Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь различных направлений йоги

Поиск

 

Во времена существования СССР и господствующей в нем жесткой атеистической и вульгарно‑материалистической идеологии, когда йога как таковая фактически была запрещена, сведения о ней, просачивавшиеся на страницы печати, были в лучшем случае не полными, а в худшем – искаженными и извращенными. Популяризаторы йоги основное внимание уделяли Хатха‑йоге, пытаясь рассматривать ее исключительно с материалистической точки зрения, а также с точки зрения официально принятой физиологии и спортивной медицины. Остальные школы йоги, уделявшие внимание в основном работе человека с жизненной энергией, в Советском Союзе сводились только к одному направлению – к Раджа‑йоге, которая рассматривалась как «идеалистический» противовес Хатха‑йоге, якобы не имевший с последней ничего общего.

Что касается более компетентных рекомендаций и оценок, то есть сведения о том, что в Железный Век (Кали Юга), который сейчас переживает человечество, наиболее эффективный путь духовного развития – Мантра‑йога и устремленность к Божественному – через Бхак‑ти‑йогу, а сама по себе Хатха‑йога в наше время к освобождению не ведет. Отдельные представители направления Раджа‑йоги неоднократно заявляли, что Хатха‑йога им попросту не нужна, и что ее эффектов вполне можно достичь без физических усилий, а с помощью одних только медитативных упражнений и работы с мышлением.

Но, по мнению знаменитого учителя йоги Свами Ши‑вананда, многие ведантисты характеризуются физической немощностью, и единственное, что они могут, так это только бесконечно повторять мантру «Ом». Кроме того, пока безоговорочный сторонник чистой Раджа‑йоги достигнет уровня, при котором он способен полностью контролировать свое физическое и духовное состояние, за это время он уже просто‑напросто состарится.

Хорошо сказал о сущности йоги Н.К. Рерих: «Йога, как высшая связь с космическими достижениями, существовала во все века. Каждое учение содержит свою йогу, применимую к ступени эволюции. Йоги не отрицают друг друга. Как ветви одного дерева они расширяют тень и дают прохладу путнику, утомленному зноем. Полный новыми силами странник продолжает путь… Не избегайте сил йоги, но, как свет, относите их в сумерки неосознанного труда».

Чтобы перекинуть мостик между теоретической и практической сторонами йоги в современном понимании, мы хотим предложить вашему вниманию статью, посвященную йоге, которую написал один из самых больших мировых авторитетов и популяризаторов йогического учения и йогической практики Б.К.С. Айенгар. Эта небольшая работа написана им в качестве предисловия к русскому изданию книги его дочери Гиты С. Айенгар «Йога для женщин» Москва,1992. Приводится с сокращениями.

 

Б.К.С. АЙЕНГАР О ЙОГЕ

 

Йога – это уникальные наука и искусство. Это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности. Она целостна, поскольку касается всего спектра бытия человека, включая физический, психический и духовный компоненты в их целостности. Это психосоматическая наука. «Психо» и «сома» – греческие слова. «Психо» означает ум, а «сома» – тело. Практически невозможно провести точную границу и указать, где кончается тело и начинается психика или где кончается психика и начнется «Я». Йога учит нас, что тело и ум, ум и тело работают вместе в совершенном равновесии, гармонии и согласии с «Я».

Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом и духа с «Я». Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке.

Тело – это храм «Я». Подобно тому, как человек, чтобы жить, должен содержать свой дом и окружение в порядке и чистоте, так практика йоги очищает храм – тело, сохраняя его чистым и здоровым. Она использует тело как лук, а асаны как стрелы, с помощью которых можно поразить цель – достичь неомраченной и безраздельной благодати глубинного «Я».

Наше тело само по себе – тонкое и хорошо организованное образование. Оно обладает даром приспособления даже тогда, когда владелец пренебрегает им. Оно имеет пять уровней, или оболочек: физическое тело, физиологическое тело, ментальное тело, интеллектуальное тело и духовное тело.

Физическое тело – это кости, суставы, мышцы. Физиологическое тело состоит из дыхательной системы, циркуляторной системы, пищеварительной системы, нервной системы, клеточной системы, системы желез, а также жизненных органов, таких, как желудок, печень, селезенка, поджелудочная железа, мочевой пузырь, тонкий и толстый кишечник и т. д. В действительности эта оболочка действует как мост между физическим и духовным телом. Если сознание – царь органов чувств, то дыхание – царь сознания. А царь дыхания – нервная система. Практика йоги предохраняет нервную систему от напряжения, и поэтому дух в трудных обстоятельствах остается незыблемым.

Воля, движение, мотивация и сбор информации принадлежат сознанию. Разумное использование различных систем тела и психики относится к интеллектуальной сфере, а незамутненное и ненарушаемое блаженство принадлежит уже к области «Я».

Йога играет большую роль в развитии внутреннего органического тела, привитии ему культуры, а также координации физического тела и различающего ума.

Интересно также отметить, что практика йоги снимает напряжение и стрессы и создает огромную защитную силу, которая позволяет справиться с враждебными силами, такими, как физические или психические болезни. Она сохраняет гибкость нервной системы, обеспечивая решение разнообразных проблем, возникающих при нашем взаимодействии с внешним миром. И, наконец, она универсальна и не привязана к какой‑либо религии или секте. Йога раздвигает границы деятельности тела и ума, заставляя их напряженно работать и одновременно релаксироваться. Она порождает надежду, уравновешенность, дружелюбие и сострадание вместо страха, отчаяния, сомнения и отвержения. Она учит занимающегося направлять дух и тело к священной цели служения и самопожертвования.

Здоровье не есть свобода от болезни. Здоровье – это совершенное состояние равновесия и связи между всеми пятью оболочками человека. Здоровье подвижно, оно подобно живой нити, пронизывающей человека от кожи до «Я» и от «Я» до кожи при непрерывном осознании динамичной жизненной силы или энергии, которая циркулирует в системе с обратной связью.

Подобно тому, как‑ на здоровых деревьях растут душистые цветы и вкусные плоды, так радость и счастье расцветают в здоровом человеке. По своей природе тело инертно, скучно и вяло. Ум – подвижен, активен и динамичен, а глубинное «Я» – чисто, ясно и излучает свет. Йога разрушает вялость тела и непостоянство ума и поднимает их на уровень светоносного «Я». Необходимо помнить, что тело похоже на невозделанную землю, невспаханную и незасеянную. Как крестьянин пашет землю, поливает и удобряет ее, сеет лучшие семена и старательно ухаживает за всходами, чтобы собрать наилучший урожай, так и занимающийся йогой вспахивает свое тело и свой ум с помощью этической дисциплины (яма и нияма), выпалывает сорняки с помощью различных поз (асаны), увлажняет посредством тонких техник длительного дыхания (пранаяма), и использует хорошие мысли (пратьяхара) как удобрение, засевает лучшие семена (дхарана), ухаживает (дхьяна) и вкушает нектар покоя и гармонии (самадхи) в качестве урожая йоги.

Если зеркало чисто, оно отражает предметы ясно. Точно так же практика йоги заставляет тело и ум, как зеркало, отражать равновесие и безмятежность глубинного «Я».

Искусство йоги, ее наука и философия связывают и соединяют тело с его обитателем. Этот союз тела и ума с «Я» называется Пракрити Пуруша Самъйога, или божественный брак природы и духа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.68 (0.007 с.)