Правила приема пищи, рекомендуемые йогами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила приема пищи, рекомендуемые йогами



 

Первое правило касается тщательного пережевывания пищи. Мы уже говорили о важности этого момента для всего процесса пищеварения, но повторить будет не лишне, так как все‑таки мало кто из нас следует этому совету. Йоги вполне серьезно утверждают, что прана (жизненная сила), содержащаяся в продуктах проникает в организм человека в основном именно в ротовой полости.

Второе правило рекомендует выпивать достаточное количество воды, подразумевая под этим около трех литров в день. Для нашей климатической зоны достаточно 5–8 стаканов. Но и здесь нет общих рекомендаций, достаточно сказать, что жажду терпеть не стоит ни в жаркое, ни в холодное время года.

Стакан теплой или прохладной воды рекомендуется выпивать утром натощак, сразу после пробуждения. Еще стакан желательно выпивать пред сном (хотя, может быть, полезнее будет стакан кефира – дело вкуса).

В книге древней тибетской медицины «Чжуд‑Ши» приводятся следующие рекомендации:

Если человек желает похудеть, то ему рекомендуется пить воду накануне приема пищи.

Если человек хочет поправиться, то воду ему нужно пить после еды.

Если человек хочет, чтобы его вес остался без изменений, то он должен пить воду во время еды.

Под «водой» здесь, видимо, подразумевается не только чистая вода, но и, например, чай или отвары трав. Молоко же к этой категории жидкости не относится. Молоко – это жидкая еда, так же, как кислое молоко или кефир. Кстати, в той же книге «Чжуд‑Ши» рекомендуется после того, как вы выпили какое‑то количество кислого молока, выпить такой же объем воды – тогда оно лучше усвоится.

Но это что касается рекомендаций тибетских врачей. Индийские же йоги рекомендуют выпивать стакан прохладной воды только перед едой. Ни во время, ни сразу после еды питье, по их мнению, нежелательно.

Разумеется, для тех, кто страдает гипертонией или отеками, количество жидкости, выпивамое за день, должно быть снижено. Хотя часто оказывается, что причиной отеков на самом деле становится не избыток жидкости, а избыток соли.

Согласно третьему правилу, никогда не стоит начинать прием пищи в том случае, если вы чем‑то сильно расстроены или раздражены. Кстати, если вы внимательно прислушаетесь в этом состоянии к потребностям своего организма, то заметите, что аппетит значительно снижен. Но большинство современных людей все‑таки едят по инерции, ведь часы показывают время обеда иди ужина. Но, кроме вреда, принятая в плохом настроении пища ничего принести не может. Йоги даже говорят, что в этом случае пища попросту токсична.

Но даже если у вас прекрасное настроение, но почему‑то нет аппетита, от еды все‑таки лучше отказаться. Ведь наш организм питает не поглощенная, а усвоенная пища.

Четвертое правило йогов касается отказа от некоторых продуктов, правда, они предлагают некоторую замену. Так мясо предлагается заменить творогом, или соевыми бобами; столовый уксус – яблочным уксусом; сахар и прочие привычные сладости – свежими и сушеными фруктами и медом; чай, кофе, привычные прохладительные напитки – травяными чаями.

Подобные замены, безусловно, полезны, но в наших условиях и при наших привычках, к сожалению, не всегда реальны. Хотя, если у вас на столе вместо сахарницы будет стоять баночка с медом, – кроме пользы, это ничего не принесет. Это же относится и к черному чаю, который с успехом можно заменить зеленым чаем. Но, как бы то ни было, все это – дело вашего личного вкуса.

 

 

ХАТХА‑ЙОГА

 

В принципе, преимущество Хатха‑йоги перед другими видами йоги заключается в том, что она доступна практически всем людям. Хатха‑йога состоит из двух разделов: Асана (особых статических и, реже, динамических гимнастических упражнений) и Пранаяма (особые виды дыхательной гимнастики). В обоих разделах широко применяются так называемые Бандхи (специфические сочетания напряжения мышц локального характера) и Мудры (особое положение пальцев рук, конечностей и других частей тела, сопровождающиеся концентрацией внимания).

