III. Продолжение новой темы.. IV. Закрепление.
III. Продолжение новой темы.
Учитель. Итак, снова в путь за солнышком. (Учитель закрепляет солнышко над Восточно-Европейской равниной.) Где остановились мы сейчас?
Ученики. Это Восточно-Европейская равнина. На карте изображена светло-желтым цветом. На ней встречаются желтые пятна.
Учитель. Что обозначают эти желтые пятна?
Ученики. Это возвышенности и холмы.
Учитель. Правильно. Восточно-Европейскую равнину называют холмистой. (Учитель демонстрирует фотографии Восточно-Европейской равнины.)
Учитель. А сейчас держим путь на юго-запад. (Учитель закрепляет солнышко над Кавказскими горами.) Где мы остановились? Что рассказывает карта?
Ученики. Это Кавказские горы. Они высокие, потому что окрашены в темно-коричневый цвет. Самая высокая гора – Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус выше Белухи на Алтае.
Учитель демонстрирует фотографии Кавказских гор и схему:
Учитель. Кавказские горы – «молодые». Их вершины острые, а склоны – крутые.
IV. Закрепление.
Учитель. Наше солнышко закатилось на горизонт. Мы прошли огромный путь от восточных границ до западных. Что же вы можете сказать о земной поверхности России?
Ученики. На территории России встречаются горы, молодые и старые. Встречаются равнины, среди которых есть низменности, возвышенности, плоскогорья.
Учитель. Что же такое равнины?
Ученики. Равнины – это ровные или холмистые участки земной поверхности.
Учитель. Рассмотрите схемы равнин. Расскажите, какие равнины изображены.
Ученики. На 1-й схеме изображена холмистая равнина. Это Восточно-Европейская равнина. На 2-й схеме – плоская равнина. Это Западно-Сибирская равнина. На 3-й схеме – Среднесибирское плоскогорье.
Учитель. Объединим эти схемы в одну – «Равнины на территории России».
Начертите линию уровня моря. Какую равнину изобразим первой, второй, третьей? Что будет выше? Какая равнина будет ниже?
Учащиеся делают схему в тетради.
Учитель. Что называют горами?
Ученики. Горы поднимаются высоко над уровнем моря. Они бывают молодые (высокие) и старые (невысокие).
Учитель. На какой схеме изображены молодые горы?
Ученики. На первой схеме – это высокие горы с острыми вершинами.
Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу.
З а д а н и е: вставьте пропущенные слова.
«Самые высокие горы в России – … (Кавказские). В список Всемирного наследия включены горы – … (Алтая). С севера на юг через всю страну протянулись – … (Уральские) горы. На Камчатском полуострове находится вулкан … (Ключевская Сопка)».
|