Кафедра «Экономической теории и корпоративного управления» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Экономической теории и корпоративного управления»



Кафедра «Экономической теории и корпоративного управления»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ЭТиКУ,

д.э.н., профессор, академик РАЕН

А.П. Шихвердиев ______________

(подпись)

Протокол № 6 от 18 марта 2011г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Дисциплина – Макроэкономика

Для бакалавров по направлению «Экономика» 080100

Факультет – финансово-экономический

Форма обучения: дневная

 

 

Сыктывкар 2011


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет: Финансово-экономический

Кафедра «Экономической теории и корпоративного управления»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании

учебно- методической комиссии __________________факультета

«___» ________20__г.

Протокол № ___

 

Председатель УМК

_________________

_________________

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МАКРОЭКОНОМИКА»

 

Блок дисциплин: ПД базовая

Направление: «Экономика»

Квалификация: бакалавр

Факультет: Финансово- экономический

Форма обучения: очная

Семестр: третий

Общая трудоёмкость дисциплины: 6 зачётных единиц, 216 часов

В том числе:

Аудиторных 72 час, из них:

Лекций - 36 часов;

Практических – 36 часов;

Самостоятельная работа – 90 часов.

Форма итогового контроля: экзамен (45 часов)      

 

Сыктывкар 2011


Содержание

 

1. Цели освоения дисциплины «Макроэкономика» ……………………………………

2. Место дисциплины «Макроэкономика» в структуре ООП бакалавриата…………

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины…

4. Структура и содержание дисциплины «Макроэкономика»………………………….

5. Образовательные технологии……………………..…………….……………………...

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины……………………………………………………….

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………….

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА»

Формирование макроэкономического мышления – неотъемлемая часть экономического образования. Именно поэтому курс «Макроэкономика» изучается на всех экономических специальностях и направлениях. Он позволяет понять всеобщие взаимозависимости в границах национальной и мировой экономики, ключевые закономерности функционирования и развития рыночной экономики, теории и практические проблемы реализации стабилизационной политики, включая антиинфляционную, политику в области занятости и стимулирования экономического роста, в развитых странах и в России.

Учебной целью данного курса является изучение закономерностей экономического поведения макроэкономических субъектов на национальном и наднациональном уровне, на этой основе – сущности, причин и форм проявления макронестабильности в развитии, методов сокращения этой нестабильности за счет государственного регулирования.

Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов на уровне экономики страны, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики и в процессах принятия самостоятельных экономических решений, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности на основе построения экономико-математических моделей макропроцессов.

Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, объемного, критического мышления без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для бакалавра направления «Экономика» знание макроэкономичеких закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы не только математические способности, но и прогностические и аналитические навыки, умение выделить, оценить и сопоставить будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений.

Исходя из ФГОС бакалавр по направлению «Экономика» должен решать, наряду с прочими, следующие профессиональные задачи:
- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро-уровне как в России, так и за рубежом.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих субъектов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Изучение данных объектов (процессов, моделей, показателей) на основе теоретического метода агрегирования и на уровне национальной экономики, является главной целью дисциплины «Макроэкономика».

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА» В СТРУКТУРЕ

ООП БАКАЛАВРИАТА

 

Дисциплина «Макроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла

обучения бакалавров направления «Экономика», для ее успешного освоения необходимы знания основ «Экономической теории», «Микроэкономики», «Высшей математики», «Истории экономики», «Статистики», «Бухгалтерского учета». Он развивает теоретические знания о закономерностях рационального экономического поведения потребителей и производителей, изучая особенности равнодействующей их группового поведения в рамках макросекторов в процессе кругооборота продукта и дохода, углубляет знания о роли государства и финансовой инфраструктуры в современной рыночной экономике, дает понимание причин и последствий всеобщей взаимозависимости субъектов на макроуровне, роли инвестиций для развития экономики.

