Non-traditional painting techniques 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Non-traditional painting techniques



Abstract. The article discusses the features of the use of non-traditional drawing techniques in the diagnostic activity of speech therapist. A set of techniques aimed at studying the formation of graphomotor skills is presented. The author analyzes the importance of non-traditional drawing techniques for speech therapy work in General. As well as the possibility of their use in the process of solving specific correctional and developmental tasks to overcome shortcomings in the development of graphomotor skills.

Keywords: graphomotor skills, preschoolers with General underdevelopment of speech, non-traditional drawing techniques.

Дошкольный возраст, по мнению многих исследователей, является сензитивным периодом для развития моторной сферы. Движения детей на данном возрастном этапе становятся точными, четкими, уверенными, плавными и скоординированными. У детей совершенствуется зрительно-моторная координация, целенаправленность движений руки, появляется возможность совершать тонкие дифференцированные движения пальцами руки, развиваются тактильно-проприоцептивные ощущения (В. М. Бехтеров, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, М. Монтессори, В. А. Сухомлинский и т. д.). Перечисленные особенности создают фундамент для овладения ребенком письменной речью, оказывают большое влияние на процесс обучения. По данным научных исследований, в настоящее время большинство дошкольников к моменту обучения в школе испытывают трудности в регуляции положения пальцев во время манипуляции с пишущим средством, прослеживается неровность, нечеткость штрихов, возникает сильное напряжение в мышцах кисти и пальцах руки, что свидетельствует о неподготовленности руки ребенка к письму (М. М. Безруких, Е. Г. Белик, Н. А. Бернштейн) [1; 2; 3]. Наиболее часто с такими трудностями сталкиваются дети с общим недоразвитием речи. Это обусловлено тем, что речевая и двигательная функциональные системы в процессе становления и развития находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, поэтому отклонения в одной сфере приводят к нарушениям деятельности другой. Т. А. Парфеновой указывается, что в случае несформированности мелкой моторики, особенно графомоторных навыков, овладение практическими умениями и навыками, учебными действиями становится затруднительным и невозможным, что существенно влияет на дальнейшую школьную жизнь, профессиональную и трудовую деятельность, приводит к трудностям овладения навыками письма [4, c. 52].

В большом психологическом словаре термин «праксис» (от греч. praxis – действие) трактуется как возможность и способность выполнять человеком комплекс последовательных движений и совершать целенаправленные действия согласно выработанному плану.

Л. М. Лапшина отмечает, что графомоторный навык – это способность занимать человеком определенные положения пишущей руки и выполнять двигательные операции, позволяющие воспроизводить на листе бумаги совокупность символов, графических изображений.

С целью дальнейшего поиска эффективных путей развития моторных навыков и коррекции недостатков в речевой деятельности нами был разработан комплекс методик, основанных на нетрадиционных техниках рисования, включающих в себя ниткографию, граттаж, тычки, эбру, фроттаж, грифонаж. Данные методики позволяют определить уровень сформированности графоморных умений у детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Техника «Ниткография»

Цель. Исследование плавности, ритмичности и точности движений, зрительно-моторной координации.

 Ход работы. Ребенку предлагается выполнить работу (рисунок) с помощью техники ниткография. Для этого необходимо подготовить следующий материал: клей ПВА, ножницы, нитки различных цветов, плотный картон. После того, как материал будет подготовлен, педагог объясняет ребенку суть данной техники, этапы создания творческого продукта и показывает образец, на который ребенок может опереться. Другим вариантом может быть самостоятельное создание ребенком рисунка, без опоры на образец.  

Критерии оценивания:

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно выполняет задание, внимание сосредоточено на процессе создания творческого продукта, движения руки точные, ритмичные, согласованы с работой зрительного анализатора. Ребенок может плавно переключаться с одного движения на другое.

Средний уровень. Ребенку требуется постоянная помощь взрослого, задание выполняется в замедленном темпе, наблюдаются множественные выходы за пределы изображения. Мелкие детали, имеющиеся в рисунке, ребенком не выполняются в связи с недостаточным развитием плавности и ритмичности движений пальцев руки.

Низкий уровень. Ребенок отказывается от выполнения задания или не может выполнить его совсем, отсутствует согласованная работа зрительного анализатора и движения руки, тонус в мышцах пальцев и кисти руки повышен, появляются гиперкинезы.

Техника «Граттаж»

Цель. Исследование уровня развития графических навыков.

