Жизнь леса. Лес – природное сообщество
Домашнее задание.
С. 171–174. Ответы на вопросы «Проверь себя».
Выполнить задание «Подумай».
Подобрать стихи, загадки, пословицы о земле-кормилице.
У р о к 28.
ЖИЗНЬ ЛЕСА. ЛЕС – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.
2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».
3. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.
5. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.
О б о р у д о в а н и е:плакат «Лес»; гербарий; записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира лесов.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Мы пойдем сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Учитель. Сегодня мы узнаем, как связаны между собой все обитатели леса.
На доске и в тетрадях записывается тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит о п р о с:
– Приведите примеры различных типов почв.
– Какая почва самая плодородная?
– Какие почвы в нашем крае?
– Почему нужно бережно относиться к почвам?
– Как нужно охранять почвы?
Тест «Земля-кормилица. Почвы»
1. Характерными почвами нашего края являются:
а) черноземы; в) подзолистые почвы;
б) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре; в) лесной зоне;
б) степях; г) пустынях.
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка; в) перегноя;
б) глины; г) солей.
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а) вода; в) воздух;
б) камни; г) соли.
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а) песок; в) глина;
б) перегной; г) ил.
6. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8. Каким цветом обозначены на карте низменности?
а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.
9. Один сантиметр почвы в природе образуется:
а) за 100–150 лет; в) 5–10 лет;
б) 250–300 лет; г) 1–2 года.
О т в е т ы: 1( ), 2(б), 3(в), 4(г), 5(б), 6(б), 7(в), 8(в).
|