Сочетание гимнастики даосов с лекарственной терапией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочетание гимнастики даосов с лекарственной терапией



 

Существовал еще комплекс, где каждое упражне‑ние было названо именем одного из даосских божеств или бессмертных и сопровождалось принятием различных лекарственных средств, рецепт которых приводился тут же. Так, упражнение «Ли Тегуай указывает Путь» предписывалось для лечения паралича. Приняв устойчивое положение, надлежало поднять правую руку, указывая ею вправо. Взгляд следовало направить при этом влево. Сделать 24 глотка (слюны?), заставляя воздух циркулировать. После этого сделать шаг вперед правой ногой.

Для иллюстрации приведем рецепт «порошка, приводящего в гармонию воздух», который надлежало принимать, выполняя описанное выше упражнение: смешать равное количество хвойничка, линдеры, плеуроспермума, корня дудника, эглы, апельсиновой кожуры с солодкой, сушеным имбирем, ширококолокольчиком (около 2 граммов каждого), принимать с кипяченой водой, настоенной на трех ломтиках имбиря.

Упражнение «Бессмертная Хэ Сяньгу поднимается в небо» выполнялось сидя: слегка наклонившись, следовало руками охватить колени на уровне пупка, поднимать и опускать с силой попеременно правую и левую ноги девять раз. Заставить воздух циркулировать, сделав 24 глотка.

Выполняя это упражнение, следовало пить очень соленую воду, чтобы вызвать рвоту. Считалось, что это упражнение помогает при почечных коликах, избавляет от камней.

От камней и песка в почках даосы рекомендовали также другое упражнение из этого цикла – «Бай Юйчань подобно тигру хватает пищу». Выполнялось оно так: лежа на животе, с силой поднять вверх руки и ноги. Двенадцатью глотками заставить воздух циркулировать, затем двигать руками и ногами «трижды по пять» раз, соответственно правой ногой и рукой, а затем левой ногой и рукой.

После этого сесть строго вертикально, сделать 14 глотков, чтобы заставить воздух циркулировать. При этом упражнении предписывалось пить лекарство, которое изготовлялось из красной глины и квасцов, которые надо было истолочь, смешать с холодной водой, дать осесть и после этого принимать.

Для лечения люмбаго, болей в брюшной полости и ногах даосы рекомендовали упражнение «Цао Гоцзю снимает сапоги». Надлежало стать устойчиво, поднять правую руку, как бы собираясь влезть на ограду. Левая рука при этом свободно свисает. Поднять правую ногу, сделать шаг в воздухе, не опуская ее на землю, и оставшись стоять на левой ноге. Заставить воздух циркулировать, сглотнув 16 раз. Те же движения выполняются и в другую сторону – левой ногой и рукой.

Для восстановления сил предписывался отвар, приготовленный по следующему рецепту: взять по 4 грамма горчичника, плеуроспермума, атрактилиса, корня дудника, ариземы, лигустинума, «божественной закваски», по 3 грамма кардамона, ломоноса, коры кассии, добавить 3 ломтика имбиря.

Многие предписания даосов остаются нерасшифрованными. Несмотря на обширную литературу, освоение этих методов предусматривало наличие наставника, учителя, который разъяснял бы, как следует выполнять то или иное упражнение, проверял ощущения, которые возникали в результате их выполнения, контролировал общее состояние больного и ход лечения.

Наличие наставника было обязательным и в овладении иным типом гимнастических упражнений – для укрепления тела, накапливания силы, овладения боевыми и оборонительными приемами, словом, внешними способами или стилями.

Даосские монахи (как, впрочем, и буддийские) регулярно тренировались, овладевали целым рядом приемов, которые помогали им в случае необходимости одолевать физически более сильного или численно превосходящего противника. Не останавливаясь здесь на этой стороне даосской практики, перейдем к рассмотрению еще одного способа, с помощью которого даосы надеялись достичь бессмертия, а именно – сексуальной практики.

 

СЕКСУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ДАОСОВ

 

Хорошо известно, что даосизм не запрещал своим последователям‑мирянам иметь семью и детей. Интимные отношения людей они рассматривали в свете теории инь‑ян, как связанные с механизмом Вселенной, с великим ритмом природы и повторяющие великое единение сил инь и ян, в данном случае – соединение Неба и Земли.

