Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нравственные аспекты тибетского буддизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Безусловно, без практики психофизиологической тренировки невозможно ни расширить границы сознания, ни реализовать заложенную в человеческой душе глубинную сущность, ни даже просто переосмыслить свое место в этом мире. Но для этого также необходимы и определенные нравственные законы, которые необходимо неукоснительно соблюдать человеку как в обыденной жизни, так и во время его попыток установить контакт с высшими сферами. Вот что написано в древнем тибетском трактате «Драгоценная Сокровищница Изысканных Высказываний», авторство которого по традиции приписывается великому Ламе Саскья. С 1270‑го года китайский император Кхубилай Кхан признал его в качестве Главы Ламаистской Церкви.
«Медитация без Знания, хотя и дает результаты на некоторое время, В конце будет уводить от истинного успеха; Можно расплавить золото и серебро полностью, Но как только огонь угаснет, они станут твердыми снова».
Тибетская религиозная литература необычайно богата источниками, содержащими разного рода наставления и рекомендации этического и морального плана, которые были призваны помочь человеку ориентироваться в сложных переплетениях добра и зла в этом мире. Познакомимся с фрагментами некоторых из этих трактатов. Следует отметить, что все они, безусловно, написаны в буддийской традиции, но кроме религиозно‑философских рекомендаций содержат также весьма тонкие житейские наблюдения и рекомендации, выраженные в весьма афористичной форме.
ДАГПО ЛХАДЖЕ ГАМБОПА «ДРАГОЦЕННЫЕ ЧЕТКИ»
(Фрагменты взяты из книги «Посвящения и посвященные в Тибете», Санкт‑Петербург, 1994 г.) ДЕСЯТЬ ПРИСКОРБНЫХ СЛУЧАЕВ Искренне стремящийся к Освобождению и Всеведению Сущности Будды, прежде всего, должен осознать десять прискорбных случаев: – Родившись человеком, обретя столь труднодостижимое, свободное и наделенное задатками благими человеческое тело, прискорбно было бы жизнь легкомысленно растратить. – Родившись человеком, обретя столь труднодостижимое, свободное и наделенное задатками благими человеческое тело, прискорбно было бы умереть, так и не встав на Путь к Освобождению. – Жизнь человека в Темный Век столь неустойчива и быстротечна, что было бы прискорбно промотать ее в тщете мирской. – Суть человеческого сознания – Дхармакайа (Не‑сотворенная): прискорбно было бы погрязнуть человеку в трясине мира иллюзорной суеты. – Мудрый наставник является проводником на Пути; прискорбно было бы расстаться с Ним, не обретя Плод Пробуждения. – Правила поведения и нравственные установки подобны колеснице, везущей нас к Освобождению: прискорбно было бы позволить необузданным страстям нарушить первые, сломить вторые. – Совершенная мудрость раскрывается в нас милостью Ламы, прискорбно было бы Ее рассеять в обыденном хаосе дел. – Мудрых обретя Учение, прискорбно было бы им торговать, взамен ища житейские блага. – Все существа суть наши близкие; прискорбно было бы питать к ним ненависть, отвергая их, точно недостойных. – Цветение юности – период становления тела, речи и сознания; прискорбно было бы истощать их пошлым безразличьем. ДЕСЯТЬ ИЗБЕГАНИЙ – Избегай тщеславного наставника, стремящегося к популярности и обретению материальных благ. – Избегай друзей, знакомых, родственников и учеников, возмущающих спокойствие твоего разума, препятствующих твоему духовному росту. – Избегай тех прибежищ и мест, где могут встретиться люди, тебе досаждающие или тебя ненавидящие, где разум твой беспокоен. – Избегай добывать себе средства к жизни обманом и воровством. – Избегай всех действий, возмущающих твой разум и задерживающих твой духовный рост. – Избегай легкомысленных и бездумных поступков, унижающих тебя в глазах других. – Избегай бесполезной активности тела, речи и сознания. – Избегай непризнания своих недостатков и праздного обсуждения недостатков других. – Избегай привычек и пищи, наносящих ущерб здоровью. – Избегай рожденных алчностью поступков и пристрастий. ДЕСЯТЬ НЕОБХОДИМЫХ СВЕДЕНИЙ – Должно знать, что все явления быстротечны, подобны сновидению и лишены непреходящей сути. – Должно знать, что психика лишена «самости», непостоянна и подобна пространству. – Должно знать, что все явления в сфере психики – плоды неразрывного