Небо и светила с точки зрения даосизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Небо и светила с точки зрения даосизма



 

Небо наблюдает за всем, что делается на земле, даже происхождение животных связано с небом. Это подтверждается верой в «небесных животных»– черепахи произошли от небесной черепахи, тигры порождены одной из звезд.

Особым почитанием пользуются Солнце и Луна. Тепло силы «ян» конденсировалось, и возник огонь, и из его лучшей части образовалось Солнце. Холод силы «инь» также конденсировался и породил воду, и из лучшей ее части возникли Луна и звезды. На всех звездах и на Солнце обитают духи. Главный из них Жи чжу (Владыка Солнца), который каждый день совершает поездку с востока на запад в солнечной колеснице, запряженной семью «безрогими драконами» (чи лун) и вечером далеко на западе спускается в подземную темную страну.

Второй после Солнца была Луна, и дух Луны называется «Юэ лао». Это старец, устроитель брачных союзов: он незримой веревочкой связывает попарно тех мальчиков и девочек, которым суждено впоследствии стать мужем и женой.

Иногда Луну называют «темный заяц». Существует такая легенда: жил на земле добрый заяц. Он уговаривал друзей быть добрыми, жить милосердно и благочестиво. Но зная, что люди не могут питаться травой, он решил пожертвовать ради них своей жизнью.

Об этом узнал Будда и под видом монаха пришел просить милостыню. Заяц решил накормить его своим мясом и бросился в огонь. Увидев это, Будда сделал так, что заяц не сгорел в огне, а потом отправил его на Луну. И с тех пор заяц в серебряной ступе толчет на Луне порошок бессмертия.

Звезды также являются предметом обожествления. Существует солнечный зодиак, в соответствии с которым небо разделено на двенадцать частей, названных именами реальных и мифических животных: мышь, бык, тигр, заяц, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья и дракон. Соответственно называют и небесное пространство: западная часть – область белого тигра, восточная – область лазоревого дракона и т. д.

 

ЭТИКА ДАОССКОГО УЧЕНИЯ

 

У даосов было пять заповедей: не убивать, не пить вина, не лгать, не красть, не прелюбодействовать. Как мы видим, последователи учения Дао считали число пять магическим; кратность пяти также расценивалась как проявление мировой гармонии. Поэтому предписывалось совершение десяти добрых дел: почитание родителей, верность господину и наставнику, сострадание ко всем тварям, помощь страждущим даже во вред себе, освобождение на волю животных и птиц, возведение мостов, посадка деревьев, строительство жилищ и колодцев у дорог, наставление неразумных людей и пр.

Считалось, что без соблюдения этих моральных принципов не может быть духовного прогресса и высшая цель человека остается нереализованной.

Согласно представлениям даосов, высшая цель человека состоит в том, чтобы познать Дао, следовать ему и слиться с ним. В этом – смысл и одновременно счастье для людей. Нарушение принципов естественной жизни, отход от Дао приводит к болезни, дряхлости и преждевременному старению. И наоборот, простота, естественность жизни, следование Дао дают здоровье и долголетие.

Мы уже говорили об основном законе для человека, – принципе «недеяния» (у‑вэй), который означает нена‑рушение естественного хода процессов, вселенского порядка вещей, определяемого Дао. В эмпирическом мире Дао проявляется через свою эманацию, то есть дэ. Дэ, в свою очередь, применительно к человеку может быть передано как «сущность, смысл существования, природное качество», что по смыслу сближает это понятие с индийским понятием «дхарма».

Кроме принципа «у‑вэй», основополагающим принципом даосского мировосприятия и поведения является концепция «цзы жань». Дословно оно означает: «То, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)». Другими словами, речь здесь идет о том, что Дао абсолютно свободно, ни от чего не зависит и следует только своей собственной природе. К этому же состоянию духовной раскрепощенностей должен стремиться и мудрец, желающий постичь Дао.

И у Дао, и у уподобившегося ему мудреца должна отсутствовать целенаправленная деятельность, противоречащая естественному миропорядку, основанному на спонтанности самого Дао. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний, страстей и интересов, противодействовать природе окружающих его вещей, существ, бороться с обстоятельствами.

Напротив, он должен «следовать вещам» (шунь у). Но с другой стороны, мудрец может, используя свое постижение природы той или иной вещи, поставить ее себе на службу, как бы «плыть по течению в нужном направлении». Постижение природы вещей, согласованность с ней позволяет «мягкому побеждать твердое», «слабому превозмогать сильного». Уже отсюда видно, что принципы «у‑вэй» и «цзы жань» стали важными источниками методологических и мировоззренческих оснований китайской системы психофизической тренировки. Приведем несколько примеров из «Дао дэ цзин»:

«Таким образом, совершенный мудрец пребывает в недеянии и потому не знает поражений; ни за что не держится и потому не знает потерь».

«Небесное Дао не борется, но успешно побеждает. Таким образом, если оружие крепко, то применяющий его гибнет. Если дерево крепко, то его срубят».

 

ДАОССКАЯ АЛХИМИЯ

 

Анализируя даосские концепции, можно выделить триаду «Дао – дэ – ци», компоненты которой связаны причинно‑следственной зависимостью. Выделение такой триады имеет важное практическое следствие: контроль над ци, концентрирование в себе жизненной энергии (при наличии обратной связи в такой системе) ведет к изменению дэ, а усиление и улучшение дэ, в свою очередь, ведет к большей близости человека к Дао. Такая схема может позволить объяснить сущность даосской практики физического и духовного самосовершенствования.

Знание алхимии, употребление препаратов, изготовленных из лекарственных растений и природных минералов, дыхательная гимнастика и медитативные упражнения приводили к феноменальному долголетию: как утверждают легенды, возраст 800 – 1200 лет считался вполне приемлимым для даосских мудрецов (что согласуется также с долгожительством библейских старцев), а некоторые из них, как утверждается, достигли даже физического бессмертия.

Многие знания даосов были впоследствии утеряны, а сохранившиеся рекомендации практического характера в памятниках письменности зашифрованы в иносказательной форме, в многочисленных сравнениях, намеках, в которых мог разобраться только узкий круг посвященных лиц. Мы же можем воссоздать технику выполнения упражнений «даосской йоги» лишь в общих чертах.

Рекомендуемые различными даосскими школами пути спасения и достижения физического бессмертия были весьма разнообразными. Так, один из них состоял в употреблении определенных растений, трав, грибов, минералов или специализированных лекарств.

Приверженцы «внешней алхимии» (вэйдань) в основе таких лекарств использовали золото и серебро, добываемые различными путями из свинца, киновари, ртути. Это сближает даосов с сектой Райсана в древней Индии: и те, и другие в поисках подобных лекарств, дающих бессмертие, первыми практически использовали соли тяжелых металлов в медицинских целях.

Даосы считали, что пилюли бессмертия тем эффективнее, чем более очищено, рафинировано и концентрировано лекарство. Для усиления их действия также рекомендовались очищения, посты, уединения в горах или на островах. Согласно легендам, принятие пилюль бессмертия обычно сопровождалось сначала видимой смертью принявших их людей, которые затем приходили в себя и становились бессмертными.

Другое направление даосской практики, собственно и связанное с даосской йогой, называлось «внутренней алхимией» (нэйдань). Оно состояло в «выплавлении внутренней пилюли бессмертия» в самом теле человека за счет системы контроля внутренних энергетических потоков в организме. Здесь основой служили многочисленные упражнения в дыхательной гимнастике и медитации, которые приводили к накоплению и особому распределению в теле человека жизненной энергии – ци. Эта практика в экзотерическом плане известна как система цигун.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.007 с.)