Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра «Экономической теории и корпоративного управления»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра «Экономической теории и корпоративного управления»
УТВЕРЖДАЮ: Зав. кафедрой ЭТиКУ, д.э.н., профессор, академик РАЕН А.П. Шихвердиев ______________ (подпись) Протокол № 6 от 18 марта 2011г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплина – Макроэкономика Для бакалавров по направлению «Экономика» 080100 Факультет – финансово-экономический Форма обучения: дневная
Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет: Финансово-экономический Кафедра «Экономической теории и корпоративного управления»
УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно- методической комиссии __________________факультета «___» ________20__г. Протокол № ___
Председатель УМК _________________ _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА»
Блок дисциплин: ПД базовая Направление: «Экономика» Квалификация: бакалавр Факультет: Финансово- экономический Форма обучения: очная Семестр: третий Общая трудоёмкость дисциплины: 6 зачётных единиц, 216 часов В том числе: Аудиторных 72 час, из них: Лекций - 36 часов; Практических – 36 часов; Самостоятельная работа – 90 часов.
Сыктывкар 2011 Содержание
1. Цели освоения дисциплины «Макроэкономика» …………………………………… 2. Место дисциплины «Макроэкономика» в структуре ООП бакалавриата………… 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины… 4. Структура и содержание дисциплины «Макроэкономика»…………………………. 5. Образовательные технологии……………………..…………….……………………... 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины………………………………………………………. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………… ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА» Формирование макроэкономического мышления – неотъемлемая часть экономического образования. Именно поэтому курс «Макроэкономика» изучается на всех экономических специальностях и направлениях. Он позволяет понять всеобщие взаимозависимости в границах национальной и мировой экономики, ключевые закономерности функционирования и развития рыночной экономики, теории и практические проблемы реализации стабилизационной политики, включая антиинфляционную, политику в области занятости и стимулирования экономического роста, в развитых странах и в России. Учебной целью данного курса является изучение закономерностей экономического поведения макроэкономических субъектов на национальном и наднациональном уровне, на этой основе – сущности, причин и форм проявления макронестабильности в развитии, методов сокращения этой нестабильности за счет государственного регулирования. Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов на уровне экономики страны, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики и в процессах принятия самостоятельных экономических решений, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности на основе построения экономико-математических моделей макропроцессов. Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, объемного, критического мышления без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для бакалавра направления «Экономика» знание макроэкономичеких закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы не только математические способности, но и прогностические и аналитические навыки, умение выделить, оценить и сопоставить будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений. Исходя из ФГОС бакалавр по направлению «Экономика» должен решать, наряду с прочими, следующие профессиональные задачи: - анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро-уровне как в России, так и за рубежом. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих субъектов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Изучение данных объектов (процессов, моделей, показателей) на основе теоретического метода агрегирования и на уровне национальной экономики, является главной целью дисциплины «Макроэкономика».
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Макроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла обучения бакалавров направления «Экономика», для ее успешного освоения необходимы знания основ «Экономической теории», «Микроэкономики», «Высшей математики», «Истории экономики», «Статистики», «Бухгалтерского учета». Он развивает теоретические знания о закономерностях рационального экономического поведения потребителей и производителей, изучая особенности равнодействующей их группового поведения в рамках макросекторов в процессе кругооборота продукта и дохода, углубляет знания о роли государства и финансовой инфраструктуры в современной рыночной экономике, дает понимание причин и последствий всеобщей взаимозависимости субъектов на макроуровне, роли инвестиций для развития экономики. Курс «Макроэкономика» тесно связан и с другими дисциплинами – он является теоретической базой для изучения таких курсов как «Мировая экономика», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Ценообразование», «Маркетинг», «Денежное обращение», «Финансы», «Банковское дело», «Налогообложение».
Задачи и структура курса: - определение предмета и методов макроэкономики, базового категориального аппарата и источников макроэкономической информации; - определение субъектов макроэкономики на национальном уровне и установление связей между ними в кругообороте продукта и дохода; - изучение системы национальных счетов, количественно отражающих эти взаимосвязи, виды, способы расчета и значение важнейших макропоказателей; - изучение причин возникновения и форм проявления макронестабильности в развитии закрытой и открытой рыночной экономики, моделирование и проведение факториального анализа макронестабильности с помощью графических моделей («AD-AS», «IS-LM», кривая Филлипса, кейнсианский крест); - на основе теоретических знаний изучение направлений и инструментов стабилизации экономики и стимулирования экономического роста с помощью фискальной, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики.
