Нравственные аспекты тибетского буддизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные аспекты тибетского буддизма



 

Безусловно, без практики психофизиологической тренировки невозможно ни расширить границы сознания, ни реализовать заложенную в человеческой душе глубинную сущность, ни даже просто переосмыслить свое место в этом мире. Но для этого также необходимы и определенные нравственные законы, которые необходимо неукоснительно соблюдать человеку как в обыденной жизни, так и во время его попыток установить контакт с высшими сферами.

Вот что написано в древнем тибетском трактате «Драгоценная Сокровищница Изысканных Высказываний», авторство которого по традиции приписывается великому Ламе Саскья. С 1270‑го года китайский император Кхубилай Кхан признал его в качестве Главы Ламаистской Церкви.

 

«Медитация без Знания, хотя и дает результаты на некоторое время,

В конце будет уводить от истинного успеха;

Можно расплавить золото и серебро полностью,

Но как только огонь угаснет, они станут твердыми снова».

 

Тибетская религиозная литература необычайно богата источниками, содержащими разного рода наставления и рекомендации этического и морального плана, которые были призваны помочь человеку ориентироваться в сложных переплетениях добра и зла в этом мире. Познакомимся с фрагментами некоторых из этих трактатов. Следует отметить, что все они, безусловно, написаны в буддийской традиции, но кроме религиозно‑философских рекомендаций содержат также весьма тонкие житейские наблюдения и рекомендации, выраженные в весьма афористичной форме.

 

ДАГПО ЛХАДЖЕ ГАМБОПА «ДРАГОЦЕННЫЕ ЧЕТКИ»

 

(Фрагменты взяты из книги «Посвящения и посвященные в Тибете», Санкт‑Петербург, 1994 г.)

ДЕСЯТЬ ПРИСКОРБНЫХ СЛУЧАЕВ

Искренне стремящийся к Освобождению и Всеведению Сущности Будды, прежде всего, должен осознать десять прискорбных случаев:

– Родившись человеком, обретя столь труднодостижимое, свободное и наделенное задатками благими человеческое тело, прискорбно было бы жизнь легкомысленно растратить.

– Родившись человеком, обретя столь труднодостижимое, свободное и наделенное задатками благими человеческое тело, прискорбно было бы умереть, так и не встав на Путь к Освобождению.

– Жизнь человека в Темный Век столь неустойчива и быстротечна, что было бы прискорбно промотать ее в тщете мирской.

– Суть человеческого сознания – Дхармакайа (Не‑сотворенная): прискорбно было бы погрязнуть человеку в трясине мира иллюзорной суеты.

– Мудрый наставник является проводником на Пути; прискорбно было бы расстаться с Ним, не обретя Плод Пробуждения.

– Правила поведения и нравственные установки подобны колеснице, везущей нас к Освобождению: прискорбно было бы позволить необузданным страстям нарушить первые, сломить вторые.

– Совершенная мудрость раскрывается в нас милостью Ламы, прискорбно было бы Ее рассеять в обыденном хаосе дел.

– Мудрых обретя Учение, прискорбно было бы им торговать, взамен ища житейские блага.

– Все существа суть наши близкие; прискорбно было бы питать к ним ненависть, отвергая их, точно недостойных.

– Цветение юности – период становления тела, речи и сознания; прискорбно было бы истощать их пошлым безразличьем.

ДЕСЯТЬ ИЗБЕГАНИЙ

– Избегай тщеславного наставника, стремящегося к популярности и обретению материальных благ.

– Избегай друзей, знакомых, родственников и учеников, возмущающих спокойствие твоего разума, препятствующих твоему духовному росту.

– Избегай тех прибежищ и мест, где могут встретиться люди, тебе досаждающие или тебя ненавидящие, где разум твой беспокоен.

– Избегай добывать себе средства к жизни обманом и воровством.

– Избегай всех действий, возмущающих твой разум и задерживающих твой духовный рост.

– Избегай легкомысленных и бездумных поступков, унижающих тебя в глазах других.

– Избегай бесполезной активности тела, речи и сознания.

– Избегай непризнания своих недостатков и праздного обсуждения недостатков других.

– Избегай привычек и пищи, наносящих ущерб здоровью.

– Избегай рожденных алчностью поступков и пристрастий.

ДЕСЯТЬ НЕОБХОДИМЫХ СВЕДЕНИЙ

– Должно знать, что все явления быстротечны, подобны сновидению и лишены непреходящей сути.