По традиции Хатха‑йога рассматривается как самостоятельная дисциплина, но это не совсем так. Хатха‑йога, скорее, представляет собой подготовительный этап перед Раджа‑йогой и другими более сложными видами йоги, в большей степени связанными с интенсивной работой сознания и подсознания. Принципы Хатха‑йоги более понятны европейцу, потому что в них он может найти сходство с привычной для него гимнастикой. Понимание более Глубоких основ йоги приходит к регулярно занимающемуся позже.

В священной книге индусов «Гаруда Пурана» можно прочитать следующие строки: «Асана – это вспомогательное упражнение для очищения Нади (энергетических каналов) и уцорядочения мысли». Это лишний раз подтверждает то, что специфические позы йоги не столько привычное средство тренировки физического тела, сколько средство формирования и развития тонкой телесной субстанций, проявляющейся в энергетической, психической, эмоциональной и интеллектуальной сферах.

За несколько тысячелетий существования йоги было разработано великое множество самых различных поз – асан, с течением веков происходил их отбор по терапевтической и биоэнергетической ценности. Теперь наиболее популярными можно считать 32 позы.

Данное издание не является специальным пособием по Хатха‑йоге, поэтому мы не приводим ни схем, ни рисунков или фотографий. Все это вы можете узнать, ознакомившись с любым серьезным руководством по Хатха‑йоге, которых сейчас можно встретить великое множество. Не навязывая читателю своих взглядов, хотелось бы посоветовать следующие книги, как, на наш взгляд, наиболее заслуживающие доверия, в которых предпочтение отдается не восточной экзотике, а практической пользе и реальности использования рекомендаций в сегодняшней повседневной жизни:

1. Полтавцев И. Н. «Йога делового человека», Минск, 1991;

2. Верещагин В. Г. «Физическая культура индийских йогов», Минск, 1982;

3. Тетерников Л. И. «Рациональная йога», Москва, 1992;

4. Афанасьев П. А. «Школа йоги: восточные методы психофизического самосовершенствования», Минск, 1991.

Специально для прекрасной половины человечества мы считаем необходимым порекомендовать совершенно замечательную книгу Гиты С. Айенгар «Йога для женщин», где вы можете найти уникальные методики выполнения йогических упражнений и процедур с учетом особенностей женского организма согласно лунному циклу, в период беременности и в послеродовой период. Там даже приводится методика облегчения болей при родовых схватках путем дыхательной гимнастики и напряжений особых групп мышц. Гита С. Айенгар – дочь выдающегося популяризатора йоги Б.К.С. Айенгара. С малых лет она постигала премудрости йоги под руководством своего отца. Кстати, изучение этой книги сможет принести пользу не только женщинам, особенно в плане методики выполнения упражнений. Книга Гиты С. Айенгар вышла в Москве, в издательстве «Наука» в 1992 г.

Мы намеренно предложили вам воспользоваться пособиями, написанными в большинстве случаев отечественными авторами. Ведь человеку, решившему всерьез заняться йогой, порой приходится встречать на своем пути непонимание как близких, так и общественного мнения даже сейчас, когда атеистическое мировоззрение перестало наконец быть обязательным для всех. Практически всем отечественным йогам пришлось через это пройти; на страницах этих книг они также поделятся с читателями опытом, как преодолевать трудности бытового характера, как плыть против течения общественного мнения.

Мы же хотим обратиться к первоисточникам. Практически в каждом пособии по йоге мы можем встретить ссылки на признанного авторитета в этой области вы‑ / дающегося мастера Шри Шивананда Свами – человека, который, как полагают, живет на Земле уже свыше 800 лет и теперь является ректором «Лесной Академии Веданты» в Рщпикеше. Вашему вниманию предлагается раздел книги Шри Шивананда Свами «Кундалини‑ чйога» из сборника «Даосская Йога», изданного в Бишкеке в 1993 году. Это рекомендации, касающиеся методики рассмотрения качеств наиболее популярных асан. Для тех, кто уже практикует йогу, рекомендации такого Мастера должны представлять несомненный интерес.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.005 с.)