взаимодействия причин и порожденных ими следствий. – Должно знать, что тело и речь, обусловленные четырьмя первоэлементами, преходящи. – Должно знать, что следствия прошлых действий, как непосредственные причины страданий, практически неминуемы. – Должно знать, что страдание, как средство, убеждающее разумного в необходимости познания Учения, следует рассматривать как своего наставника. – Должно знать, что привязанность к мирским вещам, создающим материальное довольство, не благоприятствует духовному росту. – Должно знать, что несчастья и опасности, как возможные средства, ведущие к учению, также являются наставниками. – Должно знать, что из всего сущего ничто не существует само по себе, независимо от чего бы то ни было другого. – Должно знать, что все взаимообусловлено. ДЕСЯТЬ ОШИБОК – Сочетание слабой веры и высокоразвитого интеллекта порочно, ибо может привести человека к фразерству. – Сочетание сильной веры и слаборазвитого интеллекта порочно, ибо может привести на узкую колею догматизма. – Чрезмерное рвение без учета должных наставлений порочно, ибо может привести к крайним и вычурным суждениям и действиям. – Практика медитации без необходимой теоретической основы порочна, ибо может привести к бездумному оцепенению и бессознательному состоянию. – Без практического освоения и адекватного понимания положений учения можно прийти к порочному высокомерному самомнению, ибо возомнив в себе интуитивное знание, человек начинает пренебрежительно относиться к любому учению. – Пока разум не упрочен в самоотверженном и неисчерпаемом сострадании ко всем существам, можно опт‑бочно зайти в тупик умствования и поиска освобождения лишь для себя. – Пока не вскрыта суть собственной природы разума, человек рискует скатиться на путь обыденной мирской деятельности. – Пока все мирские честолюбивые стремления не будут вырваны с корнем, человек рискует оказаться в плену мирских побуждений. – Допуская вокруг себя скопление легковерных и пошлых поклонников, человек рискует преисполниться мирской гордыни. – Хвастовство своими оккультными познаниями и сверхъестественными силами порочно, ибо может низвести человека до фиглярства колдуна‑профана. ДЕСЯТЬ ЛОЖНЫХ СХОДСТВ – Страстное желание можно ошибочно принять за неколебимую уверенность. – Эгоистическую привязанность можно ошибочно принять за сострадание и щедрость. – Пресечение процесса мышления и обморок можно ошибочно принять за медитативное состояние в Сфере Бесконечного Сознания. – Обычные феномены чувств можно ошибочно принять за мгновенную вспышку Знания. – Единичный проблеск Знания можно ошибочно принять за достижение Всеведения. – Тех, кто исповедует Учение внешне, но не осуществляет его на практике, можно ошибочно принять за истинных последователей Учения. – Рабов своих страстей можно ошибочно принять за мудрецов‑отшельников, освободившихся от всех мирских условностей. – Действия, совершаемые в эгоистических интересах, можно ошибочно принять за бескорыстные. – Коварные уловки можно ошибочно принять за последовательную и дальновидную практику. – Шарлатанов можно ошибочно принять за мудрецов. ДЕСЯТЬ РАВЕНСТВ – Устремившему себя искренне к религиозной жизни все равно, воздерживается ли он от мирской деятельности или нет. – Осознавшему экзистенциальную природу разума, все рано, проводит ли он медитативную практику или нет. – Свободному от привязанности к любым мирским благам все равно, продолжает ли он аскетически строгий образ жизни или нет. – Познавшему истину все равно, пребывает ли он в уединении обители или странствует в миру. – Овладевшему всецело психикой все равно, пользуется ли он мирскими благами или нет. – Преисполненному неизменным состраданием ко все чувствующим существам все равно, практикует ли он медитацию в уединении или трудится на благо других в обществе. – Обретшему несокрушимое доверие к Гуру все равно, пребывает ли он рядом с наставником или нет. – Освоившему во всей полноте полученные учения все равно, ждет ли его добрая участь или невзгоды. – Отринувшему мирскую жизнь и углубленному в практическое познание духовных истин все равно, соблюдает ли он общепринятые нормы поведения или нет. – Достигшему Запредельной Мудрости все равно, способен ли он проявить сверхъестественные силы или нет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.011 с.) |