Трудности понимания идей буддизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности понимания идей буддизма



 

Первая трудность состоит в том, что сегодня практически невозможно точно выяснить, что из себя представлял первоначальный буддизм. Мы можем об этом только догадываться, опираясь на свидетельства более поздних толкователей, переживших самого Будду на несколько столетий. В принципе, существует две буддийские философские системы: Палийский канон, или Южная школа буддизма, и Санскрито‑Тибето‑Китайский канон, который в целом является более древним. Но оба канона имеют все признаки позднейшей переработки первоначального учения, что, в общем‑то неудивительно, ибо любая святая истина или истина, претендующая на статус святой подгонялась жрецами, царями, священниками под реалии сегодняшнего дня и, к сожалению, часто в угоду собственным политическим интересам. Трудность также состоит и в том, что индийско‑буддийская традиция, в отличие от европейско‑христианской, никогда, или почти никогда не проявляла интереса к истории. Поэтому практически ни в одном случае нет указаний на происхождение того или иного буддийского текста. Именно поэтому в этом исследовании мы так часто ссылаемся на мифы, предания, притчи. В конце концов, народная молва во все времена в состоянии уловить и зафиксировать рациональные зерна любой информации, порой, в обход политической ориентации властителей или монахов‑переписчиков той или иной эпохи.

Что касается именно буддийских текстов, то не лишним будет сообщить, что любой буд дийский монах‑переписчик, если он считал, что его собственные мысли являются выражением не его собственного мнения, а результатом сверхличного, сверхъестественного состояния, Просветления, мог совершенно спокойно внести их в священное писание и приписать не кому иному, как самому Будде. Тем не менее, остановиться на основных положениях буддизма все‑таки стоит, потому что после этого нам будет гораздо легче вести дальнейший разговор.

 

СВЯЗЬ БУДДИЗМА С ВЕДАМИ

 

В древней индийской мифологии важнейшей является тема акта самопожертвования. Актом самопожертвования Бог порождает Вселенную, и этим же актом человек воссоединяется с Богом. Акт, который создает мир, и акт, которым он уничтожается, – один и тот же: это отказ от самого себя как носителя страстей и пороков. И хотя Божество отождествляется с Истиной, Сознанием и Блаженством, оборотная сторона жизни также является ее неотъемлемой частью. Поэтому для индуистского мировосприятия проблемы добра и зла, как таковой, не существует.

Мир, по необходимости, является миром оппозиции, противопоставления. Нельзя говорить о свете без тьмы, о верхе без низа, о наслаждении без боли и так далее. Любой из нас без труда может продолжить список этих противопоставлений.

Гаутама Будда умер в 545 г. до н. э., то есть он жил в то время, когда уже были созданы основные Веды и Упанишады – основа всех философско‑религиозных системам Индии, и их философия явилась отправной точкой для собственного учения Будды. Было бы однако ошибкой считать Будду основателем религии, то есть создателем учения, которое явилось каким‑то организованным протестом против индуизма. Ведь в ту эпоху не было таких понятий, как «индуизм», «брахманизм» – они просто‑напросто не имели смысла. Эти термины появились гораздо позже.

Существовала традиция, воплощенная в Ведах и в Упанишадах, которые передавались из уст в уста. И традиция эта не была в чистом виде религиозной. Она охватывала жизнь человека и человечества в целом, затрагивая все ее стороны: от способов обработки земли

до представления о Конечной Реальности. Иначе и быть не могло, ведь само понятие «Священные Тексты», по сути, содержит информацию о том, как жить, чтобы выжить в этом жестоком мире. Уже позже начали появляться рекомендации; как выжить и жить в этом мире достойно, что, несомненно, является для человечества шагом вперед, и этот шаг мы с вами можем наблюдать объективно.

Будда действовал в полном согласии с традицией индуизма и брахманизма, когда отказался от судьбы «хозяина дома» и расстался со своей кастой и сделался риши – «лесным мудрецом», чтобы найти путь к освобождению. Как и у любого другого риши, его поиски имели свои собственные особенности, и его учение содержало анализ неудачных попыток других людей осуществить на практике те верования, которые они исповедовали.

Индуистская культура еще более, чем китайская, поощряет в определенном возрасте отказ от мирской жизни, когда уже исполнен долг семьянина и гражданина. И уход от обычной мирской жизни означает, что человек осознал свои истинную сущность и путь.

Это и есть сущность «Бодхи», того пробуждения, или просветления, Будды, которое снизошло на него однажды ночью после семи лет медитаций в лесном уединении.

 

ВОСЕМЬ ЗАПОВЕДЕЙ БУДДИЗМА

 

Все направления буддизма объединяет путь, ведущий к прекращению страданий и нирване, который подразумевает одновременное соблюдение восьми условий:

1. Правильные представления – принятие четырех истин Будды.

2. Правильные стремления – желание достичь нирваны.

