Содержание книги

  1. III. Работа над новым материалом.
  2. IV. Закрепление изученного материала.
  3. V. Итог урока. Выставление оценок.
  4. VII. Гора Успехов и море Знаний.
  5. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  6. III. Работа над новым материалом. Знакомство с картой нашего края.
  7. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  8. III. Работа над новым материалом.
  9. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  10. II. Проверка знаний и умений. . Тест «поверхность нашего края». III. Работа над новым материалом.
  11. IV. Закрепление изученного материала.
  12. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  13. III. Работа над новым материалом.
  14. Описание полезных ископаемых
  15. IV. Закрепление изученного материала.
  16. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  17. III. Работа над новым материалом.
  18. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  19. Жизнь леса. Лес – природное сообщество
  20. III. Работа над новым материалом.
  21. Игра «Съедобное – несъедобное»
  22. V. Подведение итогов. Выставление оценок.
  23. II. Проверка домашнего задания.
  24. IV. Закрепление изученного материала.
  25. V. Подведение итогов. Выставление оценок.
  26. III. Работа над новой темой.
  27. IV. Закрепление изученного материала.
  28. III. Работа над новым материалом.
  29. IV. Закрепление изученного материала.
  30. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  31. II. Проверка знаний и умений.. I вариант. II вариант
  32. III. Работа над новым материалом.
  33. IV. Закрепление изученного материала.
  34. II. Проверка знаний и умений. . III. Работа над новым материалом.
  35. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  36. Обобщающий урок-игра «Я Знаю родной край»
  37. III. Игра «Я знаю родной край».
  38. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  39. Примерный рассказ о первобытном человеке
  40. III. Закрепление изученного. . IV. Итог урока. Выставление оценок. . Домашнее задание. . Мир древности: далекий и близкий. Ход урока
  41. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  42. IV. Закрепление изученного материала.
  43. V. Итог урока. Выставление оценок.
  44. V. Итог урока. Выставление оценок.
  45. Новое время: встреча Европы и Америки
  46. Тест «средние века: время рыцарей и замков»
  47. V. Итог урока. Выставление оценок.
  48. Тест «Новое время: встреча Европы и Америки»
  49. III. Работа над новым материалом.
  50. V. Итог урока. Выставление оценок.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Работа над новой темой.



На доске – плакат «Пресный водоем».

Учитель. Сегодня мы отправляемся на берег пресного водоема. Какие водоемы называют пресными?

Ученики. Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище.

Учитель. Вы неоднократно наблюдали за водоемами. Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа (показ фотографий). Вот растения: рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кубышка, кувшинка, ряска, различные водоросли. Вот животные: рыбы, лягушки, улитки, различные насекомые: стрекозы, клоп-водомерка и др.

 

Давайте познакомимся с ними поближе.

Учитель открывает на доске схему:

Очень богат растительный мир водоема. Одни растения растут в самом водоеме, а другие на берегу. Если посмотреть на поверхность водоема, то можно увидеть, что она покрыта маленькими зелеными листочками. Это растение ряска. Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.

Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью.

Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени.

На берегах водоема растет череда. Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду.

Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра.

Сусак зонтичный привлекает к себе внимание красивыми бело-розовыми цветками, собранными в рыхлое соцветие на верхушке стебля. Листья сусака очень узкие, длинные, прямые. Они собраны пучком и поднимаются вверх от основания стебля.

Растения водоемов:

1 – ирис; 2 – белокрыльник; 3 – пушица; 4 – стрелолист; 5 – камыш; 6 – рогоз; 7 – кубышка;
8 – ряска; 9 – белая кувшинка; 10 – перистолистник; 11 – элодея

В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. К ним относятся рдест, элодея (учитель показывает фотографии).

Какую роль выполняют растения в водоеме?

Ученики. Растения вырабатывают кислород, являются домом для животных и пищей.

Учащиеся составляют схему о роли растений в водоеме.

Учитель. Как уже говорилось, живут в мелких водоемах и разные животные: лягушки, рыбы, насекомые.

Многих животных вы уже хорошо знаете. Попробуйте их угадать.

1. Под водой живет народ,

   Ходит задом наперед.

                        (Рак.)

2. Длинным клювом тонким

   Схватит лягушонка –

   Капнет с клюва капля.

   Кто же это?..

                        (Цапля.)

3. У нее во рту пила.

   Под водой она жила.

   Всех пугала, всех глотала,

   А теперь – в котел попала

                        (Щука.)

4. Водяные мастера

   Строят дом без топора,

   Дом из хвороста и тины

   И плотину.

                        (Бобры.)

5. На дне, где тихо и темно,

   Лежит усатое бревно.

                        (Сом.)

6. У кого глаза на рогах,

   А дом на спине?

                        (Улитка.)

7. Голубой аэропланчик

   Сел на белый одуванчик.

                        (Стрекоза.)

8. Пестрая крякушка

   Ловит лягушек,

   Ходит вразвалочку –

   Спотыкалочку.

                        (Утка.)

Отгадки сопровождаются показом картинок с изображением этих животных.

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию «Пресный водоем» на с. 192–193 учебника и найти, каких животных еще не назвали.

Ученики.Жук-плавунец, клоп-водомерка, карась, двустворчатые моллюски, головастики, прудовик, катушка.

Учащиеся самостоятельно читают текст на с. 195 учебника.

Учитель.Кто такие головастики?

Ученики.Головастики – это детеныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок.

Учитель.Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим на поверхности толчками скользящих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.

Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб.

Назовите, какие хищники обитают в водоемах.

Ученики.Цапля, клоп-водомерка, щука, жук-плавунец, лягушки.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилия, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Рыба-сом на дне лежит.

Учитель.Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания.

растения ® карась ® щука;

растения ® головастики ® утки.

Ученики.Растения и животные живут сообща. Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются многие животные. Головастики питаются водорослями, а утка – головастиками.

Значит, пресный водоем – это природное сообщество.

Учитель. Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» на с. 196–198 учебника. Какие беды принес человек водоему?

Ученики.Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, а это поставило под угрозу существование многих растений и животных. Отлов рыбы привел к увеличению количества больной рыбы.

Учитель. Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме?

Ученики.Не надо ловить раков-санитаров и моллюсков-фильтров. Не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек. Надо охранять редкие растения водоема: белые кувшинки и кубышки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.148 (0.007 с.)