Курс «Макроэкономика» тесно связан и с другими дисциплинами – он является теоретической базой для изучения таких курсов как «Мировая экономика», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Ценообразование», «Маркетинг», «Денежное обращение», «Финансы», «Банковское дело», «Налогообложение».

 

Задачи и структура курса:

- определение предмета и методов макроэкономики, базового категориального аппарата и источников макроэкономической информации;

- определение субъектов макроэкономики на национальном уровне и установление связей между ними в кругообороте продукта и дохода;

- изучение системы национальных счетов, количественно отражающих эти взаимосвязи, виды, способы расчета и значение важнейших макропоказателей;

- изучение причин возникновения и форм проявления макронестабильности в развитии закрытой и открытой рыночной экономики, моделирование и проведение факториального анализа макронестабильности с помощью графических моделей («AD-AS», «IS-LM», кривая Филлипса, кейнсианский крест);

- на основе теоретических знаний изучение направлений и инструментов стабилизации экономики и стимулирования экономического роста с помощью фискальной, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики.

 

Место и роль курса «Макроэкономика» заключается в создании терминологической и методологической базы для изучения конкретных экономических дисциплин, в формировании основ рационального экономического мышления, научно обоснованных подходов к пониманию основных закономерностей и проблем функционирования национальной экономики, направлений и инструментов экономической политики.

Для успешного освоения курса применяются разнообразные методы обучения: лекционные занятия сопровождаются практическими занятиями, пройденный материал закрепляется за счет написания контрольных работ и курсовой работы, список тем курсовых представлен ниже. Формой итогового контроля является устный экзамен.

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА».

 

Изучение дисциплины «Макроэкономика» частично формирует следующие общекультурные компетенции: ОК-1 (выпускник владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения) и ОК-4 (выпускник способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем).

Кроме того, успешное освоение данной дисциплины влияет на формирование профессиональных компетенций: ПК-6 (выпускник должен быть способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты) и ПК-9 (должен быть способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет).

 

После изучения данного курса студент должен знать:

- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;

- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

- принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства.

 

На основе изучения данного курса студент должен уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи, курсовой работы.

Студент должен владеть:

- методологией экономического исследования, специальной терминологией и навыками профессиональной аргументации;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы на макроуровне;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА».

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

 

Тематический план курса «Макроэкономика»

 