Место и роль курса «Макроэкономика» заключается в создании терминологической и методологической базы для изучения конкретных экономических дисциплин, в формировании основ рационального экономического мышления, научно обоснованных подходов к пониманию основных закономерностей и проблем функционирования национальной экономики, направлений и инструментов экономической политики. Для успешного освоения курса применяются разнообразные методы обучения: лекционные занятия сопровождаются практическими занятиями, пройденный материал закрепляется за счет написания контрольных работ и курсовой работы, список тем курсовых представлен ниже. Формой итогового контроля является устный экзамен.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА».
Изучение дисциплины «Макроэкономика» частично формирует следующие общекультурные компетенции: ОК-1 (выпускник владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения) и ОК-4 (выпускник способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем). Кроме того, успешное освоение данной дисциплины влияет на формирование профессиональных компетенций: ПК-6 (выпускник должен быть способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты) и ПК-9 (должен быть способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет).
После изучения данного курса студент должен знать: - закономерности функционирования современной экономики на макроуровне; - основные понятия, категории и инструменты экономической теории; - основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне; - основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства; - принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства.
На основе изучения данного курса студент должен уметь: - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне; - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; - рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; - осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; - строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; - прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне; - представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи, курсовой работы. Студент должен владеть: - методологией экономического исследования, специальной терминологией и навыками профессиональной аргументации; - методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей; - современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы на макроуровне; - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Тематический план курса «Макроэкономика»
Макроэкономика как особая сфера человеческих знаний о наиболее общих взаимосвязях и закономерностях поведения хозяйствующих субъектов возникла намного позже экономической теории в целом и отличается значительно большей практической направленностью. Особенностью ее методологических подходов является агрегирование связей и показателей, на основе которых оцениваются состояние и направления развития национальной экономики в целом, определяются направление и инструменты стимулирования экономического роста. В условиях нестабильного развития знание макроэкономики особенно актуально, поскольку создает теоретическую и методологическую базу формирования научно обоснованной экономической политики государства, крупных транснациональных корпораций, межгосударственных объединений, направленной на снижение негативных последствий цикличности и несбалансированного экономического роста. Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики. После изучения данной темы студент должен знать: - причины накопления, обработки и источники макроэкономической информации, особенности методологических подходов в макроэкономике, роль и значение современного государства на макроуровне; Студент должен уметь: - отнести рассматриваемую экономическую категорию к соответствующему уровню анализа, определять взаимозависимость экономических процессов на микро- и макро- уровне, использовать метод агрегирования при изучении особенностей экономического поведения субъектов макроэкономики. Содержание темы 1: Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации.
Практическая работа по теме 1: 1. Предмет макроэкономики, взаимосвязь макро- и микроуровней анализа. Особенности методологии позитивной и цели нормативной макроэкономики. 2. Макроэкономические функции и задачи государства в современной экономике.
Рекомендуемая литература: Основная: Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров:АСА, 2009. Киселева Е.А. Макроэкономика.М.: Эксмо,2006. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И. Новичкова.- М.: КНОРУС, 2009. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: макро- и микроуровень. М.: Дело, 2006.
Дополнительная: Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.:ИНФРА-М, 2009. Макроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.:КНОРУС,2009. Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.:Питер, 2006.
Самостоятельная работа по теме 1 (аудиторная) предполагает ответить на следующие вопросы: 1. Как связаны между собой макро-, микро- и мезоэкономика? 2. Как конкретно применяется метод агрегирования? 3. Какие негативные последствия может иметь государственное вмешательство в функционирование рыночной системы на макроуровне?
