Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Проверка знаний и умений. . Тест «поверхность нашего края». III. Работа над новым материалом.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
II. Проверка знаний и умений. Тест «Поверхность нашего края» 1. Самая распространенная форма рельефа – это: а) равнина; б) горы. 2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется: а) балка; б) холм; в) овраг. 3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья? а) желтым; в) светло-коричневым; б) зеленым; г) коричневым. 4. Горы, созданные людьми, называют: а) холмы; б) терриконы; в) плоскогорья. 5. Нижняя часть горы, холма – это: а) подошва; б) склон; в) равнина. 6. Есть у оврага, холма и горы: а) вершина; б) склон; в) подошва. 7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это: а) балка; б) овраг; в) озеро. 8. Каким цветом обозначены на карте низменности? а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым. 9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это: а) гора; б) холм; в) терриконы. Ответы: 1(а), 2(в), 3(в), 4(б), 5(а), 6(б), 7(а), 8(б), 9(а). III. Работа над новым материалом. Учитель. Каким цветом обозначена вода на карте? Почему планету Земля называют «голубой»? Ученики. Вода обозначается синим цветом на глобусе и карте. Земля – «голубая» планета, так как 2/3 земной поверхности занимает вода (рис. 1). Учитель. Одинакова ли вода по вкусу? Ученики. Нет. В морях и океанах – соленая. А в озерах, реках, ручьях – пресная. Учитель. Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению: водоемы естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком). Учащиеся заполняют в тетради таблицу: Водоемы Естественные Искусственные река канал озеро пруд море водохранилище океан
ручей
Учитель. Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? Учащиеся высказывают свои предложения. Учитель обобщает высказывания учеников. Учитель.Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют исток реки (рис. 2). В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется устьем. Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч. Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное. В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье. Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод. Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья ( рис. 3). Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. В одних озерах вода пресная, а в других – соленая. Озера также питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает лишь Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Зимой наши водоемы покрываются льдом. Сначала лед образуется вдоль берегов, а затем покрывает всю поверхность реки или озера. Однако на многих реках долгое время остаются участки, не покрытые льдом (полные воды – полыньи). Знайте, что эти участки очень опасны для переходов. Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по тонкому льду. Весной лед начинает таять сначала вдоль берегов, а затем и на середине. Весенний лед очень обманчив, он пористый, поэтому непрочный. Переходить водоемы по весеннему льду крайне опасно. Особенно осторожно надо вести себя на воде летом во время купания. Купайтесь только в установленных местах под наблюдением взрослых. Помните хорошую пословицу: «Не зная броду, не лезь в воду». Далее учитель предлагает работу по карте нашей области. Учитель проводит беседу по вопросам: – Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте. – Назовите естественные водоемы. – Перечислите искусственные водоемы нашей области. – На берегу какой реки расположен наш город? – Покажите исток и устье реки, на которой стоит наш город. – На каком берегу (правом или левом) находится наш город? – Как это узнать? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег, а слева – левый берег.) – Есть ли у этой реки притоки? Учитель. А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 154 учебника. Учащиеся работают в парах. После подготовки ответы заслушиваются. Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
Учащиеся выполняют движения по ходу текста: показ руками вправо, влево, наклоны туловища, ходьба в полуприседе, подтягивание на носках с высоко поднятыми руками, имитация плавательных движений. Течет река… Течет река… Поит поля и города, Несет и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне… Ты хороша, река, весной, И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Словами – ах! – не передать! Приятней плыть в живой волне. Все дети счастливы вполне! Учитель. В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и жизни человека? Ученики. Люди берут воду из водоемов для хозяйственных нужд, для питья и приготовления пищи. Водоемы – это дом для животных и растений. По воде перевозят грузы на судах. Люди купаются, значит, водоем – это место отдыха людей. Учащиеся заполняют схему:
Учитель. Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах? Учащиеся высказывают свои предложения. Учитель. Основной корм чаек – рыба. А если рыба больна и вымирает, что произойдет с этой цепью питания? Ученики.Погибнут чайки и другие птицы, которые питаются рыбой. Учитель предлагает прочитать статью «Значение водоемов и охрана» на с. 155–156 учебника. Учитель. Как взрослые и дети должны охранять водоемы? Ученики. Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи. Учитель. В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где бывшая в производстве вода очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель. В ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.196.4 (0.009 с.) |