Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная работа по карточкам

Поиск

Индивидуальная работа по карточкам

1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре.

2. Перечислите экологические проблемы тундры.

3. Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и арктической пустыни.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. (Учащиеся показывают на карте.) Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Учитель. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

Ученики. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.

Учитель. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

Ученики. Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.

Учитель. Какая поверхность у зоны лесов?

Ученики. Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.

Учитель. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Ученики. Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.

Учитель. Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет?

Ученики. Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой.

Учитель.Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Учащиеся сравнивают на доске картины «Хвойный лес» и «Смешанный лес».

Учитель. Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (Учитель демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.)

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Учитель. Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 100–101 учебника, назовите животных этой зоны.

Ученики. Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.

Учитель. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Учитель показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Ученики. Как много здесь разных видов животных! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.007 с.)