About planning a modern lesson 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

About planning a modern lesson



 

Recently, teachers have significantly increased their attention to the fuller use of the content of education in order to educate students, the desire to more fully and more organically introduce life itself into the lesson, and to actively discuss social and political problems with students. When constructing a lesson, it is important to constantly be guided by the logic of educational and cognitive activity of students. It is very important to be able to construct the main stage of the lesson, since it is on it that the main didactic task of the lesson is primarily achieved. The preceding and subsequent steps should contribute to this. The lessons are diverse in structure. The teacher’s task is to be creative in choosing the type of lesson and its construction.

Key words: lesson, modern design, teacher, task, creative approach.

 

Сегодня, в условиях перестройки школьного образования, каждый учитель должен мыслить и работать по-новому, творчески подходить к своей работе, искать новые резервы и возможности для повышения эффективности обучения, брать на вооружение все то новое, что появляется в педагогической науке и практике, экспериментировать и крити­чески анализировать полученные результаты.

Учитель может выступать не только в роли послушного исполнителя многочисленных инструкций; перед ним открываются действительно широкие возможности для творчества – он может сам, по собственному усмотрению планировать прохождение учебного материала, изменять количество часов и последовательность изучения материала по той или другой теме, использовать разнообразные формы и методы ведения урока.

Школьному учителю приходится посто­янно решать множество разных вопросов. Это и организация детского досуга, тру­довой практики, экскурсий, это и встречи с родителями, шефами и многое другое. Обо всем болит сердце учителя. Но сре­ди этих забот его постоянно волнует вопрос: как улучшить учебно-воспитатель­ный процесс на уроках, лекциях и других формах учебных занятий, как поднять их эффективность?

Почему именно в этом направлении, прежде всего, ищет учитель пути совершен­ствования своей деятельности? Потому, что основная часть его работы с учащи­мися в школе связана с учебными заня­тиями. Именно им принадлежит огромная роль в формировании личности ученика, они несут на себе все функции учебно­го процесса: обучающую, воспитываю­щую и развивающую. На уроке учащиеся получают новые знания, приобретают уме­ния ими пользоваться, здесь идет слож­нейшая работа по формированию диалектико-материалистического мировоззрения, коммунистической идеологии и морали [3, с.5].

Учительством России накоплен богатый опыт по проведению и совершенствова­нию урока.

За последнее время значительно усилилось внимание учителей к более полному использованию содержания образования в целях воспитания учащихся, стремление полнее и органичнее ввести в урок саму жизнь, активнее обсуждать с учащимися социально-политические про­блемы. Имеет место стремление учите­лей к повышению познавательной актив­ности учащихся за счет выполнения ими самостоятельных работ, осуществления проблемного подхода. Стало больше внимания уделяться формированию обще­учебных умений, особенно в начальных и подростковых классах. Свою специфику имеет эта работа в старших классах, и здесь тоже накоплен определенный опыт.

Сегодня в каждой школе используют­ся такие формы учебных занятий, как лек­ции, семинары, конференции, зачеты.

Сей­час идет новый этап их развития, который имеет свои особенности. Во-первых, эти формы стали использоваться не эпизодически, а в системе: в каждой теме опреде­ляется место лекции, семинара, ролевой игры, зачета. Во-вторых, формы учебных занятий реализуются учителями более осознанно, с большой предварительной к ним подготовкой со стороны не только учителя, но и учащихся [4, с.6].

Собранный на основе микроисследований материал используется затем на семинарском занятии. В-третьих, про­изошло своеобразное расширение форм учебных занятий за счет применения консультаций перед семинарами и заче­ами, ролевых игр, общественного смот­ра знаний, собеседований, диспутов. Итак, делается немало. Однако еще предстоит много потрудиться, чтобы все учебные занятия максимально достигали целей, заложенных в учебных программах.

