Особенности психотехники в исламе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психотехники в исламе



 

В мусульманской религии, как и во всех других мировых религиях, существует два уровня посвящения. Один из них, экзотерический, рассчитан на подавляющее большинство верующих; другой – эзотерический, открывался лишь избранным.

Внешняя, экзотерическая часть ислама включает в себя ежедневную молитвенную практику, участие в религиозных праздниках, присутствие при различных религиозных обрядах и т. д. Священная книга всех верующих мусульман – «Коран» – содержит не только много положений религиозного и этического толка, но и множество ценных советов, которые весьма полезны в обыденной, мирской жизни человека.

Этические основы мусульманской этики связывают с понятием «дин». Слово «дин» имеет достаточно широкий спектр смысловых значений и их оттенков. Это и обычай, и образ поведения, вера, суд, приговор. Дин подразумевает пять категорий поступков:

1. – Обязательные – исполнение ритуалов исламской религии.

2. – Желательные – дополнительные молитвы и посты, выполнение обетов, благотворительность.

3. – Дозволенные – вступление в брак, вкушение разрешенной пищи и другие поступки, не осуждавшиеся и не одобрявшиеся.

4. – Неодобряемые – чрезмерная привязанность к мирским благам и другие действия, которые не наказывались, но и не одобрялись.

5. – Запрещенные – наказываемые и в этой жизни, и после смерти, например, вкушение запрещенной пищи.

Эта схема близка как христианским, так и другим религиозным этическим оценкам поступков людей, а само понятие «дин» сходно по значению и имеет прямую связь с «Дхармой» в древней Индии.

«Внутренние» аспекты ислама в значительной степени связаны со специальными процедурами медитативного плана, особенно развитыми в суфизме – учении, которое многие исследователи называют «мусульманской йогой».

 

СУФИЗМ

 

Первые религиозные общины суфиев появились в начале VII века в Ираке – Куфа, Басра, Багдад, а затем они быстро распространились повсюду от Испании до Индии. В основном, местом их распространения были северные провинции – Пенджаб, Пакистан и др. Само слово «суф» означает грубую шерстяную ткань, поэтому власяница стала неотъемлемым атрибутом суфизма.

Аскетическая практика дала в этом учении прочный сплав с идеалистической метафизикой, основанной на древних знаниях Востока. Обряд радения (зикр) варьировал у суфиев от экстатического транса до глубокого медитативного сосредоточения, сходного с индо‑буддийской медитацией. Многие мусульманские обряды и моления, например, пятикратную молитву, суфизм не признавал, что в разные времена неоднократно служило поводом для преследования суфиев со стороны официальных правителей.

Однако аскетизм и бескорыстие, совмещение в себе отдельных признаков как суннитов, так и шиитов – двух противоборствующих группировок в мусульманстве – впоследствии снискали суфиям определенные симпатии со стороны местного населения и ряда общественных деятелей.

Считается, что теоретические основы суфизма были заложены в XI веке египтянином Зу‑н‑Нуном аль Мис‑ри и багдадцем Абу Абдалла‑хомаль‑Мухасиби, создателем теории самонаблюдения человека. Аль‑Мухасиби приписывается также учение о «хал» – мгновенном озарении, экстатическом состоянии суфия на пути к Богу.

Основные тезисы суфизма сводятся к следующим главным положениям. Абсолютная Реальность – воля Аллаха – имеет несомненный примат перед феноменальным миром ощущений, главное – найти Бога в себе, развивать в себе любовь к нему, превратить все личное и социальное в инструмент Аллаха. Процесс сближения с Богом не может быть осуществлен прямыми средствами интеллектуального анализа и формальной логики: медитация и интуитивные поиски здесь единственный путь к Аллаху, включая, конечно, аскетическую практику.

В духовном развитии человека суфизм выделяет несколько ступеней‑состояний числом от трех до двенадцати, последняя из которых – завершающая – приобщает ученика к высшим таинствам суфизма. Этот путь – Тарикат – реализовывался обычно в пределах суфийских школ‑монастырей, каждый из которых имел свои отличительные черты. Поэтому суфизм стал существовать в виде школ и ответвлений, и он не представляет собой единую систему практики.

Как и в ведийской религии, Абсолютная Реальность, или просто Абсолют, взятый сам по себе, рассматривался как совершенно лишенная качеств трансцендентная сущность, которую нельзя выразить формально‑логическими средствами. Она является самой себе в процессе са‑морефлексии в виде совокупности имен и атрибутов, которые, однако, ей не тождественны.

Философские постулаты учения суфиев включали в себя отдельные положения неоплатонизма, индийской философии, христианства и иудаизма, что рассматривается как непосредственное влияние названных учений на становление суфизма. Однако наличие целого комплекса оккультных наук – астрологии, алхимии, гадательной практики, приемов черной и белой магии – хотя и не отрицают такого влияния, но все же заставляют считать древнейшие эзотерические знания основным источником арабской мистики.

Несмотря на то что большинство указанных методик не входит в учение суфиев в качестве составного элемента или даже противоречат официальной исламской доктрине, их распространенность в арабской культуре дает основания предполагать наличие гораздо более древних и общих корней восточного комплекса знаний и древних наук, чем это может показаться на первый взгляд.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.007 с.)