Отношения обновленного тибета с соседями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения обновленного тибета с соседями



 

В те далекие времена вся торговля со странами Востока осуществлялась по суше. От Вены до Пекина по легендарному Шелковому пути шли караваны верблюдов, нагруженных заморскими диковинами, стеклянной посудой, мехами, зеркалами, розовыми кораллами, солью, шелком, приправами и коврами. Тибет располагался на пересечении основных торговых путей Центральной Азии, и его жители были вовлечены в активную торговлю. Они покупали и продавали все, что имело какую‑либо ценность. Но бесспорным сокровищем Тибета оставались религия и сильный институт духовенства.

На протяжении восьмисот лет Тибет обходился без какой бы то ни было армии. Все это время тибетцы защищали свою территорию, религию и культуру исключительно с помощью духовной силы. Их ламы и первосвященники были самыми влиятельными и почитаемыми лицами в Центральной Азии. Правители соседних государств, в том числе китайские императоры и монгольские ханы, сделались учениками тибетских лам. Взамен они обещали защищать Тибет от посягательств внешних врагов.

Во все века тибетцы были отважными путешественниками, проявлявшими мужество и необычайную выносливость в дальних походах. Но для буддистов главное в жизни путешествие было то, которое они должны были совершить после смерти.

Тибет стал закрытой для иностранцев страной, после того как в 1873 – 74 гг. англичане предприняли первую неудачную попытку проникнуть туда с завоевательски‑ми целями. Страна Снегов – территория весьма изолированная в географическом отношении, и эта изолированность природная в сочетании с изолированностью политической, способствовали рождению множества легенд и домыслов об этой неведомой для европейцев стране, ее народе, загадочных мудрецах‑отшельниках, живущих в горах, о тибетских «тайных доктринах».

Конечно, все это не могло не привлечь внимания ученых, наиболее отважных миссионеров, авантюристов и агентов различных разведок, в первую очередь, английских и российских. Дело в том, что в этот период девятнадцатого века Россия и Великобритания вели «Большую Игру» по разделу сфер влияния на Дальнем Востоке.

Вот что пишет А. Бреславец в предисловии к книге Александры Дэви‑Нил «Посвящения и посвященные в Тибете», Санкт‑Петербург, 1994 г.:

«Существенную роль в последующих драматических для Тибета и России событиях сыграла программа, представленная 13 февраля 1893 г. царю Александру III в секретной докладной записке «О присоединении к России Китая, Тибета и Монголии». Автором записки и инициатором ее реализации был надворный советник Петр Александрович Бадмаев. Столь откровенные авантюрные намерения, подкрепляемые конкретными действиями российских военных и коммерческих кругов, направленные на захват огромной сырьевой базы и рынка сбыта Дальнего Востока, вскоре стали известны зарубежным спецслужбам и вызвали резкое противодействие не только Великобритании, но и других заинтересованных государств.

Как бы не замечая огромного напряжения втянутых в «Игру» сил, надворный советник продолжает действовать и фантазировать. В очередном докладе Николаю II Бадмаев пишет:

«Нужно отдать в мое распоряжение бурят‑казаков; необходимо разрешить мне давать обещания тем монгольским, китайским и тибетским князьям и знаменитым гэгэнам и ламам, которые помогут мне, что будут пожалованы им соответствующие их настоящему положению звания с некоторыми преимуществами;…Тибет, как самое высокое плоскогорье в Азии, господствующее над азиатским материком, непременно должен находиться в руках России. Владея этим пунктом, Россия, наверное, сможет принудить Англию быть сговорчивой».

Со времен императриц Елизаветы и Екатерины II буддисты: буряты, монголы, а в конце XIX века и тибетцы почитали русских царей как воплощение Белой Тары, бодхисаттвы‑защитницы религии, страны и человека.

Военный министр А.Н.Куропаткин посылает в Тибет очередного агента, подъесаула Уланова с целью оперативного сбора военных данных и с рекомендацией Николая П постараться «разжечь тибетцев против англичан».

Через три недели «неожиданно» начинается русско‑японская война, а чтобы окончательно пресечь российскую авантюру, 18 марта 1904 г. британский экспедиционный корпус вторгается в пределы Тибета и буквально расстреливает тысячную тибетскую армию во главе с генералом Лхавангом.

