Психофизиологический аспект ведийской йоги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизиологический аспект ведийской йоги



 

Хотя слово «йога» в Ведийских текстах и в «Махабхарате» в большинстве случаев означает просто отказ от мирских благ и аскетизм, из некоторых древних источников можно сделать вывод о существовании специальных йогических процедур, методик целенаправленного управления физическими и психическими функциями человеческого организма.

Так в «Шветашватара‑упанишаде» мы находим такие строки:

«Постоянно держа поднятыми три части тела, вовлекая чувства и мысли в сердце, пусть мудрец переправится на ладье Брахмана через все потоки, внушающие страх. Сдерживая здесь свое дыхание, пусть наделенный движениями дышит через свои ноздри меньшим дыханием, пусть мудрец сдерживает свою мысль, не отвлекаясь, подобно тому, как он впрягал бы коней в колесницу. На ровном чистом месте, свободном от щебня, огня и песка, благоприятствующем размышлению плеском воды и тому подобным, но не стесняющим глаз, в скрытом месте, защищенном от ветра, пусть занимается йогой. Туман, дым, солнце, ветер, огонь, светлячки, молнии, хрусталь, луна – все эти начальные облики суть проявление Брахмана в йоге. Когда исчезает пятеричное свойство йоги, когда появляется земля, вода, жар, ветер и пространство – исчезает болезнь, старость, смерть для того, кто обрел тело, состоящее из огня йоги».

Один из основных методов ранней йоги – постепенное отключение разума от чувств и от объектов внешнего мира. «Совершенно сознание того, кто способен отвлечь свои чувства от их объектов, подобно тому, как черепаха втягивает в панцирь свои конечности», – сказано в «Бхагавад‑Гите». Самое хорошее средство для этого состоит в сосредоточении на Брахмане. Специальная методика для этого описывается в пятой главе названной книги:

«Отключись от всех внешних объектов чувственного восприятия, сосредоточивая взор между бровей, задерживая вдох и выдох в ноздрях, контролируя таким: образом ум, чувства и разум, йогин, стремящийся к освобождению, выходит из‑под власти желания, страха и гнева. Тот, кто всегда пребывает в таком состоянии, уже, безусловно, освобожден».

Далее следует пояснение толкователя «Бхагавад‑Гиты» Свами Бхактиведанта: «Нужно отделиться от объектов таких чувств, как слух, осязание, зрение, вкус и обоняние, и, удерживая взгляд между бровей, сосредоточиться на кончике носа, полуприкрыв глаза. Не следует закрывать глаза полностью, так как в этом случае очень велика вероятность уснуть. Не стоит также и полностью открывать глаза, ибо в этом случае есть риск привлечь свое внимание к объектам чувственного восприятия. Дыхание удерживается в ноздрях посредством уравновешивания нисходящего и восходящего потоков воздуха в теле. Занимаясь такой йогой, можно достичь власти над чувствами, отстраниться от внешних чувственных объектов и, таким образом, подготовить себя к освобождению во Всевышнем».

Надо полагать, уровень методического знания древней ведийской йоги был весьма высоким. Об этом косвенно свидетельствует и специальный обряд Дикши, цель которого – разделить человека на материальную оболочку и духовную, бессмертную субстанцию. Тот, кто совершал такой обряд, получал тем самым право на второе рождение («Человек рождается лишь частично, только благодаря жертвоприношению он, действительно, рождается»). Можно сделать вывод, что для брахманов, которых называли также «дваж‑дырожденными», этот обряд был обязательным.

 

ПАНТЕОН ИНДУИСТСКИХ БОГОВ

 

К середине первого тысячелетия религия Вед и комплекс обрядно‑религиозной символики брахманов стал перерождаться в индуизм. К тому же времени относят и запись в окончательном виде великого эпоса «Махабхараты». Концепции индуизма были построены на тех же двух фундаментальных принципах ведийской религии – учении о Брахмане‑Атмане и теории реинкарнации («перевоплощении душ»). Однако главный акцент молитвенной практики сместился в сторону трех основных богов – Тримурти – триединого воплощения Брахмана, или «троицы»: Брахмы, Шивы и Вишну.

Главным в Тримурти индуизма считается Брахма – бог, который создал мир, трансформировал первоначально Единство Высшей Реальности в многообразие всего живого и преходящих форм. Однако, число храмов, посвященных ему, относительно невелико по сравнению с теми, что посвящены двум другим главным божествам. Фактически по мере становления индуизма как религии большинство верующих разделились на два основных течения – шиваистов и вишнуитов, образовав в их пределах множество частных направлений и сект.

Шива символизирует разрушительную функцию. Это бог разрушении и смерти; одновременно Шива – покровитель аскетов, стремившихся к такому разрушению и изменению, к слиянию с Вечностью и Абсолютом. Однако фактически шиваизм несет и созидательный аспект: культ жизненной силы и мужского начала почитается в символической форме как культ фаллоса, мужского животворного органа. Культ фаллоса в Индии приобрел широкое распространение, и его свято почитают женщины, стремящиеся обрести детей.

Вместе с тем, Шива – гроза демонов, бог ритма и танца. На лбу у Шивы находится третий глаз между бровей, силой которого он, по преданию, разгневавшись, испепелил Каму – бога любви. Возникнув в начальный период становления индуизма, культ Шакти – духовной энергии Шивы, которая в момент соединения его с женским началом многократно усиливается, – сместился на почитание женского начала.

Возникла идея, согласно которой энергетическая сила Шивы, его Шакти, с помощью которой человек быстрее достигает освобождения, легче всего воспринимать через супругу Шивы, среди воплощений которой (реинкарнаций) наиболее популярными стали Дурга и Кали. Они и другие ипостаси жен Шивы олицетворяли собой великое женское начало, что, в частности, проявилось в некоторых культах, изобиловавших сексуальной практикой.

В отличие от Шивы, Вишну олицетворяет собой идею сохранения: он мягок и непротиворечив. Наиболее популярные и почитаемые в Индии воплощения Вишну – это Рама и Кришна, а также Будда и мессия – Калка или Ман‑трейя, т. е. Будда грядущего, приход которого еще ожидается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.005 с.)