Education in Russia and the modern world 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Education in Russia and the modern world



Annotation. The state of higher education in the Russian Federation and the world as a whole, the main trends in its development associated with many aspects of the development and life of society, primarily economic and political ones, with the ability to adapt higher education systems to market relations, are examined. It has been demonstrated that higher professional education is included in the wide context of the sociocultural life of people, thereby being perceived not only as a narrow sphere of social structure. The educational environment of the university is presented as a holistically organized space that ensures the integration of personal values ​​and cultural meanings with all the values ​​and meanings of society.

Key words: higher professional education, educational environment, educational policy, society in modern conditions, adaptation, modernization of the educational environment.

 

На сегодняшний день среда образования является наиболее обширной и трудоемкой сфер человеческой деятельности, и за последние десять лет его социальная роль очень повысилась, так как от ее направленности и эффективности зависят перспективы развития общества. Образование (высшее профессиональное) - является главным фактором развития социального и экономического прогресса. Причиной тому, является осознание и понимание того, что ценность и капитал современного общества, это человек, способный искать и осваивать новые знания и навыки, принимать нестандартные решения. В основе образовательной политики в современном мире лежит определение образования как средства и метода решения геополитических задач, имеющего поликультурную природу, этнорегиональную ориентированность, непрерывность, многоступенчатость, гибкость, открытость и вариантность, также разнообразие. Современное высшее профессиональное образование-это совокупность структур социального значения, представляющую со стороны разветвленную сеть образовательных, научно-исследовательских, просветительских учреждений, направленных на восстановление определенных профессиональному высшему образованию, общественных отношений.

Сегодня, образование, как и система высшего профессионального образования, постоянно трансформируется и изменяется. Разнообразное мышление, глобализация и особенности политической сферы и рыночной экономики, широкая информатизация общества в стране определяют существенные изменения в высшем профессиональном образовании [1, с. 41; 44]. Развитие профессионального образования тесно связаны с экономическими аспектами развития общества, с адаптацией системы образования к рыночным отношениям, а также рассмотрения профессионального образования как сферы услуг и товаров. При этом, у образовательного процесса есть свои внутренние закономерности и логику развития, что зачастую, не всегда может совпадать с уровнем развития экономики и специфике политики общества.

Изменения происходящие в системе образования, определяются тенденциями мирового развития, такими как:

- быстро меняющиеся условия жизни и темпы развития общества, требуют от людей подготовленности;

- переход общества к информированности, масштабы межкультурного взаимодействия требуют повышенной коммуникабельности и толерантности;

- глобальные проблемы общества вынуждают решать их путем сотрудничества международного сообщества, и требуют формирования современного мышления у молодежи;

- темпы развития экономики, растущая конкуренция, невостребованность в неквалифицированном и малоквалифицированном труде, структурные изменения в сфере занятости населения, требуют от общества непрерывного самообразования, повышении квалификации и переподготовки кадров, росте их профессиональной мобильности [1, с. 43; 44].

Кризис образования. В последние годы в сфере образования проявляются проблемы, которые в рамках образовательных реформ, разрешить не удается, поэтому все чаще стали говорить о всемирном кризисе образования. Понимание кризиса образования из научных источников перешла в официальные документы и высказывания общественных деятелей, которые стали говорить о том, что высшее образование сведено к подготовке узких специалистов; ее целью стало не развитие всесторонней личности, а лишь некоторых ее способностей, отвечающих разделению труда. Высшее профессиональное образование не способно решить проблему нехватки кадров, удовлетворяющим новым требованиям квалификационных специалистов в должной мере.

В российской системе образования, кризис имеет две стороны: с одной – он является проявлением глобального кризиса, с другой- является результатом процесса модернизации российской системы образования.

Наряду с традиционными вузами появилось множество новых (технических, колледжей, техникумов, предлагающих короткие программы обучения, дистанционное обучение), которые дают возможности для удовлетворения общественного спроса. Профессиональная деятельность таких вузов с короткими программами обучения, отличается недостаточно привлекательными характеристиками традиционной системы высшего образования (конкурсный отбор, завышенные требования, высокая теоритическая подготовка). От преподавателя нового типа вузов, требуется наличие практического опыта в той или иной области и умение преподавать в «режиме практических навыков и сложившихся ситуаций», учитывая при этом уровень подготовки студенческой среды, поэтому от последних не требуются ни фундаментальные науки, ни духовное ни эстетическое развитие. Широкое применение нашло использование современных методов дистанционного обучения, при котором контакт преподавателя со студентом сводится к минимуму. При таком минимальном общении, не возможно достичь профессионально-личностного уровня развития студента [3, с. 193].