– Должно знать, что психика лишена «самости», непостоянна и подобна пространству.

– Должно знать, что все явления в сфере психики – плоды неразрывного взаимодействия причин и порожденных ими следствий.

– Должно знать, что тело и речь, обусловленные четырьмя первоэлементами, преходящи.

– Должно знать, что следствия прошлых действий, как непосредственные причины страданий, практически неминуемы.

– Должно знать, что страдание, как средство, убеждающее разумного в необходимости познания Учения, следует рассматривать как своего наставника.

– Должно знать, что привязанность к мирским вещам, создающим материальное довольство, не благоприятствует духовному росту.

– Должно знать, что несчастья и опасности, как возможные средства, ведущие к учению, также являются наставниками.

– Должно знать, что из всего сущего ничто не существует само по себе, независимо от чего бы то ни было другого.

– Должно знать, что все взаимообусловлено.

ДЕСЯТЬ ОШИБОК

– Сочетание слабой веры и высокоразвитого интеллекта порочно, ибо может привести человека к фразерству.

– Сочетание сильной веры и слаборазвитого интеллекта порочно, ибо может привести на узкую колею догматизма.

– Чрезмерное рвение без учета должных наставлений порочно, ибо может привести к крайним и вычурным суждениям и действиям.

– Практика медитации без необходимой теоретической основы порочна, ибо может привести к бездумному оцепенению и бессознательному состоянию.

– Без практического освоения и адекватного понимания положений учения можно прийти к порочному высокомерному самомнению, ибо возомнив в себе интуитивное знание, человек начинает пренебрежительно относиться к любому учению.

– Пока разум не упрочен в самоотверженном и неисчерпаемом сострадании ко всем существам, можно опт‑бочно зайти в тупик умствования и поиска освобождения лишь для себя.

– Пока не вскрыта суть собственной природы разума, человек рискует скатиться на путь обыденной мирской деятельности.

– Пока все мирские честолюбивые стремления не будут вырваны с корнем, человек рискует оказаться в плену мирских побуждений.

– Допуская вокруг себя скопление легковерных и пошлых поклонников, человек рискует преисполниться мирской гордыни.

– Хвастовство своими оккультными познаниями и сверхъестественными силами порочно, ибо может низвести человека до фиглярства колдуна‑профана.

ДЕСЯТЬ ЛОЖНЫХ СХОДСТВ

– Страстное желание можно ошибочно принять за неколебимую уверенность.

– Эгоистическую привязанность можно ошибочно принять за сострадание и щедрость.

– Пресечение процесса мышления и обморок можно ошибочно принять за медитативное состояние в Сфере Бесконечного Сознания.

– Обычные феномены чувств можно ошибочно принять за мгновенную вспышку Знания.

– Единичный проблеск Знания можно ошибочно принять за достижение Всеведения.

– Тех, кто исповедует Учение внешне, но не осуществляет его на практике, можно ошибочно принять за истинных последователей Учения.

– Рабов своих страстей можно ошибочно принять за мудрецов‑отшельников, освободившихся от всех мирских условностей.

– Действия, совершаемые в эгоистических интересах, можно ошибочно принять за бескорыстные.

– Коварные уловки можно ошибочно принять за последовательную и дальновидную практику.

– Шарлатанов можно ошибочно принять за мудрецов.

ДЕСЯТЬ РАВЕНСТВ

– Устремившему себя искренне к религиозной жизни все равно, воздерживается ли он от мирской деятельности или нет.

– Осознавшему экзистенциальную природу разума, все рано, проводит ли он медитативную практику или нет.

– Свободному от привязанности к любым мирским благам все равно, продолжает ли он аскетически строгий образ жизни или нет.

– Познавшему истину все равно, пребывает ли он в уединении обители или странствует в миру.

– Овладевшему всецело психикой все равно, пользуется ли он мирскими благами или нет.

– Преисполненному неизменным состраданием ко все чувствующим существам все равно, практикует ли он медитацию в уединении или трудится на благо других в обществе.

– Обретшему несокрушимое доверие к Гуру все равно, пребывает ли он рядом с наставником или нет.

– Освоившему во всей полноте полученные учения все равно, ждет ли его добрая участь или невзгоды.

– Отринувшему мирскую жизнь и углубленному в практическое познание духовных истин все равно, соблюдает ли он общепринятые нормы поведения или нет.

– Достигшему Запредельной Мудрости все равно, способен ли он проявить сверхъестественные силы или нет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.013 с.)