  № темы   Содержание темы Количество часов
Лек-ции Семи-нары Самостоятельная работа
1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики. Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации.      
2. Основные макроэкономические связи и показатели в системе национальных счетов. Система национальных счетов: сущность, структура, значение. Виды и аналитическое значение основных макропоказателей. Модель простого и сложного кругооборота продукта и дохода. ВНП (ВВП) - сущность, ограниченность, значение. Теневая экономика. Расчет ВНП по расходам и доходам. Инвестиции: определение, виды, значение. Производные от ВНП макропоказатели. Потребление как макроэкономический показатель, модели потребления. Сбережения как показатель потока и запаса, формы, причины и модели сбережений. Номинальные и реальные макропоказатели. Основные индексы цен. Инфлирование и дефлирование. Динамика ВВП и уровня жизни в Российской Федерации.      
3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики. Предпосылки возникновения, сущность, причины и виды экономических циклов. Технологические уклады и «длинные волны». Текущие, опережающие и запаздывающие индикаторы деловой активности. Фазы среднего (классического) цикла. Принцип акселерации, значение инвестиций для стабильного развития. Безработица – определение, измерение, типы, формы, причины и последствия. Естественный уровень безработицы: особенности вычисления и значение. Закон Оукена. Проблема безработицы в России. Инфляция – определение, монетарные и немонетарные причины, типы и формы. Основное уравнение обмена. Экономические и социальные последствия инфляции, сеньораж. Сущность и направления антиинфляционной политики. Особенности инфляции в РФ.        
4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности. Взаимосвязь инфляции и безработицы: кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде. Модель «Совокупный спрос-совокупное предложение (AD-AS)»:кривая совокупного спроса, его неценовые детерминанты, кривая совокупного предложения, ее отрезки, неценовые детерминанты. Моделирование спада, экономического роста, инфляции спроса и издержек с помощью модели «AD-AS». Классическая и кейнсианская теория занятости. График потребления и сбережения в кейнсианской равновесной модели, факторы, сдвигающие эти графики. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению. График спроса на инвестиции и график инвестиционных расходов, факторы, влияющие на величину чистых частных инвестиций. Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и объема производства и методом «утечки- инъекции». Эффект мультипликатора автономных расходов: логическое и математическое обоснование. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы в расходах, методы их преодоления. Открытая и закрытая экономика, влияние внешней торговли на равновесный объем производства и занятость. Условия равновесия для открытой рыночной экономики.        
5. Основы фискальной политики. Сущность, цели и инструменты фискальной политики (дискреционной и недискреционной). Понятие государственного бюджета, его доходы и расходы. Сущность, виды, цели государственных закупок. Влияние государственных закупок на равновесный объем производства, занятость и инфляцию. Понятие налоговой системы. Сущность, виды, функции налогов. Виды налоговых ставок. Чистые налоговые поступления. Моделирование влияния чистых налогов на равновесный объем производства. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дискреционная фискальная политика в ходе экономического цикла. Автоматические (встроенные) стабилизаторы. Дефицит (профицит) государственного бюджета: определение, виды, последствия, методы финансирования и сокращения.        
6. Теория денег и денежного рынка. Теории происхождения,сущность, виды и функции денег. Ликвидность активов. Особенности измерения денежного предложения: денежные агрегаты, «квазиденьги». Спрос на деньги: для сделок и со стороны активов. Процесс установления равновесия на денежном рынке. Взаимосвязь товарного и денежного рынка. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка в модели «IS-LM». Инвестиционная и ликвидная «ловушка».      
7. Сущность, структура и значение банковской системы. Понятие банковской системы и банковской инфраструктуры, сущность и виды банков. Этапы становления, финансовая структура и функции коммерческого банка. Создание кредитных денег системой коммерческих банков. Денежный мультипликатор. Роль обязательных резервов в структуре коммерческого банка. Структура, функции и задачи Центрального банка. Особенности и проблемы становления банковской системы в РФ.          
8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики. Понятие, цели и инструменты кредитно-денежной политики (прямые и косвенные). Механизмы влияния изменения резервной нормы, ставки рефинансирования и операций на «открытом» рынке на денежное предложение и ставку ссудного процента. Антициклическая кредитно-денежная политика. Сущность, особенности составления и значение платежного баланса страны. Торговый, текущий и базисный баланс. Валютный рынок и факторы, определяющие обменный валютный курс. Виды валютных курсов (фиксированный, свободно и регулируемо-плавающий валютный курс). Паритет покупательной способности. Валютные интервенции, таргетирование и другие инструменты валютной политики.      
9. Тема 9. Стабилизационная политика и экономический рост. Сущность и формы стабилизации экономики, виды стабилизационной политики («шоковая терапия», градуализм). Экономический рост: сущность, проблемы измерения, факторы, последствия. Теории экономического роста. Политика стимулирования экономического роста (в т.ч. в России).      
  Всего:      

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля
лекции семинары самостоят. работа
  Макроэкономика            
1. Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики           Устный опрос, тест
2. Тема 2. Основные макросвязи и показатели в СНС   2-4       Устный опрос, контрольная работа
3. Тема 3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики           Устный опрос, доклады, контрольная работа
4. Тема 4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности   6-8       Устный опрос, контрольная работа
5. Тема 5. Основы фискальной политики   9-10       Устный опрос, доклады
6. Тема 6. Теория денег и денежного рынка   11-12       Устный опрос, контрольная работа
7. Тема 7. Сущность, структура и значение банковской системы   13-14       Устный опрос, решение задач
8. Тема 8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики   15-16       Устный опрос, доклады
9. Тема 9. Стабилизационная политика и экономический рост   17-18       Устный опрос, тест
  Всего:       + 9 КСР + 45 экзамен = 90   +30 курсовая работа = 90 Форма промежуточной аттестации – экзамен, курсовая работа

Макроэкономика как особая сфера человеческих знаний о наиболее общих взаимосвязях и закономерностях поведения хозяйствующих субъектов возникла намного позже экономической теории в целом и отличается значительно большей практической направленностью.

