Наследие и канонизация Конфуция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наследие и канонизация Конфуция



 

Учение Конфуция изложено в книге «Лунь юй» («Рассуждения и беседы»). Ему приписывается также участие в создании таких классических книг древнего Китая, как: «И‑цзин» (Книга Перемен), «Шу‑цзин» (Книга Истории) и «Чунь‑цю» (Летопись Весны и Осени).

Сейчас на месте дома Конфуция построен храм предков, состоящий из группы зданий с квадратными двориками, где много каменных и деревянных ворот. Главное здание – Дачаньдянь (Дворец высшего совершенства), в центре дворца была установлена статуя самого Учителя, а по бокам от нее размещены скульптуры самых известных его учеников.

Для справки можно отметить, что всего учеников у Конфуция было около трех тысяч. К сожалению, статуя Конфуция не дожила до наших дней, но сам храм сохранился, он включает в себя 466 построек – залы, беседки, павильоны и т. д. Во времена династии Мин в одном из павильонов были установлены сто двадцать камней с вырезанными на них картинами из жизни Учителя. А в храме Конфуция собраны великолепные произведения живописи, резьбы по камню лучших китайских мастеров того времени.

Во времена династии Хань (175 г. н. э.) Конфуция канонизировали в ранг «первого святого», а при династии Сун (960‑1279 гг.) был установлен обряд поклонения на могиле Учителя. Позднее в день памяти Конфуция стали проводить церемонии с обязательным присутствием императора. В этот день император должен был прийти в храм для совершения обряда жертвоприношения и произнести следующие слова: «Ты велик, о совершеннейший мудрец! Твоя добродетель беспредельна, твое учение совершенно. Среди смертных тебе не было равных. Все правители тебя почитают. Твои изречения и узаконения со славой признаются. Ты – образец служения императору. Жертвенные сосуды благоговейно выставлены. Проникнуты почтением, мы бьем в гонги и колокола».

К концу XIX в. в стране насчитывалось 1560 храмов Конфуция, в которых, кроме молений, проводились также экзамены на ученые степени. Но следует отметить, что обряды, совершаемые в его честь, не имеют целью умилостивить святого, и сам Учитель не обожествляется, эти обряды носят характер чествования памяти великого человека.

 

«ХРАНИТЕЛЬ МУДРОСТИ ДРЕВНИХ»

 

Сам Конфуций считал себя хранителем и толкователем мудрости древних, видя в них достойный пример для подражания. В своих проповедях он часто упоминал мифического правителя Яо. Согласно одной из версий, Яо жил в хижине из камыша и неотесанных стволов деревьев. Питался он отваром из диких трав и рисовой кашей, носил грубую, простую одежду, ел из простой глиняной посуды.

Если правитель Яо видел голодного, он говорил: «Это я виноват, что он голоден», если кто‑то не имел одежды, он говорил: «Это я виноват, что ему нечего надеть», если кто‑то совершал преступление, то он говорил: «Это я довел его до преступления», – то есть, он брал на себя ответственность за всех. Во времена его правления люди не запирали дома, если кто‑то что‑нибудь забывал на улице, то на следующий день он мог найти свою вещь на том же месте.

Сам Конфуций говорил: «Учение мое не что иное, как учение, которое преподали и оставили нам древние. К учению этому я ничего не прибавляю, ничего от него не отнимаю, но передаю его в первоначальной чистоте. Учение это неизменно – само по себе создатель его. Я сам уподобляюсь только землевладельцу, который бросает зерно в землю и поливает его, но который сам по себе не имеет силы заставить содеянное пустить ростки и принять формы растений иного рода».

Среди учеников Конфуция широкое распространение имело следующее утверждение: «Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить добродетель – большое». Идея покорности пронизывает все учение: сын подчиняется отцу, жена – мужу, нижестоящий – вышестоящем и т. д. Только небо в состоянии наградить человека выдающимися качествами.

Благородный человек должен обладать шестью добродетелями: человеколюбием (жэнь), чувством долга (И), поведением, соответствующим нормам (ли), знанием (чжи), верностью (синь) и сыновней почтительностью. Человеколюбие включало в себя: милосердие, сдержанность, скромность, доброту, сострадание и любовь к людям. Долг – это сумма моральных обязательств, добровольно принятых на себя.

Нормы поведения – это основа учения: церемонии, правила этикета, обряды.

Знание – изучение древних книг, а также опыта, накопленного поколениями. Верность – покорность и искренность по отношению к вышестоящему. Милосердие – справедливость к нижестоящему. Сыновняя почтительность – не только исполнение воли отца и матери и служением им, но и сердечная любовь к ним.

Важную роль в конфуцианстве играет культ Неба. Небо определяет судьбу человека и всей страны и является вместилищем Высшего Разума и Справедливости, а император – «уполномоченный» Неба на Земле, воплощение в человеке высшей справедливости и разума.

Согласно учению Конфуция, китайская цивилизация считалась самой совершенной и потому должна была быть примером для подражания всем другим народам.

 

 

ДАОСИЗМ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.005 с.)