I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Звучит запись голосов птиц.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Учитель. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?
Ученики. В стихотворении говорится о лесе. Значит, мы отправимся в лесную зону.
Учитель. Верно. Тема урока «Леса России». А что мы должны узнать на уроке?
Ученики.Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.
Учитель. Что означает слово «дремучий лес»?
Ученики.Это густой, труднопроходимый лес.
Учитель.Но не все леса такие. Есть березовые рощи, где светло, потому что здесь деревья растут редко и много солнечного света.
И сегодня на уроке мы ответим на вопрос: «Почему одни леса темные, а другие – светлые?»
II. Проверка знаний и умений.
Учитель. По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем уроке? Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.
Далее учитель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать ключевое слово.
Вопросы к кроссворду:
1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики.
2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение.
3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу.
4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: «краснозобая …».
5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года.
6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами.
7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину.
8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками.
9. Основное занятие населения тундры.
10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет.
11. Олений мох.
12. Редкая птица с длинной шеей.
13. Самое крупное травоядное животное тундры.
14. Вечнозеленое растение с красными ягодами.
Учитель. Где находится Таймырский заповедник? Какие птицы гнездятся здесь?
Ученики. Заповедник находится на Таймырском полуострове, занимает большой участок тундры. (Учащиеся рассказывают о редких птицах заповедника – краснозобой казарке и соколе-сапсане.)
По выбору учителя несколько человек выполняют работу по карточкам.
|