Особенностью ее методологических подходов является агрегирование связей и показателей, на основе которых оцениваются состояние и направления развития национальной экономики в целом, определяются направление и инструменты стимулирования экономического роста.

В условиях нестабильного развития знание макроэкономики особенно актуально, поскольку создает теоретическую и методологическую базу формирования научно обоснованной экономической политики государства, крупных транснациональных корпораций, межгосударственных объединений, направленной на снижение негативных последствий цикличности и несбалансированного экономического роста.

Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики.

После изучения данной темы студент должен знать:

- причины накопления, обработки и источники макроэкономической информации, особенности методологических подходов в макроэкономике, роль и значение современного государства на макроуровне;

Студент должен уметь:

- отнести рассматриваемую экономическую категорию к соответствующему уровню анализа, определять взаимозависимость экономических процессов на микро- и макро- уровне, использовать метод агрегирования при изучении особенностей экономического поведения субъектов макроэкономики.

Содержание темы 1:

Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации.

 

Практическая работа по теме 1:

1. Предмет макроэкономики, взаимосвязь макро- и микроуровней анализа. Особенности методологии позитивной и цели нормативной макроэкономики.

2. Макроэкономические функции и задачи государства в современной экономике.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров:АСА, 2009.

Киселева Е.А. Макроэкономика.М.: Эксмо,2006.

Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И. Новичкова.- М.: КНОРУС, 2009.

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: макро- и микроуровень. М.: Дело, 2006.

 

Дополнительная:

Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.:ИНФРА-М, 2009.

Макроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.:КНОРУС,2009.

Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.:Питер, 2006.

 

Самостоятельная работа по теме 1 (аудиторная) предполагает ответить на следующие вопросы:

1. Как связаны между собой макро-, микро- и мезоэкономика?

2. Как конкретно применяется метод агрегирования?

3. Какие негативные последствия может иметь государственное вмешательство в функционирование рыночной системы на макроуровне?

 

Самостоятельная работа по теме 1 (внеаудиторная) предполагает закрепление сущностных и функциональных взаимосвязей в рыночной системе с помощью тестовых заданий, например: Отнесите конкретное направление деятельности правительства к соответствующей функции государства в рыночной экономике:

1. Для стимулирования частных инвестиций правительство внесло в парламент проект закона о более низкой ставке налога на прибыль и дало поручение Центральному Банку снизить ставку рефинансирования.

2. Правительство приняло решение увеличить размер минимальной оплаты труда, при этом средством повышения зарплаты в бюджетной сфере должны стать повышенные налоги на алкоголь и игорный бизнес.

3. Правительство решило в этом году не увеличивать тарифы на услуги грузового жележнодорожного транспорта.

4. Правительство внесло в парламент новый закон, на основании которого ужесточаются требования по сертификации продукции, содержащей генномодифицированные компоненты.

5. Дополнительные бюджетные доходы из-за повышения экспортных пошлин на нефть и газ правительство решило направить на субсидирование частных и государственных фирм, развивающих нанотехнологии.

Функции государства:

А) Создание правовой базы функционирования рынков

Б) Защита конкуренции и регулирование монополий

В) Корректировка рыночного распределения доходов

Г) Корректировка рыночного распределения ресурсов

Д) Стабилизация экономики

Литература к самостоятельной работе:

Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров:АСА, 2009.