Целибат противен естественному закону природы, поскольку все в природе имеет свойства либо женские, либо мужские, то есть относится либо к стихии инь, либо к стихии ян. Более того, даосы считали, что «питание жизни с помощью инь и ян» (инь ЯН ЯН ШЭН ЧЖИ дао), или «соединение инь и ян для питания жизни», является одним из важнейших средств – наряду с другими – для достижения бессмертия.

Даосский сексуальный мистицизм развивался на благодатной почве китайского общества, в котором семейные отношения были одной из норм конфуцианской морали, а продолженное рода – святой обязанностью каждого китайца. Неудивительно поэтому, что уже в глубокой древности существовала обширная литература, посвященная проблемам интимных отношений людей.

До нас дошли лишь названия некоторых сочинений. Однако ряд трактатов более позднего времени сохранился в собрании медицинских сочинений «И синь фан» («Основные лечебные предписания»), составленном в конце X века японским врачом Тамба Ясуори и издаиттом в Японии в 1854 г. Собранные тексты стали предметом исследования китайского ученого Е Дэхуэя, который в 1914 г. закончил публикацию как самих текстов, так и результатов своих исследований.

Среди фрагментов, собранных Е Дэхуэем есть «Су нюй цзин» («Книга Чистой девы»), «Сиань нюй цзин» («Книга Таинственной девы»), «Дуй скань цзы» («Книга Постигшего таинственное»), «Юй фан би цзюе» («Тайны яшмовых покоев»), а также «Тянь ди инь ян цзяо ху‑ань да лэ фу» («Ода великой радости соединения инь‑ян Неба и Земли»), написанная Бо Синцзянем, братом прославленного танского поэта Бо Цзюйи.

В подобных сочинениях довольно трудно провести четкую грань, разделяющую рекомендации даосских мистиков, направленные на поиски бессмертия, и дидактические наставления, регулирующие интимные отношения людей. О живучести предписаний и идей, изложенных в этих трактатах, можно судить по замечанию Дж. Нидэма о том, что популярные версии некоторых из них до недавнего времени еще были в обращении в библиотечках разносчиков или же передавались из рук в руки приватно. Кроме того, один даос в Чэнду на вопрос, сколько народу следует этим предписаниям, ответил: «вероятно, более половины мужчин и женщин Сычуани».

 

СЕКСУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА И КОНЦЕПЦИЯ ИНЬ‑ЯН

 

Главной целью упражнений для «питания жизни с помощью инь и ян» было сохранение возможно большего количества семенной жидкости «цзин», приобретение жизненной энергии партнера. В «Юань цзи ци цян» говорится, что семенная жидкость содержится в семенных пузырьках («домах», «комнатах» – цзиныпи) в нижнем «поле киновари» (чакра Свадхистхана). В соответствующей части женского организма собирается менструальная кровь.

Согласно предписаниям даосских авторов, с помощью сексуальной практики надлежало увеличить количество жизнетворной эссенции цзин и всячески избегать расходовать, а тем более утратить его. Считалось, что систематическое питание силы ян – в мужчине здоровье, долголетие и дитя мужского пола. Соответственно здоровья и долголетия достигает женщина, питающая свою силу инь за счет силы ян мужчины.

В даосской литературе немало рассказов о людях, достигших бессмертия в результате овладения тайнами сексуальной практики. В одном из рассказов «Де сянь чжу‑ань» («жизнеописания выдающихся бессмертных») повествуется о некой Нюй Цзи, торгующей вином. «Случилось одному бессмертному, проходя мимо ее дома, выпить ее вина; в залог уплаты он оставил ей «Книгу Чистой девы» в пяти свитках.

Открыв и познакомившись с его книгой, Цзи нашла в ней советы относительно питания жизненного принципа и интимного союза. Цзи тайком переписала главные из них, а затем, устроившись в отдельном доме, стала добрым вином залучать туда молодых парней и оставлять их ночевать, чтобы на практике испытать книжные предписания.

Так продолжалось тридцать лет, лицо ее все молодело, словно ей было только двадцать лет. После многих лет появился тот же бессмертный. Он шутливо заметил Цзи: «Без учителя похищающий дао даже с крыльями не улетит». Тогда она оставила семью и последовала за бессмертным. Никто не может сказать, куда они ушли».

Заметим попутно, что в этом отрывке мы находим подтверждение сказанному выше о чрезвычайно важной роли, которая отводилась даосами наставникам. И здесь женщина, овладев тайной, не могла стать бессмертной самостоятельно. Лишь последовав за наставником, она могла рассчитывать обрести бессмертие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.007 с.)