Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности. ИС – соб-сть на исключительные права. Смысл ее состоит в том, что только обладатель интел соб-сти, и в первую очередь автор, располагает исключ правами на ее испол. Никакое иное лицо не может каким-либо способом испол-ть интел. Соб-сть без его разрешения.Межд правовым актом - Конвенцией об учреждении Всемирной орг-ии интел соб-сти— «интел соб-сть» включает права, относящиеся к: литер, худож и научным произведениям; исполнит деят-сти артистов, звукозаписи, радио- и телев передачам; изобретениям во всех областях челов деят-сти; научным открытиям; промышл образцам; тов знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерч обозначениям. В условиях глобал мир эк для успешного распространения нов техн важное значение имеет коммерческое использ интеллект соб-сти. Растет лицензионная торговля, передача техн, развиваются другие отнош рын хар-ра в этой сфере. В этих условиях происходит форм-ие мир РЫНКА ИС, кот представлен, главным образом, тремя рынками: наукоемкой продукции, информации и прав. Рынок наукоемкой продукции (технолог установки, фармацевт препараты, вычисл техника и т.п.), кот развив быстрыми темпами и приносит огромные прибыли ведущим компаниям и странам мира. На рынке информ продукции и технол идет товарообмен информ, содержащейся как на бумажных носителях, так и на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках, дискетах, серверах. Структура продукции этого рынка самая неопределя и быстроменяющаяся. Тенденции таковы, что комп техника и Интернет начинают вытеснять все остальные носители. На рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Патентная ст-ка явл одним из основных показ научно-техн пр-са. Защита патентов становится одной из стратег целей как отдельно взятых компаний, так и государств.Значительная роль в защите ИС принадлежит Всемирной торговой организации (ВТО), представл своего рода кодекс правовых норм, регулир не только межд обмен тов и услуг, но и объектами ИС.
11.Внешнеторговая политика: сущность и цели. ВНЕШНЕТОРГ ПОЛИТ – деят-сть гос, направл на регулир торг отнош с др гос. Межд. координация в этой сфере предпол выработку договоренностей, определ нормы, правила и процедуры, кот обязя придерж-ся договарив стороны. В сфере торг обмена эти нормы и правила вырабатываются, прежде всего, в рамках Всемирной торг орган ВТО.Внешнеторг полит - один из осн макроэк инструментов, примен. для ускорения либо замедления эк. роста внутри страны.Виды: 1) Меркантилизм - полит, направл на стимулир экспорта для превышения его над импортом с целью привлечения денег в страну. 2) протекционизмом эк полит гос, направл на поощрение развития нац. эк и ее защиту от иностранной конкуренции путем установл высоких таможенных пошлин на те тов, кот внутри страны произ-тся в достаточном кол-ве. Цели: защита от иностр конкуренции отраслей отечеств эк, имеющих стратегическое значение; временная защита недавно созданных отраслей отечеств эк; расширение внеш рынка.Барьеры, испол гос для защиты нац эк:1) эк барьер: тамож. пошлины, предназн. для защиты местных производителей от иностр конкур-и; импортные квоты, устанавл макс объемы тов, кот могут быть ввезены в страну за какой-то период времени; эксп. Огранич. 2) неэк барьеры: бюрократ. запреты в тамож процедурах; сис лиценз, с помощью кот огранич импорт тов; введение неоправданных стандартов качества продукции. 3) Свободная торговля - полит, предполаг. отсутствие установл гос огранич в виде искусств барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. 12.Формы и методы регулирования внешней торговли. ТАМОЖ. ТАРИФ - перечень тамож пошлин, кот облагаются ввозимые в страну или вывозимые из страны тов. Типа тамож тарифов: 1) Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку тамож пошлин, кот применяется вне зависимости от страны происхождения товара. 2) Сложный тариф предполаг определение по каждому товару двух и более ставок тамож пошлин. Он часто используется во внешнеторг политике гос, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их тов более высокими пошлинами, и предоставлять льготы др гос, развивая с ними более тесное эк сотр-тво. Имп пошлинами облагаются ввозимые в страну товары. Они выполняют главным образом фискальную ф-ю, обеспеч значительную часть налоговых поступлений в бюджет. Эксп пошлины - это налоги, взимаемые с товаров, вывозимых за пределы страны. Они призваны огранич экспорт тех тов, кот необходимы внутр рынку (например, нефть), а также пополнить доходную часть бюджета. Транз пошлины взимаются с тов, кот пересекают терр-ю гос транзитом. В мировой практике они применяются редко, так как сдерживают товарные потоки. нетариф методы: количеств. ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетариф регулирования торг оборота, опред кол-во и номенклатуру тов, разрешенных к экспорту или импорту. К ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные огранич экспорта и соглашения об упорядочении рынка.