Появление частных вузов позволило увеличить количество людей с высшим образованием, при том, что качество получаемого образования снизилось вдвое. Это может быть связано еще и с тем, что негосударственные частные вузы, за немногим исключением, способны оказывать дешевые услуги, уступающие по качеству многим государственным вузам.

Так переход на непрерывное образование на протяжении продолжительного периода жизни, преследует цель, не развитие духовного мира личности, а ее успех на рынке труда. При этом разрыв между теми, кто преуспевает на рынке труда, постоянно совершенствуя свои навыки, и теми, кто отстает, не успевая за ростом профессиональных требований. Основным приоритетом является экономика, требующая конкурентоспособные человеческие ресурсы для своего успешного развития; в целом эти перемены можно описать как переход к миру, требующими знания, информированность, где основу экономики составляют нематериальные товары и предоставляемые услуги, а знания, умения и навыки способны приобретать первостепенное значение.

Международное признание квалификационных компетенции (Болонский процесс) определило стандарты образования, но при глобализации национальных систем образования теряется элемент культурно-исторической идентичности, присущей каждому народу, а при отсутствии общего исторического опыта и культурной памяти, нет и космополитической идентичности [2, с. 36; 38; 4, с. 78; 89; 134].

Переход системы образования на коммерческие отношения, вызвало конкуренцию между учебными заведениями, при этом ее наличие в сфере образования порождает противоречие между соперничеством и равенством прав как среди выпускников вузов, так и между самими вузами, что только усиливает деформацию рынка образовательных услуг и порождает определенные следствия:

- в некоторых отраслях продолжается рост безработицы среди выпускников вузов;

- отток трудоспособного населения из районов, где нехватка специалистов, но других специальностей;

- в отдельных регионах страны, ухудшение демографической ситуации.

В России на первый план выступает позиция «человек-функция», когда образовательный процесс строится по плану «образование-рынок труда», где измеряется стоимость человеческих услуг на рынке труда и образование из духовной сферы превращается в «сферу услуг».

Высшее профессиональное образование становится товаром, знания продаются и покупаются, подвергаются импорту и экспорту, что является следствием процесса глобализации, поэтому появилось противоречие между спросом и предложением образовательных услуг, когда спрос –это потребность в специалистах определенных профилей и степеней подготовки, а также заинтересованность абитуриентов в обучении в одном конкретном вузе по определенной специальности, а предложение- перечень специальностей и специализаций разных форм обучения и подготовки по которым проходит обучение. Маркетинг современного высшего образования предусматривает готовые услуги, когда вуз обучает по конкретным специальностям, по которым ведется прием абитуриентов.

Модернизация современной образовательной среды вуза. Внастоящее время в основе образовательной политики России в области образования лежат государственные образовательные стандарты, разработанные для большинства вузовских специальностей, в которых используются три компетенции:

- определение общекультурных и профессиональных компетенций выпускников;

- профессиональные задачи, решение которых требуется от выпускника;

- перечень учебных дисциплин, рекомендованных государственными стандартами.

Описание системы компетенций и содержание профессиональных задач не перекрываются рекомендованными в стандартах учебными дисциплинами, и, как следствие, создаются условия для вариативности учебных планов и содержания подготовки, при этом преподаватели, реализующие государственные стандарты, показывать разный уровень своей компетентности в преподаваемом предмете в зависимости от понимания целей в подготовки будущих специалистов [9, с.54-55; 10, с. 48-52].

Из этого следует что, актуальность проблемы модернизации современной образовательной обстановки в ВУЗе, что трактуется изменением окружающей человека среды и разработкой систем личностно ориентированного образования.

Формирование специалистов, с профессионально-личностной стороны, осуществляется под влиянием не только образовательного процесса, но и специализированной профессиональной среды, в которую он попадает, обучаясь в высшем учебном заведении. Среда рассматривается как целостный, обобщенный, фактор развития личности, играющего определенную роль в модификации поведения, которое может развернуться как следствие «запланированных факторов среды» [5, с. 52; 54; 7, с. 147; 178]. Результатом влияния образовательной среды вуза становится активизация процесса профессионально-личностного развития и саморазвития студентов, обретение ими своей позиции, статуса, имиджа в пространстве вуза. По мере изменений внешних требований, регламентации и свободы данные характеристики также меняются и развиваются.