Ход работы. Перед началом работы необходимо подготовить материал: основу для нанесения изображения и инструмент для процарапывания. В целях экономии времени педагог основу для нанесения рисунка готовит сам. Для этого необходимо лист картона покрыть парафиновой свечой. Затем нужно добавить в черную краску немного жидкого мыла и нанести ее широкой кистью или губкой на лист картона. Перед тем, как приступит ребенок к выполнению задания, педагог должен показать и объяснить ребенку технику процарапывания. После этого ребенку необходимо взять острый предмет, придумать сюжет и выполнить рисунок. Если ребенку сложно выбрать сюжет, то педагог может предложить шаблоны.

Критерии оценивания:

Высокий уровень. Графические навыки сформированы соответственно возрасту. Ребенок умеет использовать графически средства для передачи сюжета рисунка: штрихи, линии, соблюдает расстояние между линиями, сохраняет направление, действует в пределах контура изображения.

Средний уровень. Графические навыки сформированы в недостаточной степени. Ребенок действует импульсивно, не всегда удается сохранить параллельность линий и одинаковое расстояние между ними. Наблюдаются многочисленные выходы за пределы изображения.

Низкий уровень. Графические навыки не сформированы. В процессе выполнения изображения прослеживается хаотичность штрихов, несоблюдение расстояние между ними. Ребенок не обращает внимания на контур изображение, отсутствует целенаправленное движение руки, недостаточный контроль со стороны зрительного анализатора.

Техника «Тычки»

Цель. Исследование скорости движений и выносливости.

Инструкция. Сначала послушай мое объяснение о технике выполнения рисунка и запомни последовательность рисования, а затем попробуй его создать, следуя образцу.

Ход работы. Ребенку предлагается выполнить рисунок техникой тычки. Для создания рисунка с использованием данной техники педагогом готовится следующий материал: лист бумаги, гуашевые краски и ватные палочки. Педагогу необходимо определить тему, рассказать ребенку об этой технике, объяснить ход работы и предоставить образец.

Критерии оценивания:

Высокий уровень. Ребенок справляется с заданием за достаточно короткий период времени, успевает нарисовать еще дополнительные детали, которые отсутсвуют на образце у педагога. Тычки расположены на рисунке достаточно близко друг к другу, их количество превышает норму. На протяжении всего времени, отведенного на выполнение рисунка, скорость движения руки не снижается, что свидетельствует о высокой работоспособности и выносливости.

Средний уровень. Ребенку на выполнение задания требуется много времени. Наблюдается замедленное движение рукой, тычки расположены на удаленном расстоянии друг от друга. Под конец работы выносливость ребенка сильно снижается, повышается утомляемость, количество тычков сокращается, рисунок выглядит незаконченным.  

Низкий уровень. Ребенок не справляется с заданием, не укладывается в отведенное время. Тычки на рисунке выполнены в хаотичном порядке, наблюдается их разбросанность по всему листку, значительное отклонение от нормы по количественным параметрам. Ребенок не может доделать работу до конца. 

Техника «Эбру»

Цель. Исследование согласованности, синхронности, целенаправленности движения руки, плавного переключения движений.

Ход работы. Для выполнения творческой работы в технике эбру педагог готовит для ребенка густую основу из воды и загустителя, в качестве загустителя можно взять клестер, состоящий из крахмала, воды и клея ПВА. Необходимым материалом для работы являются акриловые или разведенные водой гуашевые краски, инструменты (зубочистки, кисти, гребни), лист бумаги для перенесения рисунка. Прежде чем ребенок приступит к выполнению задания, педагог рассказывает ему о данной технике рисования, правилах работы с инструментами, показывает способы создания некоторых элементов. После объяснения педагогом хода работы, ребенку предлагается самостоятельно создать любые узоры.

Критерии оценивания:

Высокий уровень. Движения отличаются целенаправленностью, скоординированностью и плавностью переключения. В процессе выполнения двигательных манипуляций прослеживается ловкость, согласованность и синхронность пальцев рук, со всеми заданиями справляется легко.

Средний уровень. Движения руки развиты недостаточно, дети испытывают трудности при выполнении определенных двигательных манипуляций. Дифференцированные движения пальцев рук не синхронны, мало координированы и не уверены. Отсутствует целенаправленность и точность совершения двигательных операций.

Низкий уровень. Тонкие дифференцированные движения пальцев рук не сформированы. Движение руки скованны, отсутствует целенаправленность и синхронность, к концу выполнения задания пальцы становятся неловкими и напряженными.

Техника «Фроттаж»

Цель. Исследование умения правильно держать карандаш, точности и ловкости движений пальцев и кисти руки при работе с инструментом.