Межд торг-эк организации. Всемирная торговая организация. ВТО была создана по результатам переговоров Уругвайского раунда в 1995 г. Место расположения - г. Женева (Швейцария). Главой ВТО является генеральный директор. Штат Секретариата составляет 500 сотрудников. На конец 2008 г. членами ВТО были 186 стран.ВТО призвана регулир торг-эк отнош участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торг переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы явл правовым базисом современной межд торговли.Неотъемлемой частью ВТО явл уникальный механизм разрешения торг споров. Функции ВТО: контроль за выполнением соглашений и договор пакета документов Ур. раунда; проведение многосторонних торг переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торг споров; мониторинг нац торговой полит стран-членов; тех содействие развивающимся гос по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с межд спец организациями.КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН. Это представительная многост торг-эк орг-я, членами кот явл 186 гос. Местопребывание ЮНКТАД - г. Женева (Швейцария).Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства - члена ООН. Задачи ЮНКТАД: поощрение межд торговли, прежде всего между развитыми и развив странами; разработка рекомендаций по вопросам развития межд эк отнош; согласование полит правительств и регионх эк организаций в сфере торговли и связанных с ней аспектах эк развития; координация деят-ти других учреждений ООН по вопросам межд торговли.МЕЖДУНАРОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (МТО) учреждена в 1952 г. как Совет таможенного сотрудничества (СТС). В настоящее время она объединяет 139 государств, в том числе почти все бывшие республики СССР. Задача организации - разработка и распростр. единых тамож «правил игры» с целью ускорения мир. товарооборота, унификация и облегчение перемещения тов и физ лиц через тамож границы при обеспеч контр и фискал ф-й таможни.Постоянно действующим исполнит органом орг-и явл Секретариат, кот располагается в г. Брюсселе (Бельгия).Одним из основных направлений деят-ти МТО явл выработка рекомендаций по толкованию и применению соглашений, конвенций, по пересмотру и актуализации документов и их адаптации к изменениям в мир эк.
Виды международных компаний
19.Портфельные инвестиции: понятие, виды, причины и препятствия роста. Портфельные инвестиции - вложения капитала в покупку ЦБ с целью дальнейшей их перепродажи по мере продвижения конъюнктуры фондового рынка. Главный смысл портф инвестирования — это получение спекулятивной прибыли. Они разделяются на инвестиции в: 1) акционерные ЦБ-ги -обращающийся на рынке денежный док-т, удостовер имущ право владельца док-та по отношению к лицу, выпустившему этот док-т. 2) долговые ЦБ - денежный док-т, удостовер отнош займа владельца док-та по отношению к лицу, выпустившему этот док-т. Гл причина осущ-ния портф инв-ций — стремление разместить капитал в той стране и в таких ЦБ-гах, в к-рых он будет приносить макс прибыль при допустимом уровне риска. В известном смысле портф инв-ции рассм-ются как ср-во защиты денег от инфляции и получения спекулятивного дохода. Объемы портф инв-ций учитываются в текущих рыночных ценах на момент совершения операций. В совр усл-ях портф инв-ции растут более быстрыми темпами, чем прямые. Это объясняется тем, что портф инв-ции менее рискованные, более ликвидны, а значит и более подвижны. Для того, чтобы нац. экономика могла эффективно воспользоваться портф инв-циями, д. б. обеспечены опред усл-я. Необходимо чтобы: 1. был введен либеральный режим движения капитала; 2. была сформирована нормативная база функц-ния рынка ЦБ; 3. функционировала развитая инфраструктура фондового рынка; 4. был обеспечен своб доступ иностр инвесторов на нац рынок; 5. был обеспечен благопр инвестиционный климат.
