Ведические представления о йоге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведические представления о йоге



 

Слово «йога» происходит от санкритского корня «йудж», означающего «связь, воссоединение, единение». Его аналогом является латинское слово «религаре» – религия. Знание йоги, хотя оно и было отражено в Упанишадах и других текстах, было почти исключительной привилегией касты брахманов‑жрецов. В йогу в некоторых случаях посвящались и отдельные кшатрии, то есть представители касты воинов, второй по значимости.

Хотя людям, относящимся к третьей касте (вайшьи – «торговцы»), в принципе не запрещалось практиковать йогу, фактически она была им недоступна. Что касается четвертой касты, касты шудр («слуг»), то для них единственным средством развития и духовного совершенствования считалось лишь преданное служение господам – брахманам, кшатриям, а также вайшьям.

Однако как в Упанишадах, так и в эпосе «Махабхарата» – более позднем памятнике по сравнению с Ведами – считается, что успех в освобождении души лишь в относительной мере зависит от касты. «Судят не по происхождению, а по делам» – эта формула часто повторяется в древних текстах.

Так или иначе, основой для совершенствования во всех случаях считалось должное исполнение Дхармы (свода предписаний, обязательных для исполнения в пределах каждой касты), общественного долга, а также совершение благих дел, бескорыстных по своей основе.

Как гласит речение Вед: «действуй, но отрешись от плодов деяния… Тогда только соблюдешь ты все эти дхармы бескорыстно, а не из себялюбия. Принесение жертв, учение, дарение, подвижничество, правдивость, всепрощение, смирение, нестяжательство – таков, говорят, восьмеричный путь дхармы. Первые его четыре ветви ведут путем предков… Остальные – это путь богов, по которому всегда шествуют праведники. Кто очистил свой дух, пусть идет восьмеричным путем. Допуская только благие помыслы; обуздав должным образом чувства; ревностно исполняя тягчайшие обеты; угождая, как положено, наставникам; строго соблюдая правила питания; преуспевая, как подобает, в учении; отрешившись полностью от плодов деяний; навсегда пресекши деятельность мысли – только так должен жить тот, кто хочет превозмочь бренность существования. Утвердившись в полном бесстрастии, постарайся путем подвижничества обрести совершенство и дар чудотворства».

 

АСКЕТИЗМ В ВЕДИЙСКОЙ ЙОГЕ

 

Основная форма ранней ведийской йоги – аскетическая практика и отречение от всех мирских и материальных благ. «Став равнодушным к хуле и прославлению, безразличным к тому, что перед ним – камень, ком земли или золото, он постоянно был погружен в размышления, предаваясь чистой йоге знания. Черпая силы в йоге размышления, вкушая ни с чем не сравнимое блаженство, он достиг непреходящего совершенства – главного признака нирваны» («Махабрата»).

Возник настоящий культ изнурения плоти. В важные периоды истории, судьбоносные для народа исторические моменты аскетизм предписывался даже царям. Одним из важных значений аскетизма и, вместе с тем, одним из методов повышения психической и умственной мощи было воздержание от половой жизни. При этом, согласно учению брахманов, сексуальная сила преобразовывалась в духовную энергию, что даже могло дать сверхчувственные способности. Эта практика, получившая название «Удварета‑йога» впоследствии дополнилась в методическом плане специальными процедурами. Само слово «удваретас» означает буквально «поднимающий семя». Аскет, удерживающий семя, поднимал его вверх, вдоль позвоночного столба, в результате чего тело наполнялось энергией и человек приобретал сверхнормальные способности.

Основной мотив аскетизма – радость в загробной жизни, рождение в более высоких, Божественных мирах. Однако и в этой жизни аскет достигал многого, поскольку радости, получаемые им в духовной практике, как многократно подчеркивалось в текстах, не могут сравниться с обычными мирскими удовольствиями.

«Когда разум, ум, вера и надежда человека сосредоточены на Всевышнем, тогда он полностью освобождается от тревог благодаря совершенному знанию, и, таким образом, прямо следует по пути к освобождению… Такого освобожденного человека не влечет к материальным чувственным удовольствиям. Он всегда пребывает в трансе, черпая блаженство внутри себя. Таким образом, самореализованная личность наслаждается беспредельным счастьем, ибо она сосредоточена на Всевышнем» («Бхагавад‑Гита»).

Именно аскетическая практика позволяет многим героям «Махабхараты» видеть богов, демонических существ и других обитателей «иного мира». Однако такие способности нигде не рассматривались как конечная цель. Наоборот, все тексты «Махабхараты» буквально насыщены жизненной мудростью, ценнейшими эмпирическими наблюдениями, которые призваны помочь людям жить в «этом» мире. Роль знания, приобретенного созерцанием, очень велика. Именно здесь впервые подчеркивается огромная роль знаний и общего жизненного опыта для того, чтобы по‑иному оценивать все тяготы и невзгоды нашей жизни.

«Мудрые черпают радость и удовлетворение в познании, отрешившись как от горя, так и от счастья. Невежд обуревает недовольство, мудрых осеняет радость. Неудовлетворенности нет предела, удовлетворенность – высшее благо. Не следует предаваться печали: печаль – это сильнейший яд; она убивает слабого разумом, как разъяренная змея – ребенка. Кто предается горю, когда приходят невзгоды, того покидают силы и мужество… Поддавшись отчаянию, человек не обретает никаких благ» («Махабхарата»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.006 с.)