Из всех форм учебных занятий ведущая роль принадлежит уроку. О нем в ос­новном и пойдет сегодня речь. Что можно сказать о типичных недостатках уроков? Укажем один, но самый существенный – недостаточная реализация целевого подхо­да к изучению учебного материала на уроке. Этот недостаток приводит к тому, что в уроках часто отсутствует четкая композиция, они становятся аморфными, учебное содержание, формы и методы обучения не представляют того единства, которое и призвано обеспечить реализа­цию всех функций урока. В итоге: низ­кий конечный результат, неудовлетворенность, которую испытывают как учитель, так и учащиеся. Нарушение закономер­ностей в организации и содержании урока может привести к негативным явлениям во всем учебно-воспитательном процессе школы.

Эффективность урока зависит от множе­ства причин, ибо эта форма учебного занятия имеет различные аспекты, пред­ставляет собой достаточно сложную про­цессуальную психолого-педагогическую си­стему. Главное состоит в том, чтобы тщательно продумать и осмыслить цель каждого урока. До тех пор пока учитель, идя на урок, не будет четко представ­лять, чему конкретно он должен научить, что начать или продолжать развивать и воспитывать у своих учеников, говорить о реализации задач обучения не при­ходится [1, с.2].

Итак, осмысленное обдумывание цели и средств ее достижения – исходная пози­ция повышения эффективности урока. Учи­тель должен уметь отобрать под эти це­ли содержание учебного материала. Однако сам по себе учебный материал мертв. Он оживает и начинает воздействовать на учащихся лишь в том случае, если во взаимодействие с ним вступают методы обучения, отобранные адекватно учебному содержанию, цели урока с учетом возмож­ностей учителя и учащихся. Кроме того, необходимо, чтобы содержанию учебного материала и методам обучения соответ­ствовали и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Очень важно сосредоточиться на отра­ботке методики построения урока, не смотреть при этом на ученика лишь как на «ма­териал», обрабатываемый по своеобразной технологии, данной сверху. Педагогиче­ская ценность урока сводится к нулю, если преподаватель не смог построить его так, чтобы учащиеся почувствовали свою активную роль в учебном процессе, если он не придерживается того стиля взаимоотношений ученика и учителя, а также учащихся между собой.

Как реализуется на практике рассмотренный выше механизм? Прежде всего необходимо определить свою позицию к одной из классификаций типов урока, а затем заглянуть внутрь его, разобраться со структурой.

По­чему одни и те же формы учебных за­нятий объединяются с разными типами урока? Дело в том, что, например, практи­кум может иметь разные цели. Иногда учитель проводит его так, что учащиеся в процессе самостоятельной практическойработы приобретают новые знания, а иног­да – закрепляют или обобщают их. Или такая форма, как семинар. Он может про­водиться с целью выработки умений применять знания или использоваться для их обобщения. Все зависит от того, какая цель будет доминировать на данном учеб­ном занятии.

Мы выделяем следующие этапы: орга­низация начала урока; проверка домашнего задания; подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока; усвоение новых знаний; первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала; закрепление знаний; обобщение и систематизация зна­ний; контроль и самопроверка знаний; подведение итогов урока; информация о домашнем задании.Формы организации познавательной дея­тельности учащихся, фронтальные (обще­классные), групповые, парные и индиви­дуальные. Их выбор должен обеспечить включение каждого ученика в деятель­ность по овладению знаниями.

Реальный результат выражается прежде всего в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобрели учащиеся. Трудно ощу­тить изменения в воспитании и развитии ученика на каждом отдельном этапе уро­ка. Однако в сознании учащихся проис­ходит процесс накопления того, к чему мы стремимся.

Что же объединяет урок в единое це­лое? Таким системообразующим компо­нентом урока является общая дидакти­ческая цель, ибо именно она объединяет дидактические задачи каждого этапа (а значит и этапы) в единое целое – урок. Но в структуре урока имеют место и связи между этапами.

На первый взгляд, кажется, что автор призывает к углубленному исследова­нию формальных сторон урока. На са­мом же деле глубина изучения их и дает возможность выявить факторы, приводя­щие к низкому качеству урока или обес­печивающие его успех.

Подход к выделению этапов урока дол­жен базироваться на логике процесса ус­воения знания: восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и си­стематизации этих знаний. Опираясь на пси­хологическую и педагогическую литерату­ру, коротко рассмотрим характеристику этих составляющих.