20.Миграция ссудного капитала. Международный рынок ссудного капитала: особенности, участники, организационные формы. Вывоз кап-ла предст-т собой процесс изъятия части кап-ла из нац. оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в др страну в целях получения дохода. Межд. миграция капиталов - это встречное движ-е кап-лов между странами, приносящее их собственникам доход. Вывоз кап-ла в ссудной форме предполагает предоставление ср-в взаймы на опр. срок в целях получ-я % за их использ-е. Ссудный кап-л, вывозимый за границу, может выступать в виде кратко-, средне- и долгосрочных займов и кредитов. Движ-е ссудного капитала в сфере межд. эк. отн-й выступает в виде межд. кредита (это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором одной страны заемщику из другой страны на усл-ях возвратности, срочности, платности, обеспеченности). М/нар рынок ссудного кап-ла (МРСК) – сис-ма отн-й по аккумуляции и перераспр-нию ссудного кап-ла между странами, независимо от уровня их соц-эк разв-я. На практике данный рынок выглядит как единство и в/действие рынков трех уровней: нац-х, регион-х, мир-го. Объектом сделки на мир рынке ссудных кап-лов явл-ся кап-л, привлекаемый из-за границы или передаваемый в ссуду юрид лицам и гражданам иностр гос-в. Ссудная форма кап-ла на рынке может функционировать в след опер-ях: 1) выдача гос-х и частных займов; 2) приобретение облигаций др страны, ЦБ, векселей, тратт иностр компании; 3) осущ-ние выплат по долгам; 4) межбанковские депозиты; 5) межбанковские и гос задолженности.
21. Рынок международного кредита: понятие, классификация международных ссуд. Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валюты и товарных ресурсов на условиях срочности, возвратности и платности. На рынке международного кредита в качестве кредиторов и заемщиков могут выступать банки, фирмы, государственные учреждения, правительства, международные и региональные финансовые институты. Международные кредиты классифицируют по следующим основным признакам: 1. По назначению: коммерческие; финансовые; промежуточные. 2. По видам: товарные; валютные. 3. По технике предоставления: наличные; акцептные; депозитные сертификаты; облигационные займы; консорциональные (предоставляемые двумя и более кредиторами). 4. По валюте займа: в валюте страны-должника; в валюте страны-кредитора; в валюте третьей страны; в международных счетных единицах. 5. По срокам: сверхсрочные (суточные, недельные, до 3 месяцев); краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет). 6. По обеспечению: обеспеченные; бланковые. 7. В зависимости от категории кредитора: фирменные; банковские; брокерские; смешанные; международных финансовых институтов. Международный кредит выполняет следующие функции: - Перераспределяет финансовые и материальные ресурсы между странами; - Способствует экономии издержек обращения в сфере международных расчетов путем замены действительных денег (золотых, серебряных) кредитными; - Усиливает процессы накопления в рамках всего мирового хозяйства путем направления временно свободных денежных средств одних стран на кредитование капиталовложений в других; - Способствует ускорению процесса реализации товаров и услуг в мировом масштабе.
22. Международный рынок ценных бумаг: понятие, первичный и вторичный рынок. Мировой рынок ценных бумаг – часть рынка капиталов, где осуществляется эмиссия, а также купля-продажа ценных бумаг. Ценные бумаги в международных отношениях - это документы, выражающие имущественные отношения между субъектами этих отношений, подтверждающие право на какое-то имущество или денежную сумму, которые не могут быть реализованы или переданы другому лицу без предъявления соответствующего документа. Задачей рынка ценных бумаг - обеспечение более полного и быстрого перелива сбережений в инвестиции по цене, устраивающей покупателя и продавца. Основными функциями рынка ценных бумаг являются: А) мобилизация денежных средств вкладчиков для целей организации и расширения производства; Б) информационная, которая состоит в том, что ситуация на рынке ценных бумаг сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре рынка. Различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Первичный рынок обслуживает первичное размещение ценных бумаг. На нем эмитент получает необходимые ему финансовые средства. На вторичном рынке ценных бумаг производится купля-продажа ранее выпущенных акций и облигаций. На нем уже не происходит эмиссия новых финансовых средств, а осуществляется перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов. Существуют две организационные формы рынка ценных бумаг: А) биржевой рынок (фондовая биржа), который доступен только для солидных корпораций; Б) внебиржевой рынок, доступный практически любой компании и действующий на основе телефона, телекса, компьютерной сети, объединяющих проводами связи в единый организм тысячи инвестиционных фирм. Финансовые средства могут представлять совокупность собственно международных эмиссий или иностранных эмиссий ценных бумаг Собственно международные эмиссий ценных бумаг подписываются, гарантируются к размещению национальных банков в стране выпуска и обычно в валюте страны выпуска. Иностранные эмиссии ценных бумаг – выпуск ценных бумаг иностранными эмитентами на национальном рынке других стран. Отрицательная сторона иностранных эмиссий - они деноминируются в инвалюте, а потому подвергаются риску, связанному с обменным курсом, а также являются объектом регулятивных ограничений в стране, в которой эмитируются.
