Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психотехники в исламеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В мусульманской религии, как и во всех других мировых религиях, существует два уровня посвящения. Один из них, экзотерический, рассчитан на подавляющее большинство верующих; другой – эзотерический, открывался лишь избранным. Внешняя, экзотерическая часть ислама включает в себя ежедневную молитвенную практику, участие в религиозных праздниках, присутствие при различных религиозных обрядах и т. д. Священная книга всех верующих мусульман – «Коран» – содержит не только много положений религиозного и этического толка, но и множество ценных советов, которые весьма полезны в обыденной, мирской жизни человека. Этические основы мусульманской этики связывают с понятием «дин». Слово «дин» имеет достаточно широкий спектр смысловых значений и их оттенков. Это и обычай, и образ поведения, вера, суд, приговор. Дин подразумевает пять категорий поступков: 1. – Обязательные – исполнение ритуалов исламской религии. 2. – Желательные – дополнительные молитвы и посты, выполнение обетов, благотворительность. 3. – Дозволенные – вступление в брак, вкушение разрешенной пищи и другие поступки, не осуждавшиеся и не одобрявшиеся. 4. – Неодобряемые – чрезмерная привязанность к мирским благам и другие действия, которые не наказывались, но и не одобрялись. 5. – Запрещенные – наказываемые и в этой жизни, и после смерти, например, вкушение запрещенной пищи. Эта схема близка как христианским, так и другим религиозным этическим оценкам поступков людей, а само понятие «дин» сходно по значению и имеет прямую связь с «Дхармой» в древней Индии. «Внутренние» аспекты ислама в значительной степени связаны со специальными процедурами медитативного плана, особенно развитыми в суфизме – учении, которое многие исследователи называют «мусульманской йогой».
СУФИЗМ
Первые религиозные общины суфиев появились в начале VII века в Ираке – Куфа, Басра, Багдад, а затем они быстро распространились повсюду от Испании до Индии. В основном, местом их распространения были северные провинции – Пенджаб, Пакистан и др. Само слово «суф» означает грубую шерстяную ткань, поэтому власяница стала неотъемлемым атрибутом суфизма. Аскетическая практика дала в этом учении прочный сплав с идеалистической метафизикой, основанной на древних знаниях Востока. Обряд радения (зикр) варьировал у суфиев от экстатического транса до глубокого медитативного сосредоточения, сходного с индо‑буддийской медитацией. Многие мусульманские обряды и моления, например, пятикратную молитву, суфизм не признавал, что в разные времена неоднократно служило поводом для преследования суфиев со стороны официальных правителей. Однако аскетизм и бескорыстие, совмещение в себе отдельных признаков как суннитов, так и шиитов – двух противоборствующих группировок в мусульманстве – впоследствии снискали суфиям определенные симпатии со стороны местного населения и ряда общественных деятелей. Считается, что теоретические основы суфизма были заложены в XI веке египтянином Зу‑н‑Нуном аль Мис‑ри и багдадцем Абу Абдалла‑хомаль‑Мухасиби, создателем теории самонаблюдения человека. Аль‑Мухасиби приписывается также учение о «хал» – мгновенном озарении, экстатическом состоянии суфия на пути к Богу. Основные тезисы суфизма сводятся к следующим главным положениям. Абсолютная Реальность – воля Аллаха – имеет несомненный примат перед феноменальным миром ощущений, главное – найти Бога в себе, развивать в себе любовь к нему, превратить все личное и социальное в инструмент Аллаха. Процесс сближения с Богом не может быть осуществлен прямыми средствами интеллектуального анализа и формальной логики: медитация и интуитивные поиски здесь единственный путь к Аллаху, включая, конечно, аскетическую практику. В духовном развитии человека суфизм выделяет несколько ступеней‑состояний числом от трех до двенадцати, последняя из которых – завершающая – приобщает ученика к высшим таинствам суфизма. Этот путь – Тарикат – реализовывался обычно в пределах суфийских школ‑монастырей, каждый из которых имел свои отличительные черты. Поэтому суфизм стал существовать в виде школ и ответвлений, и он не представляет собой единую систему практики. Как и в ведийской религии, Абсолютная Реальность, или просто Абсолют, взятый сам по себе, рассматривался как совершенно лишенная качеств трансцендентная сущность, которую нельзя выразить формально‑логическими средствами. Она является самой себе в процессе са‑морефлексии в виде совокупности имен и атрибутов, которые, однако, ей не тождественны. Философские постулаты учения суфиев включали в себя отдельные положения неоплатонизма, индийской философии, христианства и иудаизма, что рассматривается как непосредственное влияние названных учений на становление суфизма. Однако наличие целого комплекса оккультных наук – астрологии, алхимии, гадательной практики, приемов черной и белой магии – хотя и не отрицают такого влияния, но все же заставляют считать древнейшие эзотерические знания основным источником арабской мистики. Несмотря на то что большинство указанных методик не входит в учение суфиев в качестве составного элемента или даже противоречат официальной исламской доктрине, их распространенность в арабской культуре дает основания предполагать наличие гораздо более древних и общих корней восточного комплекса знаний и древних наук, чем это может показаться на первый взгляд.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.007 с.) |