные денежные агрегаты.
  38. Спрос на деньги: для сделок и со стороны активов. Процесс установления равновесия на денежном рынке.
  39. Банковская система – определение, элементы, макроэкономические функции.
  40. Коммерческий банк – определение, функции, финансовая структура. Роль обязательных резервов в структуре коммерческого банка.
  41. Расширение предложения денег с помощью банковской системы. Денежный мультипликатор.
  42. Финансовая структура и функции Центрального Банка в современной рыночной экономике.
  43. Основные инструменты кредитно-денежной политики ЦБ. Антициклическая кредитно-денежная политика.
  44. Стабилизационная политика: сущность, виды, особенности в РФ.

45. Модель IS-LM (Хикса-Хансена). Макроравновесие и реальная процентная ставка.

46. Сущность, факторы и теории экономического роста.

47. Теневая экономика: ее формы и значение в России

48. Сущность и виды валютного курса (фиксированный и плавающий курс). Паритет покупательной способности. Валютная политика.

49. Влияние глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики.

50. Платежный баланс: особенности расчета, виды и значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.089 с.)