23. Внешнеинвестиционная политика: содержание и структура. Понятия «инвестиционный режим» и «инвестиционный климат». Внешнеинвестиционная политика государства –это структурная составляющая внешнеэкономической политики современного государства, представляющая собой систему форм и методов государственного воздействия на разнонаправленные потоки международных инвестиций с целью возрастания положительных экономических и социальных эффектов в национальной экономике. Структура внешнеинвестиционной политики: 1) на национальном уровне: а) политика привлечения иностранных инвестиций (регулирование ввоза); б) политика содействия зарубежным инвестициям (регулирование вывоза); 2) на интернациональном уровне: а) регулирование международными экономическими организациями; б) регулирование региональными экономическими организациями и интеграционными объединениями; в) регулирование двусторонними соглашениями о взаимной защите и поощрении инвестиций и об избежании двойного налогообложения. Инвестиционный режим -законодательно закрепленный тип взаимоотношений принимающей страны и иностранных инвесторов. Виды инвестиц. режима: 1) режим наибольшего благоприятствования: -принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любой другой; - инвесторам гарантируется защита от дискриминации со стороны принимающей страны; - допускаются исключения (по договору, национальная безопасность и др.). 2) национальный режим: - принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам, по крайней мере, такие же благоприятные условия хозяйствования, как и национальным; - допускаются исключения (отраслевые, НИОКР, национальная безопасность и др.). 3) справедливый и равноправный режим: - желания государств принимать иностранный капитал на условиях, учитывающих интересы инвестора, должны быть справедливыми и равными по отношению к национальному бизнесу; - не имеет четкого определения. 4) принцип транспарентности: - каждый вид режима требует его соблюдения; - предполагает своевременное уведомление инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран, действующем законодательстве и внесении в него изменений или дополнений, текущей инвестиционной политике и возможных ее изменениях, а также объяснение специфики административных процедур и практики регистрации, лицензирования и др. Инвестиционный климат страны – это вся совокупность условий приема и функционирования иностранного капитала в стране, определяющая степень инвестиционной привлекательности страны-реципиента для иностранного инвестора. Инвестиционная привлекательность страны – это благоприятный инвестиционный климат страны, создающий объективные предпосылки для инвестирования, которые количественно выражены в объеме капитальных вложений, привлеченных в страну, исходя из присущих ей инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих рисков. Инвестиционный потенциал страны – это состояние отдельных накопленных факторов производства, или частных потенциалов: ресурсно-сырьевого, производственного, потребительского, инфраструктурного, трудового, институционального, финансового, инновационного.