России теперь уже не до решения «Тибетского вопроса». XIII Далай‑лама Тибета спешно покидает Лхасу, стремясь прорваться в Россию, но принужден остановиться в Урге (ныне – Улан‑Батор) фактически под полным китайским контролем. Его дальнейшие попытки найти убежище и понимание на территории России пресекаются безразличием уже к «тибетскому вопросу» российского царя, «воплощения Белой Тары». Последняя просьба Далай‑ламы от 24 ноября 1905 г. к Николаю П: «Великий Государь, как не оставлял ранее своим покровительством, так и впредь не оставляй покорного Тибета», – оседает незамеченной в архивах.

31 августа 1907 года Англия и Россия подписывают договор, в соответствии с которым Тибет «представляет сферу интересов Великобритании, а Монголия – России. После китайской революции 1911 г. Монголия и Тибет объявляют в 1912 г. о своей независимости от Китая, что подтверждает международная конференция юристов в Симле.

В двадцатые годы Советское правительство делало попытки установления дипломатических отношений с Тибетом, послав туда несколько секретных миссий, но недоверие тибетского правительства, во многом обусловленное ростом воинствующего атеизма в России, с одной стороны, противодействие британских колониальных властей – с другой, и, наконец, с начала 30‑х гг. – ставка сталинского правительства на Мао Цзэдуна, который считал Тибет неотъемлемой частью Китая, окончательно прекратили эти попытки».

 

ТРАГЕДИЯ ТИБЕТА

 

Всю жизнь буддисты проводят в подготовке к смерти, в этом выражаются их представления о временности и изменчивости бытия. Вот так же Тибет испо‑кон веков предвидел неизбежную гибель собственной цивилизации. На земной рай – Шангри Ла – обрушился геноцид. Страшная трагедия нарушила покой и разорвала тишину на земле, которая до сих пор не знала никаких громких звуков, кроме звучания рожков и раскатов грома.

Страна, мирно покоившаяся в историческом уголке безвременья, была разбужена ото сна, чтобы наяву увидеть свой самый страшный ночной кошмар. Год 1949‑й, Китай, – государство с самым многочисленным населением в мире. Его армия, закаленная в боях и вооруженная по последнему слову техники, нападает на беззащитного соседа.

Ссылаясь на давние территориальные претензии, Китай без труда быстро завоевывает страну, которую сами китайцы называют «Сокровищницей Запада». На протяжении длительного времени тибетские монахи успешно отводили угрозу китайской агрессии, щедро делясь духовной силой и мудростью, в обмен на мир и безопасность. Однако в пылу революции, подчиняясь новому, коммунистическому порядку, Китай вдруг решает, что религия – это яд, а Тибет – отсталая страна, где люди находятся во власти суеверий и нуждаются в переобучении.

В 1933 г., за шестнадцать лет до вторжения китайских завоевателей, Далай‑лама XIII предсказал гибель уникальной многообразной культуры Тибета:

«Если мы не отважимся защитить свою территорию, наши духовные лидеры погибнут, имущество и власть наших перевоплощенных лам и монахов будут отняты; наша политическая система будет разрушена до основания, собственность всех тибетцев – богатых и бедных, достанется врагу, а сами они будут обращены в рабов. Все наши люди станут жить в нескончаемых страданиях и страхе. Такое время настанет».

На сегодняшний день нет практически никакой информации о том, что в действительности произошло в Тибете. Геноцид в этой стране не был похож на нацистский. Данные о том, что случилось с евреями, о том, что происходило в лагерях смерти, были получены, в основном, после войны, когда появилась возможность изучать архивы рейха, когда союзнические войска освободили лагеря и были вскрыты могилы. В Тибете не было ничего подобного.

Как свидетельствует Ани Падче, тибетская монахиня, одна из немногих, кому удалось вырваться из застенков китайского оккупационного режима:

«Те, кто, рискуя жизнью, пытались отстоять Тибет и его религию, были убиты или арестованы. Монастыри были разрушены, серебряные и золотые статуи отправлены в Китай. Из монастырей унесли все до последнего камня. Меня избивали палками, но я ничего не сказала. От нас требовали, чтобы мы сознались в преступлениях против новой власти. Людей пытали и подвешивали за ноги к потолку. Больше года мои ноги были закованы в кандалы, мне ничего не давали есть, я была так слаба, что то и дело теряла сознание. Некоторые узники говорили, что еще немного, и они станут есть собственные экскременты, – до такой степени морального и физического истощения их довели в тюрьме. Теперь я старая женщина, а когда меня бросили за решетку, мне было всего 25. Вышла я уже старухой. Вся моя жизнь прошла в тюрьме».

Мы не располагаем точными данными о погибших. Называется цифра в один миллион двести тысяч человек. Во всяком случае, реальный масштаб убийств, бесчинств, голода и горя ужасающе огромен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.009 с.)