Содержание книги

  1. III. Повторение пройденного материала.
  2. IV. Итоги урока. Выставление оценок.
  3. III. Продолжение новой темы.. IV. Закрепление.
  4. V. Подведение итогов. Выставление оценок.
  5. Вариант I. Вариант II. III. Работа над новой темой.
  6. VI. Закрепление изученного материала.
  7. VII. Итоги урока. Выставление оценок.
  8. III. Работа над новой темой.
  9. V. Закрепление изученного материала.
  10. VI. Итог урока. Выставление оценок.
  11. III. Работа над новой темой.
  12. IV. Работа над новым материалом.
  13. V. Закрепление изученного материала.
  14. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  15. Индивидуальная работа по карточкам
  16. IV. Закрепление изученного материала.
  17. II. Проверка знаний и умений.
  18. III. Изучение нового материала.
  19. V. Подведение итогов. Выставление оценок.
  20. III. Работа над новым материалом.
  21. IV. Закрепление изученного материала.
  22. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  23. III. Работа над новой темой.
  24. IV. Закрепление изученного материала.
  25. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  26. III. Работа над новой темой.
  27. IV. Закрепление изученного материала.
  28. V. Итог урока. Выставление оценок.
  29. III. Работа над новым материалом.
  30. IV. Закрепление изученного материала.
  31. V. Итог урока. Выставление оценок.
  32. VII. Гора Успехов и море Знаний.
  33. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  34. III. Работа над новым материалом. Знакомство с картой нашего края.
  35. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  36. III. Работа над новым материалом.
  37. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  38. II. Проверка знаний и умений. . Тест «поверхность нашего края». III. Работа над новым материалом.
  39. IV. Закрепление изученного материала.
  40. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  41. III. Работа над новым материалом.
  42. Описание полезных ископаемых
  43. IV. Закрепление изученного материала.
  44. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  45. III. Работа над новым материалом.
  46. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  47. Жизнь леса. Лес – природное сообщество
  48. III. Работа над новым материалом.
  49. Игра «Съедобное – несъедобное»
  50. V. Подведение итогов. Выставление оценок.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Работа над новой темой.



Учитель. Сегодня у нас с вами заключительное путешествие по природным зонам России. Это Черноморское побережье Кавказа – одна из самых замечательных и своеобразных, можно сказать уникальных, зон.

Запись на доске и в тетрадях: «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона».

Учитель. Покажите на карте субтропическую зону. Что рассказывает нам карта?

Ученики. Эта природная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье Черного моря: между Кавказскими горами и Черным морем.

Учитель. В каком тепловом поясе расположена субтропическая зона?

Ученики. В умеренном поясе, но ближе к Северному тропику, значит, солнечные лучи падают прямо и земля получает больше тепла.

Учитель. Высокие горы ограждают узкую полоску Черноморского побережья Кавказа от холодных ветров с севера. Солнце поднимается здесь высоко над горизонтом. Даже зимой лучи его так сильно нагревают поверхность земли, что температура воздуха остается выше нуля. В то время, когда на севере свирепствуют морозы, бушуют метели, в здешних садах цветут розы.

Большое влияние на погоду Черноморского побережья оказывает море.

Как хорошо ты, о море ночное, –

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно.

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Вот с какой любовью изображает море поэт Ф. И. Тютчев. И действительно, зимой оно обогревает, а летом умеряет жару. С поверхности моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в мощные облака, из которых выпадают обильные осадки. Тепло и влага создают благоприятные условия для развития пышной растительности. Здесь растут вечнозеленые растения.

А что же обозначает слово «субтропики», если в переводе с латинского приставка «суб» значит «под»?

Ученики. Значит, субтропики – это территория под тропиками.

Учитель. Точнее, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее России, а здесь, на Черноморском побережье, – лишь маленький кусочек.

Итак, мы должны выяснить, каковы отличительные особенности растительного мира субтропиков.

Учитель предлагает прочитать статью на с. 133–134 учебника и ответить на вопрос: «Каков растительный мир на побережье Черного моря?»

Ученики. Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями. Это дуб, бук, каштан.

Бук достигает высоты 25–40 метров. Его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет.

Каштан – дерево-долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 метров. Листья продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу.

Очень много растений, привезенных из разных стран: кипарисы, магнолии, пальмы.

На Черноморском побережье растет много фруктовых растений: инжир, персики, грецкие орехи.

Учитель. Прочитайте статью ученика на с. 136, рассмотрите иллюстрацию «Животный мир субтропической зоны» на с. 134–135 и ответьте, каких животных можно здесь встретить.

Ученики. Животный мир Черноморского побережья богат и разнообразен. В лесах обитают медведи, кабаны, барсы и шакалы. Цикады питаются соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Много ящериц и змей. Эти животные обитают на суше.

Встречаются животные, которые добывают себе пищу в море. Это птицы – чайки, бакланы.

Удивительны морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины.

Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову Конька-горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет конек на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленую – позеленеет.

Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка.

А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого и больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

Учитель проводит игру:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура, замри!

Учитель. Черноморское побережье – российская здравница. Солнечные лучи, морская прохлада, вечнозеленая растительность, радующая глаз, теплые ласковые волны, набегающие на берег, привлекают тысячи людей в эти края. Здесь построены санатории, дома отдыха. Но люди, приезжающие сюда отдыхать, не всегда относятся к природе бережно.

Учитель предлагает учащимся прочитать статью «Человек у моря» на с. 136–138 учебника и ответить на вопрос: «Каковы экологические проблемы субтропической зоны?»

Ученики. Сточные воды и мусор попадают в море и загрязняют его. Люди, приехавшие отдыхать, ловят насекомых на память и ломают ветки растений.

Учитель. Какие меры необходимо принять для решения экологических проблем этой природной зоны?

Ученики. Создан Сочинский национальный парк для сохранения уникальной природы. В Красную книгу России занесены растения этих мест (иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный) и животные (жужелица кавказская, черноморская афалина).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.96.214 (0.007 с.)