24. Проблемы и значение привлечения инвестиций в Республику Беларусь. В условиях глобализации производственно-инвестиционная модель сотрудничества разных стран стала преобладающей. Инвестиционная тема для Беларуси также является весьма актуальной. Износ основных фондов приблизился к критической точке, за которой начинается физический распад производственного потенциала и опасность возникновения техногенных аварий и катастроф. В промышленности он достиг 75%, а в целом по народному хозяйству - 75-80%. Основными источниками инвестиций в Республике Беларусь являются средства предприятий и госбюджета. На долю иностранных инвесторов приходится всего 3-5% вложений в основной капитал (за рубежом этот показатель достигает 15%). Причем подавляющая часть этих инвестиций (до 80%) состоит из кредитов от зарубежных совладельцев и только порядка 10% составляют взносы в уставные фонды предприятий. Очень мало интересуют зарубежных инвесторов широко развитые в Беларуси промышленность, сельское хозяйство, деревообработка, стройиндустрия, пищевая отрасль, туризм. Он предпочитает поддерживать развитие торговли и общепита, связи. Таким образом, в Беларуси присутствуют точечные иностранные инвестиции, которые невелики по объемам. Это позволило экспертам ЮНКТАД в Докладе о мировых инвестициях (2005 г.) отнести республику к числу стран с высоким, но неполно используемым потенциалом иностранных инвестиций. Впрочем, Беларусь не стремится к механическому валовому притоку инвестиций. Во главу угла поставлен качественный аспект: ввоз в страну новых и высоких технологий. Благоприятные социально-политические и экономические условия для этого имеются: относительно низкий уровень внешнего долга к ВВП, выгодное географическое положение, устойчивый экономический рост, наличие квалифицированной рабочей силы. Принят Инвестиционный кодекс, активно действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, создано Национальное инвестиционное агентство, задачей которого является организация инвестиционных проектов под ключ и которое работает по принципу одного окна. Утверждена Государственная программа инновационного развития на 2007-2010 годы. В Интернете открыт инвестиционный сайт с указанием наиболее привлекательных сфер для инвестиций. В то же время сохраняется ряд факторов, негативно действующих на инвестиционный климат в стране: нестабильность законодательства, большое количество проверок, сложный бухучет и отсутствие международных стандартов финансовой отчетности, тяжесть, запутанность и постоянные изменения налоговой системы, избыточность лицензирования, которое хотя и уменьшилось, но все равно действует более чем для 300 видов деятельности, практика неисполнения законов и т.д. Правительство Беларуси постоянно работает над улучшением инвестиционного климата в стране: получен страновый кредитный рейтинг; упрощен порядок лицензирования и регистрации бизнеса; разработана новая концепция развития рынка ценных бумаг и т.п. Но есть еще над чем работать в будущем. Проблемы с привлечениеминостранных инвестиций в Республику Беларусь обусловлены не только несовершенством инвестиционного климата, но и тем, что инвестиции реализуются практически в единственной форме: «один инвестор - один проект». За рубежом широкое распространение получила совсем другая форма - в виде фондов, управляемых специализированными компаниями. Подобная модель значительно снижает риск, так как деньги, аккумулированные в фонде, распределяются между несколькими предприятиями. Более того, инвестиции не предоставлены сами себе. Управляющая компания как раз специализируется на том, чтобы «выращивать» деньги, следить за эффективностью инвестиций и оказывать консультативную помощь предприятиям, в которые вложены средства. Использование такой модели в Беларуси тормозится в силу ряда причин: отсутствия соответствующего законодательства, необходимой инфраструктуры, менталитетом белорусов. Белорусский бизнес не привык доверять кому бы то ни было, кроме себя, и стремится контролировать все лично. В последнее время ситуация, похоже, стала меняться: в начале декабря 2007 г. американская управляющая компания Horizon Capital осуществила свои первые вложения на территории Беларуси, купив 31,5% акций ЗАО «Минский транзитный банк». Указанная компания существует с 1995 г. и в настоящее время управляет двумя инвестиционными фондами с общим капиталом порядка 280 млн. долл. Данные фонды вкладывают средства в компании со средним уровнем капитализации и значительным потенциалом роста в Украине и Молдове. Сейчас Horizon Capital организует следующий инвестиционный фонд объемом около 300 