Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
About planning a modern lesson
Recently, teachers have significantly increased their attention to the fuller use of the content of education in order to educate students, the desire to more fully and more organically introduce life itself into the lesson, and to actively discuss social and political problems with students. When constructing a lesson, it is important to constantly be guided by the logic of educational and cognitive activity of students. It is very important to be able to construct the main stage of the lesson, since it is on it that the main didactic task of the lesson is primarily achieved. The preceding and subsequent steps should contribute to this. The lessons are diverse in structure. The teacher’s task is to be creative in choosing the type of lesson and its construction. Key words: lesson, modern design, teacher, task, creative approach.
Сегодня, в условиях перестройки школьного образования, каждый учитель должен мыслить и работать по-новому, творчески подходить к своей работе, искать новые резервы и возможности для повышения эффективности обучения, брать на вооружение все то новое, что появляется в педагогической науке и практике, экспериментировать и критически анализировать полученные результаты. Учитель может выступать не только в роли послушного исполнителя многочисленных инструкций; перед ним открываются действительно широкие возможности для творчества – он может сам, по собственному усмотрению планировать прохождение учебного материала, изменять количество часов и последовательность изучения материала по той или другой теме, использовать разнообразные формы и методы ведения урока. Школьному учителю приходится постоянно решать множество разных вопросов. Это и организация детского досуга, трудовой практики, экскурсий, это и встречи с родителями, шефами и многое другое. Обо всем болит сердце учителя. Но среди этих забот его постоянно волнует вопрос: как улучшить учебно-воспитательный процесс на уроках, лекциях и других формах учебных занятий, как поднять их эффективность? Почему именно в этом направлении, прежде всего, ищет учитель пути совершенствования своей деятельности? Потому, что основная часть его работы с учащимися в школе связана с учебными занятиями. Именно им принадлежит огромная роль в формировании личности ученика, они несут на себе все функции учебного процесса: обучающую, воспитывающую и развивающую. На уроке учащиеся получают новые знания, приобретают умения ими пользоваться, здесь идет сложнейшая работа по формированию диалектико-материалистического мировоззрения, коммунистической идеологии и морали [3, с.5].
Учительством России накоплен богатый опыт по проведению и совершенствованию урока. За последнее время значительно усилилось внимание учителей к более полному использованию содержания образования в целях воспитания учащихся, стремление полнее и органичнее ввести в урок саму жизнь, активнее обсуждать с учащимися социально-политические проблемы. Имеет место стремление учителей к повышению познавательной активности учащихся за счет выполнения ими самостоятельных работ, осуществления проблемного подхода. Стало больше внимания уделяться формированию общеучебных умений, особенно в начальных и подростковых классах. Свою специфику имеет эта работа в старших классах, и здесь тоже накоплен определенный опыт. Сегодня в каждой школе используются такие формы учебных занятий, как лекции, семинары, конференции, зачеты. Сейчас идет новый этап их развития, который имеет свои особенности. Во-первых, эти формы стали использоваться не эпизодически, а в системе: в каждой теме определяется место лекции, семинара, ролевой игры, зачета. Во-вторых, формы учебных занятий реализуются учителями более осознанно, с большой предварительной к ним подготовкой со стороны не только учителя, но и учащихся [4, с.6]. Собранный на основе микроисследований материал используется затем на семинарском занятии. В-третьих, произошло своеобразное расширение форм учебных занятий за счет применения консультаций перед семинарами и зачеами, ролевых игр, общественного смотра знаний, собеседований, диспутов. Итак, делается немало. Однако еще предстоит много потрудиться, чтобы все учебные занятия максимально достигали целей, заложенных в учебных программах. Из всех форм учебных занятий ведущая роль принадлежит уроку. О нем в основном и пойдет сегодня речь. Что можно сказать о типичных недостатках уроков? Укажем один, но самый существенный – недостаточная реализация целевого подхода к изучению учебного материала на уроке. Этот недостаток приводит к тому, что в уроках часто отсутствует четкая композиция, они становятся аморфными, учебное содержание, формы и методы обучения не представляют того единства, которое и призвано обеспечить реализацию всех функций урока. В итоге: низкий конечный результат, неудовлетворенность, которую испытывают как учитель, так и учащиеся. Нарушение закономерностей в организации и содержании урока может привести к негативным явлениям во всем учебно-воспитательном процессе школы.