Восприятие определяется как реакция «схватывания» объекта изучения. Выделяют первичное восприятие, которое ограничивается только уровнем узнавания предме­та изучения, и вторичное, оно уже рас­сматривается как реакция детального ви­дения объекта изучения.

Нередко на уроке учитель ограничивает деятельность учащихся только уровнем первичного восприятия, и тогда детальная проработка изучаемого материала переносится на дом. В опыте передовых учителей имеет место многократное повторение учителем изучаемого содержания. Так, В. Ф. Шаталов часто объясняет новый материал три раза, при этом каждый раз выделяя самое существенное, самое основное.

Осмысливание знаний происходит в про­цессе аналитико-синтетической деятель­ности: анализа, синтеза, обобщений. Здесь важно вычленение главного с целью установления существенных признаков изу­чаемого объекта и установления связей между ними. Группа директоров москов­ских школ по специально разработанной программе изучила положение дел в своей школе по организации аналитико-синтети­ческой деятельности учащихся в процессе усвоения знаний и проверила умения самих учителей выделять главные идеи и основные понятия. Оказалось, что на 23 % уроков это делается частично, а на 12 % совсем не осуществляется. На 37 % уроков не было четкого выделения призна­ков новых понятий; естественно, что с та­ких уроков школьники уходят с низким уровнем знаний.

Основное внимание мы обращаем на то, что все составляющие процесса усвоения знаний проявляются в диалектическом единстве. Уже при восприятии идет ос­мысление, соотнесение с имеющимися зна­ниями, опытом, запоминанием и т. д. Од­нако в процессе усвоения знаний один из этапов может доминировать: осмысление, или применение, обобщение или система­тизация. Именно это и дает нам основание выделить возможный набор этапов уро­ка, из которых затем, как из кирпичиков, можно конструировать урок.

При конструировании урока важно по­стоянно руководствоваться логикой учебно-­познавательной деятельности учащихся.

Для учителя очень важно уметь конст­руировать основной этап урока, так как именно на нем прежде всего достигается основная дидактическая задача урока. Предшествующие и последующие этапы должны этому способствовать.

Подводя итоги очень краткому раскры­тию типов и структуры урока, следует заметить, что здесь выделены толькоосновные типы. С развитием теории и практики обучения могут возникнуть и другие типы уроков. Однако структура уроков многообразна. Главное при ее построении – это опора на теоретические закономерности, которые лежат в основе процесса усвоения знаний, и при построе­нии урока важно, чтобы его структура соответствовала дидактической цели. При подготовке к уроку желательно соблюсти следующую последовательность действий: после определения содержания учебного материала и дидактической цели опреде­лить его тип, структуру, ответить на вопрос: какой характер деятельности учащихся бу­дет доминировать на основном этапе уро­ка (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский)? Только после этого учитель может определять свою деятель­ность – подбирать комплекс методов и форм обучения.

Как видим, уроки по своей структуре многообразны. Задача учителя заключается в том, чтобы творчески подойти к выбо­ру типа урока (учебного занятия) и его конструированию.

 

Список литературы:

1. Едалина Т.А. Конструирование и анализ урока с использованием педагогических технологий. Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 4. С. 191-121.

2. Жидкова Р.А. Конструирование урока в свете ФГОС. Сборник материалов МНПК «Актуальные проблемы химического образования». Волгоград. 2014. С. 15-17.

3. Медведева В.В. Конструирование культурориентированного пространства урока средствами технологий активного обучения. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10. С. 203-206.

4. Оказова З.П. Использование биологических задач исследовательского характера в преподавании биологии в высших учебных заведениях. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 3. С. 180-182.

5. Хасанова А.Р. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями нового стандарта. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 12-3. С. 152-156.

6. Фрундин В.Н. Конструирование урока в условиях реализации ФГОС. Сборник материалов МНПК «Российская наука в современном мире». Москва. 2017. С. 173-175.

 

 


УДК 159.923.32

Саидов Асланбек Арбиевич

Старший преподаватель кафедры психологии

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E - mail: aslsaidov @ gmail. com



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.141.52 (0.02 с.)