млн. долл. Инвестирование планируется осуществлять в финансовом, потребительском и розничном секторах экономики Украины, Молдовы и Беларуси. Выбор банковской сферы для первых инвестиций нового фонда в Беларуси неслучаен: она демонстрирует потенциал роста. Кроме того, в белорусских банках активно внедряются международные стандарты финансовой отчетности и общепринятые в мире принципы организации надзора за банковской деятельностью. Все это обеспечивает иностранным инвесторам гарантии надежности вложения средств. И если бы реальный сектор белорусской экономики развивался в том же направлении, что и финансовый, то нашим акционерным обществам привлекать инвестиции посредством продажи миноритарных пакетов акций зарубежным фондам было бы вполне по силам. 25.Международная миграция трудовых ресурсов. МИГРАЦИЯ рабочей силы - перемещение, переселение трудоспособного населения из одной страны в др в поисках работы и лучших условий жизни. Внеш рынок рабочей силы предполагает мобильность рабочей силы между фирмами на общемировом уровне и форм-ся под воздействием двух потоков – 1)ЭМИГРАЦИЯ - это выезд работников данной страны на работу в др страны. 2)ИММИГРАЦИЯ - это обратный процесс, то есть въезд иностр рабочих на работу в данную страну. Осн эк причиной явл уровень развития стран, определ разную степень занятости населения и размер з/п. Другие причины - полит и религ преследования, прир и техноген катастрофы, войны, личностные мотивации - относят к неэк. Базовой формой орг-ии ВТМ явл двусторонние соглашения между заинтер-ми гос, где, в частности, оговариваются соц и трудовое равноправие между иммигрантами и гражданами страны пребывания. Важное значение для ВТМ имеет закон о въезде и выезде, кот принимается каждым отдельным гос в целях защиты внутр рынка рабочей силы. В межд практике управления миграц процессами ф-и найма рабочей силы в стране эмиграции (иммиграции) обычно выполняет частный агент. Поскольку выбор места жительства и работы относятся к числу основных прав человека, то гражданин вправе заключать индивид труд. контракт с любым работодателем зарубежного гос, а миграц служба должна оказать ему в этом содействие. Форм-е рынка рабочей силы на основе миграц потоков имеет как положит, так и отриц. стороны. Положит сторона этого процесса состоит в том, что, «прокачав» часть своего трудоспособного населения через эк более развитые страны, страна-экспортер рабочей силы приобретает силы и средства для своего дальнейшего развития. Кроме того, межд трудовые миграции способ снижению безработицы на внутр рынке рабочей силы и в конечном итоге — росту его эффективности. Отриц. – «утечка умов».
26.Формы и методы регул внешн трудовой миграции. Миграц полит РБ. Для нейтрализации отриц последствий и усиления полож эффекта, получ в резул трудовой миграции, создана широкая сис нац и межгос регул этого процесса. В эту сис включ: зак-во о юрид, полит и профес статусе мигрантов; нац службы иммигр; межгос соглашения; межд конвенции и другие нормат док. Координирует деят-ть нац иммигр упр-й Сис постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), кот создана в рамках Орг-и эк сотрудничества и развития (ОЭСР). На межд уровне: Межд орг-ия по миграции (MOM). В рамках этой орг-и осущ разработка долгосроч программ в области упорядочения миграц потоков, оказания помощи в вопросах орг-ии миграции, технич сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных и консульт. услуг. Регул межд миграции занимаются также Межд орг-ия труда (МОТ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Каждая из этих организаций действует в рамках своей компетенции. МОТ - в области соц развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов, а УВКБ ООН - по вопросам защиты беженцев, реализ долгосрочных решений. Хар-ой особ-ю регул миграц потоков явл то, что приоритеты в данной области отдаются нац гос. Другой особ-ю явл то, что регул данного процесса осуще двумя (или более) субъектами, воздейст-ми на различные стадии перемещения трудовых ресурсов и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использ мигрантов, регул их кол-во, профес, квалифик, половозрастную структуру и продолж-сть пребывания в стране. В фу-и страны - экспортера рабочей силы в большей степени входят регул оттока и защита интересов мигрантов за рубежом. Методы регул: администр-правовые - меры нац закон-ва, определ юридич, полит и профес статус иммигрантов в данной стране. Меры эк регул призваны создавать мотивационные стимулы для оптимизации трудовой миграции. Оперативные меры выполняют корректирующую и координирующую ф-и, а также осущест мониторинг трудовых миграц процессов.