Эффективность урока зависит от множества причин, ибо эта форма учебного занятия имеет различные аспекты, представляет собой достаточно сложную процессуальную психолого-педагогическую систему. Главное состоит в том, чтобы тщательно продумать и осмыслить цель каждого урока. До тех пор пока учитель, идя на урок, не будет четко представлять, чему конкретно он должен научить, что начать или продолжать развивать и воспитывать у своих учеников, говорить о реализации задач обучения не приходится [1, с.2]. Итак, осмысленное обдумывание цели и средств ее достижения – исходная позиция повышения эффективности урока. Учитель должен уметь отобрать под эти цели содержание учебного материала. Однако сам по себе учебный материал мертв. Он оживает и начинает воздействовать на учащихся лишь в том случае, если во взаимодействие с ним вступают методы обучения, отобранные адекватно учебному содержанию, цели урока с учетом возможностей учителя и учащихся. Кроме того, необходимо, чтобы содержанию учебного материала и методам обучения соответствовали и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Очень важно сосредоточиться на отработке методики построения урока, не смотреть при этом на ученика лишь как на «материал», обрабатываемый по своеобразной технологии, данной сверху. Педагогическая ценность урока сводится к нулю, если преподаватель не смог построить его так, чтобы учащиеся почувствовали свою активную роль в учебном процессе, если он не придерживается того стиля взаимоотношений ученика и учителя, а также учащихся между собой. Как реализуется на практике рассмотренный выше механизм? Прежде всего необходимо определить свою позицию к одной из классификаций типов урока, а затем заглянуть внутрь его, разобраться со структурой. Почему одни и те же формы учебных занятий объединяются с разными типами урока? Дело в том, что, например, практикум может иметь разные цели. Иногда учитель проводит его так, что учащиеся в процессе самостоятельной практическойработы приобретают новые знания, а иногда – закрепляют или обобщают их. Или такая форма, как семинар. Он может проводиться с целью выработки умений применять знания или использоваться для их обобщения. Все зависит от того, какая цель будет доминировать на данном учебном занятии. Мы выделяем следующие этапы: организация начала урока; проверка домашнего задания; подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока; усвоение новых знаний; первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала; закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний; контроль и самопроверка знаний; подведение итогов урока; информация о домашнем задании.Формы организации познавательной деятельности учащихся, фронтальные (общеклассные), групповые, парные и индивидуальные. Их выбор должен обеспечить включение каждого ученика в деятельность по овладению знаниями.
