IV. Закрепление изученного материала.
Учитель. Приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия в разных природных зонах. Какой мы должны сделать вывод?
Ученики. Нельзя нарушать экологическое равновесие, так как это приводит к экологическим проблемам.
Учитель предлагает объяснить следующие экологические ситуации:
1) Некоторые промышленные предприятия спускают в водоемы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоема? А на человеке?
2) Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками?
Заранее подготовленные ученики инсценируют экологическую сказку.
Все друг другу мы нужны
Обратный путь, да по знакомой дороге, всегда кажется короче, то ли потому, что его хорошо знаешь, то ли оттого, что впереди дом, отдых.
Но если дорога дальняя, про отдых лучше не думать, труднее будет идти.
Вот и Косте совсем расхотелось идти, едва он вспомнил про дом. Ноги стали заплетаться, захотелось спать. «Интересно, сколько сейчас времени?» – подумал он.
– Уже шестой час, – сказал Боровичок, будто услышав.
Костя даже остановился.
– Откуда ты знаешь, о чем я думаю?
– По тебе видно. Сколько уж раз на солнышко глядел. И теперь посмотрел.
– А у тебя часы, что ли, есть?
– Есть. Во-он их сколько, часов, – цветов кислицы. У них привычка закрываться к шести вечера.
– Здорово! И погоду угадывают, и время показывают. Только вредных много. Вот бы избавиться от них!
– Ты уже хотел избавиться от вороньего глаза.
– Ну, его можно оставить. А других отравить. Этот … копытень, например. Вонючий такой.
– Из копытца духи хорошие делают.
– Тогда багульник (полынь можно), – не сдавался Костя.
– Порошок из его листьев отпугивает вредных насекомых.
Костя задумался. Наконец сказал:
– Значит, ничего трогать нельзя?
– Ничего и никого. Потому что в лесу, в поле нет ничего лишнего. Природа – это удивительная страна со своими жителями – животными, растениями. Например, вороний глаз или белена. Вороний глаз нужен птицам, белена – людям, хоть и ядовиты.
– Людям?
– Да, людям. Потому что из всех ядовитых растений делают лекарства от разных болезней. В некоторых лекарствах есть немножко яду. Но он не отравляет людей. А наоборот, лечит. (Белена, белладонна, ландыш, многие лютиковые.) А ты – «избавиться»!
Ведь избавишься хотя бы от одного растения, а погибнуть может вся прекрасная страна – Природа.
– Тогда, наверное, и птицы, и животные ими тоже лечатся? – спросил Костя.
– А вот об этом ты уж сам постарайся узнать.
– У кого?
– У взрослых или в книгах.
Учитель. Какой вывод мы должны сделать? Почему сказка называется «Все друг другу мы нужны»?
|