27. Миграционная политика. Формы и методы государственного и международного регулирования внешней трудовой миграции. Миграционная политика Республики Беларусь Государства как принимающих, так и экспортирующих рабочую силу стран регулируют миграционные процессы. С этой целью ими разрабатывается государственная миграционная политика. Цели эмиграционной политики состоят в том, чтобы сократить безработицу, увеличить валютные поступления, обеспечить соответствующий уровень жизни эмигрантов за рубежом и их возвращение на родину, обогащенными профессиональными знаниями. Регулирование эмиграции достигается косвенными методами, призванными создать благоприятный миграционный климат, а также прямыми методами, нацеленными на регулирование объемов и структуры миграционных потоков. Косвенные методы включают такие, как: 1) средства поощрения валютных переводов из-за рубежа и их эффективное использование (предоставление льгот по валютным вкладам; продажа мигрантам ценных бумаг, необлагаемых налогом; создание благоприятных условий для использования валютных средств на приобретение товаров, земли, производственного оборудования и т.п.); 2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся мигрантов; 3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран. Прямые методы включают такие, как: 1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам; 2) экспансионистская политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран; 3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи заграничных паспортов; б) запрет прямой и косвенный на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет. Государственное регулирование иммиграции направлено на защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечение рационального использования их труда. Оно обеспечивается следующими инструментами: -качественные требования к иностранной рабочей силе (наличие сертификата об образовании, стаж работы по специальности);-возрастной ценз; -состояние здоровья; -ограничения личностного характера; -прямое квотирование импорта; -финансовые и временные ограничители; запреты в явной и косвенной формах; -национально-географические приоритеты; -система санкций в отношении нелегалов, посредников, работодателей; -программы репатриации, призванные стимулировать отток мигрантов. Используются, как правило, три их вида: - программы материальной компенсации; - программы профессиональной подготовки; - программы экономической помощи регионам массовой эмиграции. На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение миграционных процессов – Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (МОМ), Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ). Белорусский сегмент мирового рынка труда имеет следующие особенности: 1)Беларусь выступает как потенциальный экспортер рабочей силы. Объемы импорта трудовых ресурсов невелики. 2)Белорусская рабочая сила вполне конкурентоспособна на мировом рынке труда. 3)Для РБ характерна значительная нацеленность предложения рабочей силы на соседние государства: Польшу, Россию, Германию, Чехию, Словакию. 4) Преобладание в структуре трудовой миграции молодежной составляющей (до 24 лет в основном). 5) студенческая миграция по облегченному визовому режиму. Труд студентов используется в основном на сезонных сельскохозяйственных работах, в сфере услуг и досуга и др. Формируя цели государственной миграционной политики, Беларусь исходит из необходимости цивилизованного вхождения в мировой рынок труда. В области экспорта рабочей силы таковыми являются: - организация оптимального оттока рабочих рук; - уменьшение безвозвратной миграции, превращение ее в возвратную, приносящую значительные экономические выгоды; - создание имиджа нашей профессиональной рабочей силе за рубежом; - защита прав и интересов трудящихся мигрантов за рубежом. В области импорта рабочей силы целями миграционной политики являются: - закрепление принципа приоритетности белорусских граждан на занятие вакантных мест; - удовлетворение потребностей экономики республики в трудовых ресурсах в необходимом объеме и соответствующего качества; - пресечение нелегальной иммиграции.
28. Интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, экономические последствия (эффекты) Интеграция – объед-е в целое каких-л. частей, эл-тов.Под междунар. эк. интегр. пон-т процесс эк взаимод-я стран, приводящий к сближению их хоз. механизмов, принимающий форму межгос соглаш-й и согласованно регулир-й межгос. органами. Она имеет тенденцию развиваться в тех регионах мира, где имеются для этого необходимые предпосылки. К ним относят: близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран, географическая близость, общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами; демонстрационный эффект; эффект «домино» (не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов). Цели интеграции: использование преимуществ экономики масштаба: создание благоприятных внешних условий для национального развития; укрепление позиций участвующих стран на международных переговорах по экономическим вопросам (например, в рамках ВТО); обмен опытом рыночных реформ: поддержание молодых отраслей национальной промышленности и сельского хозяйства. Интеграция отличается от других форм экономического взаимодействия стран: - взаимопроникновением национальных воспроизводственных процессов; -широким развитием международной специализации и кооперирования в производстве, НИОКР на основе прогрессивных и глубоких их форм; -подчинением глубоких структурных изменений в экономике стран-участниц стратегическим целям интеграции; -целенаправленным регулированием интеграционных процессов, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц; -созданием специальных межгосударственных и даже наднациональных институтов в целях координации действий стран-участниц, проведения общей экономической политики в тех или иных масштабах; - региональным характером. Формы интеграционных объединений: 1. Зона сводной торговли (ЗСТ). Она означает отмену тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, свободу межстранового движения товаров и услуг. ЗСТ может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него. Основные параметры развития согласовываются на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. 2.Таможенный союз (ТС) Он предполагает единое тарифное и нетарифное регулирование в отношениях с третьими странами наряду со свободой движения товаров и услуг внутри интеграционной группировки. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, чаще всего принимающих форму периодических совещаний министров, которые в своей работе опираются на постоянно действующий секретариат. 3.Общий рынок (ОР). Предусматривает свободу движения не только товаров и услуг, но и факторов производства: капиталов, рабочей силы, технологий. Координация осуществляется на пер
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.016 с.) |