 Ход работы. Для выполнения работы с использованием техники фроттаж педагогу необходимо подготовить цветные карандаши и различные выразительные фактуры: грубые ткани, ажурные элементы, предметы с выпуклыми поверхностями и др. Педагог предоставляет ребенку возможность выбрать элемент с характерной фактурой и объясняет и показывает порядок выполнения работы.

Критерии оценивания:

Высокий уровень. Ребенок правильно держит карандаш: на левой стороне среднего пальца, большой палец поддерживает карандаш с левой стороны, а указательный расположен сверху, безымянный палец и мизинец находятся внутри ладони или у основания пальцев. Верхняя часть карандаша смотрит в плечо. Расстояние от стержня карандаша до пальцев в пределах нормы: около двух сантиметров. Движения пишущей руки свободные, положение кисти и рук при письме правильное: большая часть ладонной поверхности кисти пишущей руки направлена к столу, локоть пишущей руки немного выступает за край стола, другая рука придерживает лист бумаги.

Средний уровень. Ребенок не всегда правильно держит инструмент. Наблюдается неправильное положение руки: верхний конец карандаша направлен не в плечо, а в сторону, локоть пишущей руки находится навесу или вывернут в противоположную от себя сторону. Не соблюдается расстояние от стержня карандаша до пальцев руки, проявляется повышенная напряженность при удержании карандаша и во время совершения двигательных операций.

Низкий уровень. Ребенок неправильно держит карандаш либо щепотью, либо, собрав пальцы в кулак, при этом карандаш лежит не на левой стороне среднего пальца, а на указательном. Отсутствует ловкость в движениях пальцев руки, происходит чрезмерное перенапряжение и быстрая утомляемость рабочей руки. Локоть и кисть пишущей руки находятся навесу, отсутствует опора на стол, другая рука расположена на коленях. Движения рукой медленные, нескоординированные, проявляется зажатость и скованность.

Техника «Грифонаж»

Цель. Исследование возможности проведения плавной безотрывной линии в различных направлениях, силы нажима на карандаш.

 Ход работы. Перед началом выполнения задания педагог готовит необходимый материал: лист бумаги, простой карандаш, краски, фломастеры, кисточки. После того, как весь материал будет готов, педагог объясняет ребенку содержание данной технологии, показывает образец выполнения рисунка. Далее ребенку предлагается включить воображение и создать свой творческий продукт.

Критерии оценивания:

Высокий уровень. Графические навыки сформированы. Линии четкие, ровные, плавные. Рука движется безотрывно, уверенно. Сила нажима на карандаш в пределах нормы.

Средний уровень. Графические навыки сформированы недостаточно. Наблюдается отрывание карандаша от листа бумаги, нарушена плавность и целенаправленность в движении руки. Ребенок не может контролировать силу пальцев при нажиме на карандаш.

Низкий уровень. Задание детьми либо не выполняется совсем из-за гипо - или гипертонуса в мышцах пальцев и кисти руки, либо выполняется, но в замедленном темпе. При этом все линии ломанные, прерывистые, наблюдается постоянный отрыв карандаша от листа бумаги, трудности в длительном и плавном проведении линии. Усиленный или слабый нажим на карандаш.

Таким образом, разработанный комплекс диагностических методик, направленный на изучение уровня сформированности графомоторных навыков, позволяет выявить характерные отклонения в развитии ручного праксиса у детей дошкольного возраста в нетрадиционной форме. Полученные данные в ходе диагностики помогут педагогам наметить план дальнейшей коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, определить методы и средства по совершенствованию ручного праксиса, составить индивидуальный образовательный маршрут, позволяющий подготовить ребенка к обучению в школе.

Список литературы:

1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений / М.М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д.А. Фабер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

2. Белик, Е.Г. Мелкая моторика в развитии ребенка: рекомендации для родителей / Е.Г. Белик. – Котовск: Теремок, 2011. – 14 с.

Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность: учебное пособие / Н.А. Бернштейн. – М.: Академия, 2010. – 284 с.

4. Парфенова, Т.А. Диагностика сформированности когнитивного компонента готовности к социально-бытовой ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Парфенова // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 3 (11). – С. 48–54.

 

УДК 37.013.8

Базаева Камилла Имрановна

студент 4 курса

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E- mail:kamilla.bazaeva79 @mail.ru

Хажуев Ислам Сайдахмедович

доцент кафедры специальной психологии

и дошкольной дефектологии

Чеченский государственный педагогический университет

E-mail: hazhuev@mail.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.035 с.)