Киселева Е.А. Макроэкономика.М.: Эксмо,2006

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: макро- и микроуровень. М.: Дело, 2006

Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.:ИНФРА-М, 2009.

Макроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.:КНОРУС,2009.

Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.:Питер, 2006.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Дисциплина «Макроэкономика» как часть современной «Экономической теории» является общетеоретическим предметом, поэтому возможности использования при ее изучении интерактивных образовательных технологий, мастер-классов, психологических тренингов и т.п. весьма ограничены. В процессе освоения дисциплины предусматриваются активные методы обучения студентов в форме индивидуальной и групповой работы над докладами по актуальным макроэкономическим проблемам современной России, развития навыков их презентации (в т.ч. с использованием мультимедийных технологий), коллективной оценки и обсуждения. Кроме того, формулировки вопросов к практическим занятиям требуют самостоятельного поиска и обобщения большого количества источников теоретической и практической информации. Предполагается расширение использования возможностей интернет-тестирования и интернет-экзамена с целью контроля текущей успеваемости студентов. Но классические методы обучения (лекционные и семинарские занятия, письменные задачи и устный экзамен) остаются превалирующими, что определяется спецификой дисциплины, ранним уровнем ее изучения, низкой технической оснащенностью ТСО индивидуально каждого студента.

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО

КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В процессе освоения дисциплины предполагается значительный объем самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной). Список вопросов по каждой из тем, некоторые тестовые задания и задачи, а также, рекомендуемая литература, представлены в п.4.

По большинству тем для закрепления теоретических знаний проводятся контрольные работы в форме решения задач, письменного и интернет-тестирования. Для успешного применения теории к анализу практических проблем предусматривается индивидуальная и групповая (работа в микрогруппах), подготовка и презентация (в т.ч. с использованием мультимедиа) докладов по актуальным макроэкономическим проблемам развития российской экономики, написание и защита курсовой работы. Формой итогового контроля по курсу является устный экзамен.

Контрольные вопросы к экзамену по курсу «Макроэкономика».

  1. Предмет макроэкономики. Взаимосвязь макро- и микроуровней анализа
  2. Макроэкономические функции государства. Источники макроэкономической информации.
  3. Основные субъекты макроэкономики и связи между ними в модели сложного кругооборота продукта и дохода.
  4. Понятие, структура и значение системы национальных счетов.
  5. Валовой национальный продукт: определение, соотношение с ВВП, ограниченность.
  6. Потребление как макроэкономический показатель, его сущность, формы и модели.
  7. Инвестиции: сущность, формы, значение.
  8. Сбережения как показатель потока и запаса, их формы и значение.
  9. Метод вычисления ВНП по расходам.
  10. Метод исчисления ВНП по доходам.
  11. Производные от ВНП макропоказатели: особенности расчета, взаимосвязь, значение.
  12. Определение динамики ВНП (ВВП). Инфлирование и дефлирование. Дефлятор ВНП и его виды.
  13. Сущность, причины и виды экономических циклов. Индикаторы деловой активности.
  14. Фазы классического цикла. Принцип акселерации и значение инвестиций для экономической динамики.
  15. Безработица: сущность, измерение, типы и формы.
  16. Полная занятость – определение и значение.
  17. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
  18. Инфляция: определение, причины, типы и формы.
  19. Основные индексы цен. Измерение темпов инфляции.
  20. Экономические последствия инфляции. Основные направления антиинфляционной политики.
  21. Модель «Совокупный спрос - совокупное предложение»: определение совокупного спроса и его неценовые факторы.
  22. Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение»: определение совокупного предложения, его участки и неценовые факторы.
  23. Моделирование инфляции спроса, инфляции издержек, спада и экономического роста с помощью модели «Совокупный спрос- совокупное предложение».
  24. Классическая и кейнсианская теория занятости.
  25. График потребления и график сбережения. Факторы, сдвигающие данные графики.
  26. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению. Значение этих показателей для макроанализа.
  27. График спроса на инвестиции. Определение величины планируемых частных инвестиций.
  28. Определение равновесного объема производства в закрытой чисто рыночной экономике методом сопоставления «совокупные расходы-объем производства».
  29. Определение равновесного объема производства в закрытой чисто рыночной экономике методом «утечки-инъекции».
  30. Эффект мультипликатора автономных расходов – логическое и математическое обоснование, значение в экономике.
  31. Влияние внешней торговли на равновесный объем производства. Условия равновесия для открытой чисто рыночной экономики.
  32. Понятие дефляционного и инфляционного разрыва в расходах, способы преодоления.
  33. Дискреционная фискальная политика. Государственный бюджет. Влияние государственных закупок на равновесный ЧНП.
  34. Понятие налоговой системы. Влияние индивидуального аккордного налогообложения на равновесный ЧНП.
  35. Недискреционная фискальная политика. Автоматические (встроенные) стабилизаторы. Виды бюджетных дефицитов.
  36. Деньги: сущность, виды и функции, определение ликвидности.
  37. Предложение денег: понятие денежной массы и трудности ее измерения. Основные денежные агрегаты.
  38. Спрос на деньги: для сделок и со стороны активов. Процесс установления равновесия на денежном рынке.
  39. Банковская система – определение, элементы, макроэкономические функции.
  40. Коммерческий банк – определение, функции, финансовая структура. Роль обязательных резервов в структуре коммерческого банка.
  41. Расширение предложения денег с помощью банковской системы. Денежный мультипликатор.
  42. Финансовая структура и функции Центрального Банка в современной рыночной экономике.
  43. Основные инструменты кредитно-денежной политики ЦБ. Антициклическая кредитно-денежная политика.
  44. Стабилизационная политика: сущность, виды, особенности в РФ.