Реальный результат выражается прежде всего в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобрели учащиеся. Трудно ощутить изменения в воспитании и развитии ученика на каждом отдельном этапе урока. Однако в сознании учащихся происходит процесс накопления того, к чему мы стремимся. Что же объединяет урок в единое целое? Таким системообразующим компонентом урока является общая дидактическая цель, ибо именно она объединяет дидактические задачи каждого этапа (а значит и этапы) в единое целое – урок. Но в структуре урока имеют место и связи между этапами. На первый взгляд, кажется, что автор призывает к углубленному исследованию формальных сторон урока. На самом же деле глубина изучения их и дает возможность выявить факторы, приводящие к низкому качеству урока или обеспечивающие его успех. Подход к выделению этапов урока должен базироваться на логике процесса усвоения знания: восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации этих знаний. Опираясь на психологическую и педагогическую литературу, коротко рассмотрим характеристику этих составляющих. Восприятие определяется как реакция «схватывания» объекта изучения. Выделяют первичное восприятие, которое ограничивается только уровнем узнавания предмета изучения, и вторичное, оно уже рассматривается как реакция детального видения объекта изучения. Нередко на уроке учитель ограничивает деятельность учащихся только уровнем первичного восприятия, и тогда детальная проработка изучаемого материала переносится на дом. В опыте передовых учителей имеет место многократное повторение учителем изучаемого содержания. Так, В. Ф. Шаталов часто объясняет новый материал три раза, при этом каждый раз выделяя самое существенное, самое основное. Осмысливание знаний происходит в процессе аналитико-синтетической деятельности: анализа, синтеза, обобщений. Здесь важно вычленение главного с целью установления существенных признаков изучаемого объекта и установления связей между ними. Группа директоров московских школ по специально разработанной программе изучила положение дел в своей школе по организации аналитико-синтетической деятельности учащихся в процессе усвоения знаний и проверила умения самих учителей выделять главные идеи и основные понятия. Оказалось, что на 23 % уроков это делается частично, а на 12 % совсем не осуществляется. На 37 % уроков не было четкого выделения признаков новых понятий; естественно, что с таких уроков школьники уходят с низким уровнем знаний.
Основное внимание мы обращаем на то, что все составляющие процесса усвоения знаний проявляются в диалектическом единстве. Уже при восприятии идет осмысление, соотнесение с имеющимися знаниями, опытом, запоминанием и т. д. Однако в процессе усвоения знаний один из этапов может доминировать: осмысление, или применение, обобщение или систематизация. Именно это и дает нам основание выделить возможный набор этапов урока, из которых затем, как из кирпичиков, можно конструировать урок. При конструировании урока важно постоянно руководствоваться логикой учебно-познавательной деятельности учащихся. Для учителя очень важно уметь конструировать основной этап урока, так как именно на нем прежде всего достигается основная дидактическая задача урока. Предшествующие и последующие этапы должны этому способствовать. Подводя итоги очень краткому раскрытию типов и структуры урока, следует заметить, что здесь выделены толькоосновные типы. С развитием теории и практики обучения могут возникнуть и другие типы уроков. Однако структура уроков многообразна. Главное при ее построении – это опора на теоретические закономерности, которые лежат в основе процесса усвоения знаний, и при построении урока важно, чтобы его структура соответствовала дидактической цели. При подготовке к уроку желательно соблюсти следующую последовательность действий: после определения содержания учебного материала и дидактической цели определить его тип, структуру, ответить на вопрос: какой характер деятельности учащихся будет доминировать на основном этапе урока (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский)? Только после этого учитель может определять свою деятельность – подбирать комплекс методов и форм обучения. Как видим, уроки по своей структуре многообразны. Задача учителя заключается в том, чтобы творчески подойти к выбору типа урока (учебного занятия) и его конструированию.
Список литературы: 1. Едалина Т.А. Конструирование и анализ урока с использованием педагогических технологий. Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 4. С. 191-121. 2. Жидкова Р.А. Конструирование урока в свете ФГОС. Сборник материалов МНПК «Актуальные проблемы химического образования». Волгоград. 2014. С. 15-17. 3. Медведева В.В. Конструирование культурориентированного пространства урока средствами технологий активного обучения. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10. С. 203-206. 4. Оказова З.П. Использование биологических задач исследовательского характера в преподавании биологии в высших учебных заведениях. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 3. С. 180-182. 5. Хасанова А.Р. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями нового стандарта. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 12-3. С. 152-156. 6. Фрундин В.Н. Конструирование урока в условиях реализации ФГОС. Сборник материалов МНПК «Российская наука в современном мире». Москва. 2017. С. 173-175.
УДК 159.923.32 Саидов Асланбек Арбиевич Старший преподаватель кафедры психологии Чеченский государственный педагогический университет г. Грозный, Российская Федерация E - mail: aslsaidov @ gmail. com
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.141.52 (0.02 с.) |