Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь различных направлений йогиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во времена существования СССР и господствующей в нем жесткой атеистической и вульгарно‑материалистической идеологии, когда йога как таковая фактически была запрещена, сведения о ней, просачивавшиеся на страницы печати, были в лучшем случае не полными, а в худшем – искаженными и извращенными. Популяризаторы йоги основное внимание уделяли Хатха‑йоге, пытаясь рассматривать ее исключительно с материалистической точки зрения, а также с точки зрения официально принятой физиологии и спортивной медицины. Остальные школы йоги, уделявшие внимание в основном работе человека с жизненной энергией, в Советском Союзе сводились только к одному направлению – к Раджа‑йоге, которая рассматривалась как «идеалистический» противовес Хатха‑йоге, якобы не имевший с последней ничего общего. Что касается более компетентных рекомендаций и оценок, то есть сведения о том, что в Железный Век (Кали Юга), который сейчас переживает человечество, наиболее эффективный путь духовного развития – Мантра‑йога и устремленность к Божественному – через Бхак‑ти‑йогу, а сама по себе Хатха‑йога в наше время к освобождению не ведет. Отдельные представители направления Раджа‑йоги неоднократно заявляли, что Хатха‑йога им попросту не нужна, и что ее эффектов вполне можно достичь без физических усилий, а с помощью одних только медитативных упражнений и работы с мышлением. Но, по мнению знаменитого учителя йоги Свами Ши‑вананда, многие ведантисты характеризуются физической немощностью, и единственное, что они могут, так это только бесконечно повторять мантру «Ом». Кроме того, пока безоговорочный сторонник чистой Раджа‑йоги достигнет уровня, при котором он способен полностью контролировать свое физическое и духовное состояние, за это время он уже просто‑напросто состарится. Хорошо сказал о сущности йоги Н.К. Рерих: «Йога, как высшая связь с космическими достижениями, существовала во все века. Каждое учение содержит свою йогу, применимую к ступени эволюции. Йоги не отрицают друг друга. Как ветви одного дерева они расширяют тень и дают прохладу путнику, утомленному зноем. Полный новыми силами странник продолжает путь… Не избегайте сил йоги, но, как свет, относите их в сумерки неосознанного труда». Чтобы перекинуть мостик между теоретической и практической сторонами йоги в современном понимании, мы хотим предложить вашему вниманию статью, посвященную йоге, которую написал один из самых больших мировых авторитетов и популяризаторов йогического учения и йогической практики Б.К.С. Айенгар. Эта небольшая работа написана им в качестве предисловия к русскому изданию книги его дочери Гиты С. Айенгар «Йога для женщин» Москва,1992. Приводится с сокращениями.
Б.К.С. АЙЕНГАР О ЙОГЕ
Йога – это уникальные наука и искусство. Это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности. Она целостна, поскольку касается всего спектра бытия человека, включая физический, психический и духовный компоненты в их целостности. Это психосоматическая наука. «Психо» и «сома» – греческие слова. «Психо» означает ум, а «сома» – тело. Практически невозможно провести точную границу и указать, где кончается тело и начинается психика или где кончается психика и начнется «Я». Йога учит нас, что тело и ум, ум и тело работают вместе в совершенном равновесии, гармонии и согласии с «Я». Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом и духа с «Я». Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке. Тело – это храм «Я». Подобно тому, как человек, чтобы жить, должен содержать свой дом и окружение в порядке и чистоте, так практика йоги очищает храм – тело, сохраняя его чистым и здоровым. Она использует тело как лук, а асаны как стрелы, с помощью которых можно поразить цель – достичь неомраченной и безраздельной благодати глубинного «Я». Наше тело само по себе – тонкое и хорошо организованное образование. Оно обладает даром приспособления даже тогда, когда владелец пренебрегает им. Оно имеет пять уровней, или оболочек: физическое тело, физиологическое тело, ментальное тело, интеллектуальное тело и духовное тело. Физическое тело – это кости, суставы, мышцы. Физиологическое тело состоит из дыхательной системы, циркуляторной системы, пищеварительной системы, нервной системы, клеточной системы, системы желез, а также жизненных органов, таких, как желудок, печень, селезенка, поджелудочная железа, мочевой пузырь, тонкий и толстый кишечник и т. д. В действительности эта оболочка действует как мост между физическим и духовным телом. Если сознание – царь органов чувств, то дыхание – царь сознания. А царь дыхания – нервная система. Практика йоги предохраняет нервную систему от напряжения, и поэтому дух в трудных обстоятельствах остается незыблемым. Воля, движение, мотивация и сбор информации принадлежат сознанию. Разумное использование различных систем тела и психики относится к интеллектуальной сфере, а незамутненное и ненарушаемое блаженство принадлежит уже к области «Я». Йога играет большую роль в развитии внутреннего органического тела, привитии ему культуры, а также координации физического тела и различающего ума. Интересно также отметить, что практика йоги снимает напряжение и стрессы и создает огромную защитную силу, которая позволяет справиться с враждебными силами, такими, как физические или психические болезни. Она сохраняет гибкость нервной системы, обеспечивая решение разнообразных проблем, возникающих при нашем взаимодействии с внешним миром. И, наконец, она универсальна и не привязана к какой‑либо религии или секте. Йога раздвигает границы деятельности тела и ума, заставляя их напряженно работать и одновременно релаксироваться. Она порождает надежду, уравновешенность, дружелюбие и сострадание вместо страха, отчаяния, сомнения и отвержения. Она учит занимающегося направлять дух и тело к священной цели служения и самопожертвования. Здоровье не есть свобода от болезни. Здоровье – это совершенное состояние равновесия и связи между всеми пятью оболочками человека. Здоровье подвижно, оно подобно живой нити, пронизывающей человека от кожи до «Я» и от «Я» до кожи при непрерывном осознании динамичной жизненной силы или энергии, которая циркулирует в системе с обратной связью. Подобно тому, как‑ на здоровых деревьях растут душистые цветы и вкусные плоды, так радость и счастье расцветают в здоровом человеке. По своей природе тело инертно, скучно и вяло. Ум – подвижен, активен и динамичен, а глубинное «Я» – чисто, ясно и излучает свет. Йога разрушает вялость тела и непостоянство ума и поднимает их на уровень светоносного «Я». Необходимо помнить, что тело похоже на невозделанную землю, невспаханную и незасеянную. Как крестьянин пашет землю, поливает и удобряет ее, сеет лучшие семена и старательно ухаживает за всходами, чтобы собрать наилучший урожай, так и занимающийся йогой вспахивает свое тело и свой ум с помощью этической дисциплины (яма и нияма), выпалывает сорняки с помощью различных поз (асаны), увлажняет посредством тонких техник длительного дыхания (пранаяма), и использует хорошие мысли (пратьяхара) как удобрение, засевает лучшие семена (дхарана), ухаживает (дхьяна) и вкушает нектар покоя и гармонии (самадхи) в качестве урожая йоги. Если зеркало чисто, оно отражает предметы ясно. Точно так же практика йоги заставляет тело и ум, как зеркало, отражать равновесие и безмятежность глубинного «Я». Искусство йоги, ее наука и философия связывают и соединяют тело с его обитателем. Этот союз тела и ума с «Я» называется Пракрити Пуруша Самъйога, или божественный брак природы и духа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.008 с.) |