Самостоятельная работа по теме 1 (внеаудиторная) предполагает закрепление сущностных и функциональных взаимосвязей в рыночной системе с помощью тестовых заданий, например: Отнесите конкретное направление деятельности правительства к соответствующей функции государства в рыночной экономике: 1. Для стимулирования частных инвестиций правительство внесло в парламент проект закона о более низкой ставке налога на прибыль и дало поручение Центральному Банку снизить ставку рефинансирования. 2. Правительство приняло решение увеличить размер минимальной оплаты труда, при этом средством повышения зарплаты в бюджетной сфере должны стать повышенные налоги на алкоголь и игорный бизнес. 3. Правительство решило в этом году не увеличивать тарифы на услуги грузового жележнодорожного транспорта. 4. Правительство внесло в парламент новый закон, на основании которого ужесточаются требования по сертификации продукции, содержащей генномодифицированные компоненты. 5. Дополнительные бюджетные доходы из-за повышения экспортных пошлин на нефть и газ правительство решило направить на субсидирование частных и государственных фирм, развивающих нанотехнологии. Функции государства: А) Создание правовой базы функционирования рынков Б) Защита конкуренции и регулирование монополий В) Корректировка рыночного распределения доходов Г) Корректировка рыночного распределения ресурсов Д) Стабилизация экономики Литература к самостоятельной работе: Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров:АСА, 2009. Киселева Е.А. Макроэкономика.М.: Эксмо,2006 Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: макро- и микроуровень. М.: Дело, 2006 Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.:ИНФРА-М, 2009. Макроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.:КНОРУС,2009. Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.:Питер, 2006.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дисциплина «Макроэкономика» как часть современной «Экономической теории» является общетеоретическим предметом, поэтому возможности использования при ее изучении интерактивных образовательных технологий, мастер-классов, психологических тренингов и т.п. весьма ограничены. В процессе освоения дисциплины предусматриваются активные методы обучения студентов в форме индивидуальной и групповой работы над докладами по актуальным макроэкономическим проблемам современной России, развития навыков их презентации (в т.ч. с использованием мультимедийных технологий), коллективной оценки и обсуждения. Кроме того, формулировки вопросов к практическим занятиям требуют самостоятельного поиска и обобщения большого количества источников теоретической и практической информации. Предполагается расширение использования возможностей интернет-тестирования и интернет-экзамена с целью контроля текущей успеваемости студентов. Но классические методы обучения (лекционные и семинарские занятия, письменные задачи и устный экзамен) остаются превалирующими, что определяется спецификой дисциплины, ранним уровнем ее изучения, низкой технической оснащенностью ТСО индивидуально каждого студента.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе освоения дисциплины предполагается значительный объем самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной). Список вопросов по каждой из тем, некоторые тестовые задания и задачи, а также, рекомендуемая литература, представлены в п.4. По большинству тем для закрепления теоретических знаний проводятся контрольные работы в форме решения задач, письменного и интернет-тестирования. Для успешного применения теории к анализу практических проблем предусматривается индивидуальная и групповая (работа в микрогруппах), подготовка и презентация (в т.ч. с использованием мультимедиа) докладов по актуальным макроэкономическим проблемам развития российской экономики, написание и защита курсовой работы. Формой итогового контроля по курсу является устный экзамен. Контрольные вопросы к экзамену по курсу «Макроэкономика».
45. Модель IS-LM (Хикса-Хансена). Макроравновесие и реальная процентная ставка. 46. Сущность, факторы и теории экономического роста. 47. Теневая экономика: ее формы и значение в России 48. Сущность и виды валютного курса (фиксированный и плавающий курс). Паритет покупательной способности. Валютная политика. 49. Влияние глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики. 50. Платежный баланс: особенности расчета, виды и значение. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА»
Основная литература:
1. Киселева Е.А. Макроэкономика.-М.:Изд-во Эксмо, 2006. 2. Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2009. 3. Макроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной- М.: КНОРУС, 2009. 4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика.-М.:Дело, 2009. 5. Экономическая теория/ под ред. В.Д.Камаева- М.:Владос, 2006. 6. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И. Новичкова.- М.: КНОРУС, 2009.
Дополнительная литература: 1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. –М: Республика, 2009. 2. Экономическая теория: макро, микро, мегаэкономика/ под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича - СПб.: Питер, 2004. 3. Экономика/ под ред. А.С. Булатова- М.: Юристъ, 2009. 4. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. -М.:Дело, 2009. 5. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.- М: Республика, 2005.
Программное обеспечение и интернет-ресурсы:
ru.wikipedia.org/wiki/Макроэкономика hsemacro.narod.ru/ economics.wideworld.ru/macroeconomics/ econteor.ru/makroekonomika/ quote.rbc.ru/macro/ www.gks.ru www.minfin.ru www.cbr.ru
ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА»
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «бакалавр экономики».
Автор: Куликова Анна Николаевна, доцент кафедры ЭТ и КУ СыктГУ. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ Кафедра «Экономической теории и корпоративного управления»
УТВЕРЖДАЮ: Зав. кафедрой ЭТиКУ, д.э.н., профессор, академик РАЕН А.П. Шихвердиев ______________ (подпись) Протокол № 6 от 18 марта 2011г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.156 (0.012 с.) |