In professionalizing activities 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

In professionalizing activities



Abstract. The experience of the professionalizing activities of future teachers of mathematics is described on the basis of the creation of the student initiative group “Bureau of didactic games”.

Keywords: professionalizing activity, competences, labor functions, preparation of a mathematics teacher.

 

Важной задачей высшего педагогического образования является подготовка специалиста, способного компетентно решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности. В этой связи образовательные программы вузов пересматриваются в сторону сближения планируемых результатов обучения с требованиями профессиональных стандартов, что отражается, в частности, в увеличении доли практик в учебном процессе, усилении его профессионализации. Одной из составляющих последней выступает включение студентов уже на начальных этапах обучения в профессионализирующую деятельность [5], под которой мы понимаем деятельность, направленную на приобретение первичного опыта решения профессиональных задач, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения в будущем трудовых функций.

К основным видам профессионализирующей деятельности студента можно отнести:

– учебную деятельность, целью которой является получение знаний, умений и опыта, напрямую связанных с овладением профессией. Она реализуется в процессе изучения профильных и специальных дисциплин, прохождения практик в соответствии с учебными планами и образовательными программами;

– внеаудиторную деятельность, направленную на формирование личности квалифицированного специалиста, развитие его творческих способностей, приобретение квазипрофессионального опыта.

Профессионализирующая деятельность призвана обеспечить поэтапное «вхождение» обучающегося в профессию, формирование у него основ профессиональной компетентности как совокупности профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. В связи с этим процесс вовлечения студентов во внеаудиторную профессионализирующую деятельность: от первого до выпускного курса, от роли объекта педагогического воздействия до субъекта образовательной и квазипрофессиональной деятельности, от пассивного до активного участия в мероприятиях соответствующей направленности [1, с.11], – можно разделить на три этапа:

1) подготовительный (мотивационный): предполагает участие младших курсов во внеаудиторных мероприятиях в роли «слушателя», «участника – игрока», «помощника организатора», «исполнителя». На данном этапе помимо интереса к педагогической профессии формируется база для становления профессиональных компетенций: навыки по самоанализу и обобщению личного опыта, умения самоорганизации (планирование работы, распределение времени и т. д.), навыки общения и коммуникативного взаимодействия внутри учебной группы и вне ее, мотивации к обучению, готовности к самообразованию и самосовершенствованию и др.;

2) основной: предполагает участие студентов в проведении мероприятий для учащихся младших курсов и школьников в роли «разработчика материалов», «организатора – исполнителя». Основной задачей данного этапа является формирование педагогических компетенций: способности к коммуникации (умение найти верный тон и стиль общения, овладеть и руководить вниманием участников и т. д.), способности работать в команде, владения основами профессиональной этики и речевой культуры, готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса, способности организовать сотрудничество обучающихся и др.;

3) заключительный: студенты – старшекурсникив ходе проведения мероприятий выступают в роли «организатора – руководителя», «организатора – разработчика», «организатора – проектировщика», они сами продуцируют определенные нормы, ценности профессии, могут выстраивать тактику и стратегию развития деятельности. Основная задача этапа – формирование творческих качеств личности будущего профессионала. Обучающиеся делают первые профессиональные пробы в виде мастер-классов, обучающих семинаров и др., создают новые методы и программы трудовой деятельности в данной области.

Одной из форм реализации внеаудиторной профессионализирующей деятельности на математическом факультете ПГГПУ является работа инициативной творческой группы студентов «Бюро дидактических игр», занимающейся организацией и проведением игровых и познавательных мероприятий на основе содержания математических дисциплин.

Для продуктивного функционирования Бюро на факультете предварительно совместно со студентами был проведен ряд мероприятий:

– разработано Положение о работе Бюро;

– составлена Форма подачи заявки на разработку и проведение игры (мероприятия);

– создан Реестр дидактических игр и банк разработанных материалов к ним;

– произведена рассылка информации по образовательным организациям города Перми.

Важным аспектом функционирования Бюро является возможность взаимодействия студентов с преподавателями, учителями на правах соорганизаторов учебного процесса. Составление и проведение внеаудиторных мероприятий – достаточно трудоемкий процесс, требующий внимания и терпения. Исходя из тематики содержания дисциплины, возрастного контингента учащихся школы, целей обучения подбираются задачи и задания для проведения мероприятий. После согласования отобранного материала с преподавателем (учителем) происходит подготовка к проведению и реализация мероприятия. По его завершению обязательно проводится обсуждение, анализ с последующим внесением при необходимости изменений в содержание или формат проведения.

