Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Работа над новым материалом.

Поиск

I вариант

№ 1.Укажите стрелками, в каких частях водоема обитают эти животные.

№ 2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками, называется … (стрелолист). Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это – … (бобер). Санитарами пресных водоемов считают … , … (рака, беззубку). С водоемами связана жизнь птиц – … , … (цапель, уток).

II вариант

№ 1.Укажите стрелками, в каких частях водоема обитают эти животные.

№ 2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами – это … (кубышка). Детеныши лягушки – это … (головастики). Живым фильтром водоема называют – … (двустворчатых моллюсков). Хищниками пресных водоемов являются … , … , … (щуки, водомерки, жуки-плавунцы).

Учитель предлагает послушать стихотворение удмуртского поэта Флора Васильева и ответить на вопрос: «О каких растениях рассказывается в нем?»

Читает стихотворение заранее подготовленный ученик.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

Ученики. В этом стихотворении говорится о васильках и о ржи.

Учитель. К каким группам относятся эти растения?

Ученики. Васильки – это дикорастущие растения, а рожь – культурное растение.

Учитель. Какие растения называют культурными, а какие – дикорастущими?

Ученики. Дикорастущие растения растут сами по себе, за ними человек не ухаживает. А культурные растения человек сажает, ухаживает за ними.

Учитель. За разведение культурных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Как же возникло растениеводство?

Ребята, сядем поудобнее в машину времени и отправимся путешествовать в далекое прошлое. Начали отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! И вот мы очутились в прекрасной долине у большой реки, рядом с пещерой, в которой поселились первобытные люди.

– Как они выглядят?

– А чем питаются? (Высказывания ребят.)

– Вы правы, ребята, люди собирают плоды, съедобные коренья, ягоды, орехи, съедобные листья. Но с каждым годом поселение людей увеличивается, все больше рождается детей, все меньше съедобной растительности остается в округе. Приходится ходить за пропитанием все дальше и дальше. И вот одному из членов человеческой общины пришла в голову мысль о том, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере, к своему жилью. Посадить и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц и зверей. Так зародилось растениеводство. Правда, это всего лишь легенда, но в действительности было примерно так.

Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена. Так человек научился выводить разные сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие растения, от которых они происходят. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов.

Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

Учащиеся записывают схему и объясняют, чем, как они считают, занимается, какие растения выращивает каждая отрасль.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с каждой отраслью. Посмотрите, какие растения выращивает отрасль полеводство.

Учитель демонстрирует гербарий, фотографии растений: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, кукуруза, подсолнечник, картофель.

Учитель. Где выращивают эти растения? Как называют эти культуры?

Ученики. Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры.

Далее учитель проводит обсуждение: что получают из каждого растения (учащиеся высказываются; если необходимо, то учитель дополняет высказывания).

Из ржи и пшеницы получают муку и пекут хлеб. Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны.

Х л е б н ы е з л а к и.

1. Пшеница. 2. Рожь. 3. Овес. 4. Гречиха. 5. Ячмень. 6. Просо.

Рожь выше пшеницы. Ее стебель выше человеческого роста. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Кроме муки, из ржи получают отруби, солому, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы.

Зерна овса продолговатые, из них варят кашу.

Гречиха отличается зернами коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу. Гречихой растение назвали потому, что привезли его на Русь из Греции.

Из ячменя получают перловую кашу, а из проса – пшено.

Из подсолнечника получают подсолнечное масло и семечки.

Из льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

У картофеля в пищу используют подземные части – клубни. Еще из картофеля получают крахмал.

Учитель. Посмотрите, какие растения выращивает отрасль овощеводство.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений: капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук.

Ученики. Это овощи. Их выращивают не только на полях, но и на огородах, в теплицах.

Учитель. Овощи играют огромную роль в питании человека. Лук и чеснок способны убивать болезнетворные растения, так как они содержат фитонциды. Поэтому их употребляют в сыром виде во время эпидемии гриппа.

Учащиеся выполняют упражнения за подготовленным учеником. Учитель (или ученик) читает стихотворение Ю. Тувима «Овощи».

                        Хозяйка однажды с базара пришла,

                        Хозяйка с базара домой принесла:

                        Картошку,

                                    Капусту,

                                                Морковку,

                                                            Горох,

                                                                       Петрушку и свеклу. Ох!..

                        Вот овощи спор завели на столе –

                        Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

                        Картошка?

                                    Капуста?

                                                Морковка?

                                                            Горох?

                                                                       Петрушку иль свекла? Ох!..

                        Хозяйка тем временем ножик взяла

                        И ножиком этим крошить начала:

                        Картошку,

                                    Капусту,

                                                Морковку,

                                                            Горох,

                                                                       Петрушку и свеклу. Ох!..

                        Накрытые крышкою, в душном горшке

                        Кипели, кипели в крутом кипятке:

                        Картошка,

                                    Капуста,

                                                Морковка,

                                                            Горох,

                                                                       Петрушка и свекла. Ох!..

                        И суп овощной оказался не плох!

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением плодовых растений: яблоня, груша, слива, малина, вишня и др.

Учитель. Как называется отрасль растениеводства, которая занимается выращиванием этих растений?

Ученики. Плодоводство.

Учитель. Плодоводство – это выращивание плодовых культур. Так называют растения, которые выращивают для получения фруктов. Человек использует в пищу плоды этих растений.

Далее учитель предлагает самостоятельно прочитать о цветоводстве текст на с. 206 учебника.

Учитель. Почему одни растения выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате?

Ученики. Цветы бывают теплолюбивые и не очень. В комнатах и теплицах цветочные растения выращивают круглый год. А в открытом грунте – только до холодов.

Учитель. Мир цветов прекрасен и разнообразен (демонстрирует рисунки и фотографии цветов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.72 (0.009 с.)