45. Модель IS-LM (Хикса-Хансена). Макроравновесие и реальная процентная ставка.

46. Сущность, факторы и теории экономического роста.

47. Теневая экономика: ее формы и значение в России

48. Сущность и виды валютного курса (фиксированный и плавающий курс). Паритет покупательной способности. Валютная политика.

49. Влияние глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики.

50. Платежный баланс: особенности расчета, виды и значение.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА»

 

Основная литература:

 

1. Киселева Е.А. Макроэкономика.-М.:Изд-во Эксмо, 2006.

2. Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2009.

3. Макроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной- М.: КНОРУС, 2009.

4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика.-М.:Дело, 2009.

5. Экономическая теория/ под ред. В.Д.Камаева- М.:Владос, 2006.

6. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И. Новичкова.- М.: КНОРУС, 2009.

 

Дополнительная литература:

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. –М: Республика, 2009.

2. Экономическая теория: макро, микро, мегаэкономика/ под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича - СПб.: Питер, 2004.

3. Экономика/ под ред. А.С. Булатова- М.: Юристъ, 2009.

4. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. -М.:Дело, 2009.

5. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.- М: Республика, 2005.

 

Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

 

ru.wikipedia.org/wiki/Макроэкономика

hsemacro.narod.ru/

economics.wideworld.ru/macroeconomics/

econteor.ru/makroekonomika/

quote.rbc.ru/macro/

www.gks.ru

www.minfin.ru

www.cbr.ru

 

ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА»

 

 

Север Sun Fire X4150  
Компьютеры: Geg Popular, 1500 Mhgz, ОЗУ 256 Mb, HDD 40 Gb  
Проектор: Sharp PG – A20X LCD 2000 Ansi  
Сканер EPSON Perfection V30  

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «бакалавр экономики».

 

Автор: Куликова Анна Николаевна, доцент кафедры ЭТ и КУ СыктГУ.

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Кафедра «Экономической теории и корпоративного управления»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ЭТиКУ,

д.э.н., профессор, академик РАЕН

А.П. Шихвердиев ______________

(подпись)

Протокол № 6 от 18 марта 2011г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.142 с.)