Содержание книги

  1. III. Работа над новой темой.
  2. IV. Закрепление изученного материала.
  3. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  4. III. Работа над новой темой.
  5. IV. Закрепление изученного материала.
  6. V. Итог урока. Выставление оценок.
  7. III. Работа над новым материалом.
  8. IV. Закрепление изученного материала.
  9. V. Итог урока. Выставление оценок.
  10. VII. Гора Успехов и море Знаний.
  11. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  12. III. Работа над новым материалом. Знакомство с картой нашего края.
  13. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  14. III. Работа над новым материалом.
  15. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  16. II. Проверка знаний и умений. . Тест «поверхность нашего края». III. Работа над новым материалом.
  17. IV. Закрепление изученного материала.
  18. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  19. III. Работа над новым материалом.
  20. Описание полезных ископаемых
  21. IV. Закрепление изученного материала.
  22. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  23. III. Работа над новым материалом.
  24. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  25. Жизнь леса. Лес – природное сообщество
  26. III. Работа над новым материалом.
  27. Игра «Съедобное – несъедобное»
  28. V. Подведение итогов. Выставление оценок.
  29. II. Проверка домашнего задания.
  30. IV. Закрепление изученного материала.
  31. V. Подведение итогов. Выставление оценок.
  32. III. Работа над новой темой.
  33. IV. Закрепление изученного материала.
  34. III. Работа над новым материалом.
  35. IV. Закрепление изученного материала.
  36. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  37. II. Проверка знаний и умений.. I вариант. II вариант
  38. III. Работа над новым материалом.
  39. IV. Закрепление изученного материала.
  40. II. Проверка знаний и умений. . III. Работа над новым материалом.
  41. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  42. Обобщающий урок-игра «Я Знаю родной край»
  43. III. Игра «Я знаю родной край».
  44. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  45. Примерный рассказ о первобытном человеке
  46. III. Закрепление изученного. . IV. Итог урока. Выставление оценок. . Домашнее задание. . Мир древности: далекий и близкий. Ход урока
  47. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  48. IV. Закрепление изученного материала.
  49. V. Итог урока. Выставление оценок.
  50. V. Итог урока. Выставление оценок.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Работа над новым материалом.



На доске – плакат «Лес». Звучит запись голосов птиц. Учитель читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».

Сказка о художнике, который решил нарисовать лес

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

(Показ картины «Лес».)

Учитель. Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

Ученики.Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Учитель. Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.

Ученики. Деревья, кустарники, травы.

Учитель показывает схему «Ярусы леса».

Учитель предлагает заполнить таблицу:

Деревья

Кустарники

Травы

ели

сосны

березы

осины

малина

смородина

калина

шиповник

костяника

кислица

ландыши

Учитель. Что растет на самой земле?

Ученики. Лишайники и мхи.

Учитель открывает схемы на доске.

Учитель. Что обозначают стрелки?

Ученики.Это цепи питания.

Учитель. Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?

Ученики.В лесу животные находят пищу.

Учитель. Давайте рассмотрим цепи питания:

дуб ® жуки-короеды.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?

Ученики.Для молодых деревьев это польза, а для старых – вред.

Учитель. Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.

Ученики.Белка, запасая себе корм на зиму, уносит желуди далеко от дерева, на котором они выросли: так распространяются семена.

Учитель. В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

Ученики. Грибы.

Учитель предлагает прочитать статью учебника «Нужны ли лесу грибы?» на с. 179.

Ученики.Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.181 (0.007 с.)