3. Воздержание от лжи.

4. Воздержание от насилия по отношению к любым живым существам; ненанесение им зла в любой форме.

5. Праведный образ жизни, состоящий в добывании средств к существованию честным способом.

6. Правильные усилия, которые состоят в преодолении соблазнов и плохих качеств; создание благ, которых раньше не существовало, увеличение благ, которые уже имелись.

7. Правильные мысли – не рассматривать тело, чувства и эмоции как истинное «Я»; не считать предметы, с которыми связана жизнь, как вечную собственность; не отождествлять книжные истины с теми, которые реально познаны на собственном опыте; понимать, что все преходяще.

8. Правильные сосредоточение и медитация, то есть размышление о пагубности страстей, источником которых является тело, о страданиях, которые порождаются чувствами; о непостоянстве наших представлений и условий существования; выработка отрешенности от всего того, что привязывает человека к жизни, от привязанности к телу, уму и чувствам.

Исходно буддизм представлял собой скорее философскую школу, нежели был религией.

 

«БОЛЬШАЯ КОЛЕСНИЦА» – ВТОРАЯ ВЕТВЬ БУДДИЗМА

 

Кроме Палийского канона, есть и вторая ветвь буддизма, получившая название «Махаяна» – «Большая колесница»: – большая потому, что содержит большое количество методов достижения нирваны, таких, например, как диалектика Нагараджуны – освобождение сознания от любых фиксированных концепции; школу «Чистой Земли» – освобождение через веру в могущественного Амитабху – Будду Бесконечного Света, который якобы достиг просветления задолго до рождения Гаутамы. «Махаяна» включает в себя и уже известную нам тантрическую практику, согласно которой освобождение может быть достигнуто с помощью повторения сакральных формул, слов и особых видов йоги.

Если в Палийском каноне ученики Будды, достигшие нирваны, называются архаты, «достойные», то в махая‑нистских текстах идеал архата рассматривается чуть ли не как эгоистический. Бодхисаттва же тот, кто осознал, что в нирване содержится глубокое противоречие. Для многих Бодхисаттва стал объектом поклонения, спасителем мира, давшим клятву не вступать в конечную нирвану, пока через бесчисленные века даже трава и пыль не достигнут ее, и ради других он согласился снова и снова рождаться в круговороте «самсары».

В своих философских суждениях буддизм Махаяны пошел еще дальше – если «нирвана» есть такое состояние, в котором совершенно прекращаются попытки овладеть реальностью, то абсурдно полагать, что сама нирвана есть нечто такое, чего можно добиться. Если «Я» – просто условность, то бессмысленно считать нирвану состоянием, которого добивается какая‑то индивидуальность.

Отсюда следует вывод: раз не существует «нирваны», которой можно было бы достигнуть, и раз, в действительности, нет отдельных индивидуальностей, то ваше рабство в круговороте самсары – всего лишь видимость. И мы уже давно на самом деле находимся в нирване, то есть, поиски ее бессмысленны, как поиски того, что никогда не терялось. Иными словами, как только нирвана становится объектом желания, она становится и частью «самсары».

Отсюда можно прийти к выводу, что Бодхисаттва – это обычный земной человек, который живет так, как ему вздумается, ведь если «самсара» – часть «нирваны», нет никакого смысла в попытке что‑либо изменить. Между крайними противоположностями часто есть обманчивое сходство. Безумный может выглядеть святым, а мудрец, благодаря своей скромности, может быть похож на самого обычного человека. Сложно сказать, какие поступки совершает или не совершает обыкновенный земной человек в отличие от святого и наоборот.

Школа «Чистой Земли», например, считает, что все попытки стать Буддой – это не что иное, как ложная гордость, присущая «Я». На самом деле, единственное, что необходимо делать, – это повторять имя Амитабхи, или «Славься, Амитабха!». И надо верить, что одного этого достаточно для рождения в «Чистой Земле»– земле Амитабхи.

Повторение имени считается чудодейственным потому, что много столетий назад Будда‑Амитабха дал обет: не вступать в высшее состояние Будды, пока перерождение в «Чистой Земле» не будет обеспечено всем живым существам, которые взывают к его имени. Так как после этого он стал Буддой, то его обет вошел в силу. Буддизм «Чистой Земли» является продолжением учения Бодхисаттвы о том, что истинное дело освобожденного человека – это освобождение остальных. Благодаря прежней интуитивной мудрости Бодхисаттва проникает в природу реальности, и это вызывает в нем состояние сострадания ко всем, кто живет в неведении.

На более высоком уровне это уже не просто сострадание, – как мы уже говорили, возвращение Бодхисаттвы в мир было вызвано тем, что «самсара» и есть в действительности «нирвана». Эту особенность подчеркивает в Махаяне дзэн‑буддизм.

 

 

ДЗЭН‑БУДДИЗМ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.008 с.)