В ходе работы Бюро студенты накапливают опыт проведения дидактических игр для разных категорий обучающихся (школьников, студентов). Разработка содержания проводимых мероприятий – это трудоемкий процесс, поскольку студенту, разрабатывающему игру, необходимо проявлять математическую, орфографическую, стилистическую грамотность, уметь подбирать и структурировать (по уровню сложности, тематике, возрасту и уровню знаний участников и т.д.) задания, быть эрудированным и компетентным при подборе содержания игры и в ходе ее проведения, способным к планированию не только своей деятельности, но и деятельности игроков и т. д. Ниже в таблице приведено сопоставление компетенций ФГОС по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» [3; 4], которые формируются у будущего учителя математики на этапах подготовки и проведения мероприятий, и соответствующих им трудовых функций профессионального стандарта педагога[2].


Таблица

Компетенции, формирующиеся у студентов при подготовке

и проведении внеаудиторных мероприятий

Этап

Компетенции

Трудовые функции

ФГОС ВО (3+) [3] ФГОС ВО (3++) [4]
Отбор содержания и разработка сценария Общекультурные: - способность работать в команде (ОК-5). Профессиональные: - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); - способность проектировать(ПК-8). - способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14). Универсальные: - способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации(УК-1); - способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбрать оптимальные способы их решения (УК-2); - способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3). Общепрофессиональные: - способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ (ОПК-2). Трудовые действия: - планирование специализированного образовательного процесса (ТД-4). Необходимые умения: - использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения (НУ-9); - владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием (НУ-10).
Проведение, анализ и корректировка Общекультурные: - способность работать в команде (ОК-5). Общепрофессиональные: - владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-4). Профессиональные: - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); - готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6); - способность организовывать сотрудничество обучающихся (ПК-7). Универсальные: - способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3); - способен осуществлять деловую коммуникацию (УК-4). Общепрофессиональные: - способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся (ОПК-5); - способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений (ОПК-7). Необходимые умения: - планировать и осуществлять учебный процесс (НУ-3); - осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе (НУ-7).

 

В заключение приведем описание познавательно-развлекательной игры «Плохой – хороший математик», содержание которой разработано студентами Бюро для участников Всероссийской олимпиады по элементарной и высшей математике, с целью расширения кругозора, совершенствования навыков работы в команде.

Игра проводилась между командами из 3–4-х человек. Одновременно играют все команды. Задача каждой – набрать как можно большее количество баллов. Игра состоит из 9 категорий по 5 вопросов (см. рис. 1) стоимостью от 10 до 50 баллов (величина стоимости зависит от сложности). Во время очередного хода одна из команд выбирает категорию, и все команды отвечают, заполняя бланк для ответа. На обдумывание задания дается 1 минута. После пятого вопроса команды должны сдать бланк с ответами. Подсчет баллов ведёт Жюри.

Рис. 1 Примеры вопросов к игре «Плохой – хороший математик»

по теме «Мир культуры»

 

В игре имеются 9 бланков ответа трех видов: «добрый», «плохой» и «злой». На каком из бланков записывать ответы на категорию команда решает самостоятельно. В «добром» бланке баллы за неправильные ответы и их отсутствие не вычитаются. На «плохом» бланке баллы вычитаются только за неправильные ответы. В «злом» – за правильные ответы прибавляются удвоенные баллы, а за неправильные ответы или их отсутствие удвоенные баллы вычитаются. Следовательно, итоговая сумма баллов может оказаться отрицательной [6, с. 439].

Таким образом, имеющийся опыт организации работы Бюро дидактических игр, показывает, что

1) создание Бюро позволяет налаживать связь между организаторами игр и преподавателями, учителями, между вузом и школой. Это дает возможность привлечь студентов к самостоятельной разработке материалов с учетом потребностей и запросов конкретных учебных заведений; достичь взаимодействия потенциального работника и работодателя;

2) участвуя в работе Бюро студенты приобретают уверенность в собственной востребованности, личной полезности. Они учатся решать сложные задачи и не боятся новых.

Список литературы:

1. Косолапова И.В. Внеучебная работа как средство формированияпрофессиональной компетентности будущих учителей математики /И.В. Косолапова. – Пермь:Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2013 – С. 87.

2. ПриказМинтруда России от 18.10.2013N544н (с изм.От 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»»// КонсультантПлюс. – 2015. – С. 26.

3. Федеральный государственный стандарт высшего образования (3+) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. – 2018. – С 20.

4. Федеральный государственный стандарт высшего образования (3++) [Электронные данные] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. – 2016. – С 19.

5. Формирование профессионализирующей среды в условиях учебно-воспитательного процесса вуза: сб. материалов открытой науч.-практ. конф. / ред.: В. В. Коробкова, А. Н. Красных. – Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2013. –С. 112.

6. Черемных Е.Л. «Бюро дидактических игр» в профессионализирующей деятельности будущих учителей математики / Е.Л. Черемных, Д.П. Попова, К.М. Элизбарова // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. – М., 2019. – С. 437-443.

 

 


УДК 376.37

Чукарина Ирина Николаевна,

ассистент кафедры дефектологии и

психологической коррекции

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный

университет имени Тараса Шевченко»

г. Луганск, ЛНР

chykarinairina@mail.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.013 с.)