Образовательные среды, сочетающие в себе различные жизненные ситуации и профессиональную ориентированность учебной и вне учебной сфер развития участников образовательного процесса, должны соответствовать запросам и целям образования.

При субъективном отношении студента к среде в которой он оказался, своему профессиональному развитию и выполнению технологии поддержки и сопровождения (тьюторства) профессионально-личностного развития студентов как субъектов самореализации в образовательной среде вуза, может оказаться очень эффективной при поддержки профессионально-личностного развития студентов [6, с 56; 67;80].

Динамичность развития образовательной среды, обусловленная влиянием на нее внешних факторов (социальных преобразований в стране, реформами и модернизацией образования в стране и мире, увеличения автономии вузов, создания рынка образовательных услуг, появление новых мировых тенденции в области педагогике, достижений в науке и технике) и новейшей информации, полученной от вузов страны, выявляет новые проблемы и показывает необходимость перемен в некоторых аспектах высшего профессионального образования.

Заключение.

Благодаря проводимой Министерством науки и образования модернизации российского образования, появилась попытка развернуть направление развития российского образования, преодолеть его с годами сложившиеся черты. Но не смотря на это, развитие российского образования тормозится особенностями его системы, что приводит к противоречиям:

1. Социальное развитие общества требует ускорения темпов развития института высшего образования, при невозможности разрушения годами сформировавшихся традиций социокультурного института образования, тормозящих процессы развития образования;

2. Стабилизирующая роль образования вызвана необходимостью решения проблемы устойчивого развития общественности в условиях противоречий и изменений, происходящих в мире, а состояние образования зависит от социально-политического и государственного строя страны;

3. попытки к сохранению национальных, культурных традиций в образовании в условиях широкой сферы деятельности обладает интегративным свойством, а развитие большого количества образовательных программ и образовательных учреждений разного уровня и профиля, приводит к сокращению либо окончательной потере образовательного пространства;

4. Модель образования позволяет раскрыть связи института образования с подсистемами социума, но наличие функций приводит к тому, что институт образования просто не справляется с задачами, возложенными на него;

5. Конфликт личных и общественных интересов в образовательной среде, с одной стороны, обеспечивает стабильность развития и устойчивость общества, с отражением тенденций его развития, с другой- удовлетворению запросов людей, действующих в личных интересах и соображениях;

6. Руководствуясь противоречиями между целями развития людей и престижностью профессии, а также получаемыми доходами, при выборе профессии, абитуриенты выбирают то образование, которое в последующем будет отвечать личным интересам;

7. Большая часть населения, в условиях рыночных отношений и растущей конкуренции, несмотря на высокий уровень образования вынуждена понижать социальный статус, хотя образование способствует его повышению [8, с.36].

Таким образом, в настоящее время в развитии института высшего образования наблюдается накопление противоречий, перестройка системы образования выходящая за рамки института образования и затрагивает фундаментальные основания развития общества.

 

Список литературы

1. Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. - 2016. - № 6.- С. 40-45

2. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе / Н.Г.Багдасарьян // Педагогика. - 2015. - № 5.- С. 34-39

3. Бобров В.В. Актуальные проблемы современного содержания образования / В.В. Бобров // Философия образования. - 2014. - № 5. - С. 182-197.

4. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / Под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. - М.: РЕЦЭП, 2015. - 199с.

5. Воскресенская Н.М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах / Н. М. Воскресенская // Вопросы образования. - 2014. - №3.- С. 55-60

6. Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. - 2016. - № 2. - С. 113.

7. Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. / А.Д. Жуков, Н.М. Канаев - Москва, ЭКМОС, 2000. - 407 с.

8. Кузьменко Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. - 2005. - № 3. С.35-37

9. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса как механизм повышения качества образования / А.В. Путилова // Азимут научных исследований: педагогика и психология.- 2013.- № 4.- С.53-56.

10. Роботова А. С. Неоднозначные процессы в педагогике высшего образования / А. С. Роботова // Высшее образование в России. - 2014. - № 3. -С. 47-54

 

 

УДК 378.147

Батаева Мадина Тархоевна

кандидат педагогических наук,

 доцент кафедры «Высшая и прикладная математика»

 ГГНТУ имени акад. М.Д. Миллионщикова

 г. Грозный, Российская Федерация

E-mail: 19madina73@mail.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.026 с.)