Содержание книги

  1. IV. Закрепление изученного материала.
  2. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  3. III. Работа над новой темой.
  4. IV. Закрепление изученного материала.
  5. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  6. III. Работа над новой темой.
  7. IV. Закрепление изученного материала.
  8. V. Итог урока. Выставление оценок.
  9. III. Работа над новым материалом.
  10. IV. Закрепление изученного материала.
  11. V. Итог урока. Выставление оценок.
  12. VII. Гора Успехов и море Знаний.
  13. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  14. III. Работа над новым материалом. Знакомство с картой нашего края.
  15. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  16. III. Работа над новым материалом.
  17. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  18. II. Проверка знаний и умений. . Тест «поверхность нашего края». III. Работа над новым материалом.
  19. IV. Закрепление изученного материала.
  20. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  21. III. Работа над новым материалом.
  22. Описание полезных ископаемых
  23. IV. Закрепление изученного материала.
  24. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  25. III. Работа над новым материалом.
  26. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  27. Жизнь леса. Лес – природное сообщество
  28. III. Работа над новым материалом.
  29. Игра «Съедобное – несъедобное»
  30. V. Подведение итогов. Выставление оценок.
  31. II. Проверка домашнего задания.
  32. IV. Закрепление изученного материала.
  33. V. Подведение итогов. Выставление оценок.
  34. III. Работа над новой темой.
  35. IV. Закрепление изученного материала.
  36. III. Работа над новым материалом.
  37. IV. Закрепление изученного материала.
  38. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  39. II. Проверка знаний и умений.. I вариант. II вариант
  40. III. Работа над новым материалом.
  41. IV. Закрепление изученного материала.
  42. II. Проверка знаний и умений. . III. Работа над новым материалом.
  43. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  44. Обобщающий урок-игра «Я Знаю родной край»
  45. III. Игра «Я знаю родной край».
  46. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  47. Примерный рассказ о первобытном человеке
  48. III. Закрепление изученного. . IV. Итог урока. Выставление оценок. . Домашнее задание. . Мир древности: далекий и близкий. Ход урока
  49. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  50. IV. Закрепление изученного материала.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Итоги урока. Выставление оценок.



Практическая работа

О п ы т 1.

Учитель. Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? О чем это говорит?

Ученики. Из почвы идут пузырьки. Значит, в почве есть воздух.

О п ы т 2.

Учитель. Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в коробок. Что осталось на салфетке? О чем это говорит?

Ученики. Влажное пятно. Значит, в почве есть вода.

О п ы т 3.

Учитель. Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой делаем вывод?

Ученики. Вода в стакане стала мутной. На самом дне стакана видны песчинки, а сверху – глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.

О п ы т 4.

Учитель. Нагреем немного почвы. Что вы видите? Почему это происходит?

Ученики. Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.

Учитель. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?

Ученики. В составе почвы есть перегной – гумус.

О п ы т 5.

Учитель. Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? Что это такое?

Ученики. На стекле образовался белый налет. Это соль.

Учитель. Соли – питательные вещества, необходимые растениям. Значит, в почве есть соли.

Учащиеся заполняют схему:

Учитель. Почва состоит из песка, глины и перегноя. В ней имеются вода и воздух, необходимые для жизни растений. Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

Ученики. От количества перегноя.

В разных странах почва разного цвета: она то бурая, то красная, то темная, почти черная. Да и в нашей стране почвы тоже очень разнообразны. (Показ разных образцов почвы.)

В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите несколько основных типов почв на с. 171 учебника. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы. Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

Ученики.Чернозем, в ней много перегноя.

Учитель. Особенно плодородны черноземные почвы. Черноземы – одно из богатств нашей Родины. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке на них можно получить высокий урожай.

Плодородие– основное свойство почвы.

Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие почвы в нашем крае?

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Нива, моя нива,

Нива золотая!

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая.

По тебе от ветру –

Словно в синем море –

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.

Над тобою с песней

Жаворонок вьется,

Над тобой и туча

Грозно пронесется.

Учитель. Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.

Учитель открывает схему на доске:

Учитель. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Позже в почве селятся различные животные: черви, личинки, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием различных микроорганизмов: микробов, бактерий, грибов, насекомых, личинок – превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются полезные вещества. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении.

Почва образуется в природе медленно (за 250–300 лет «нарастает» всего 1 см), а разрушается быстро. Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять почву на больших площадях. Для защиты почвы от выдувания и смыва закладывают лесные полосы. В этой полезной работе участвуют и школьники: собирают семена, помогают при посеве, прополке, высадке и поливе молодых саженцев.

А там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Ведь чем выше урожаи, тем богаче наша Родина.

Учитель предлагает учащимся прочитать статью «Охрана почвы» на с. 172–174 учебника.

Учитель. Что необходимо делать для защиты почвы?

Ученики. Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения и ядохимикаты, умеренно орошать почву.

IV. Закрепление изученного.

Учитель. Что называют почвой?

Ученики. Почва – верхний рыхлый, плодородный слой земли.

Учитель. Из чего состоит почва?

Ученики. Почва состоит из воды, воздуха, песка, глины, гумуса, солей.

Учитель предлагает решить кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.

Учитель.Нарисуйте в тетради схему круговорота веществ в природе.

Учащиеся читают вывод на с. 174 учебника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.70 (0.007 с.)