Разработка и внедрение электронного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка и внедрение электронного



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ПО МАТЕМАТИКЕ В ГРОЗНЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НЕФТЯНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Д. МИЛЛИОНЩИКОВА

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы обеспечения электронными технологиями дистанционного образования в условиях технического вуза. Особое внимание уделяется целесообразности создания и внедрения электронных учебно-методических комплексов по математике (ЭУМК) для дистанционного обучения. Организация дистанционного обучения требует разработки соответствующих электронных курсов, именно поэтому ЭУМК становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм.

Ключевые слова: Дистанционное образование; электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК); учебный процесс; инженерное образование; средства ИКТ; самостоятельная работа; самостоятельная познавательная деятельность; Интернет-ресурсы.

Bataeva Madina Tarhoevna

candidate of pedagogical sciences

Associate Professor, Department of Higher and Applied Mathematics

GSTOU named after Acad. M.D. Millionschikova

Grozny, Russian Federation

E-mail: 19madina73@mail.ru

Abstrakt: The article discusses the problems of providing distance education with electronic technologies in a technical university. Particular attention is paid to the feasibility of creating and implementing electronic educational and methodological complexes in mathematics (EUMK) for distance learning. The organization of distance learning requires the development of appropriate electronic courses, which is why EUMC is becoming an important tool for the methodological support of the educational process in the unity of goals, content, didactic processes and organizational forms.

Keywords: distance education; electronic educational complex (EUMK); studying process; engineering education; ICT facilities; independent work; independent cognitive activity; Internet resources.

 

Реформирование инженерного образования в Грозненском государственном нефтяном техническом университете предполагает разработку учебно-методического обеспечения. Причем от успеха в деле оснащения учебного процесса современными педагогическими технологиями, методиками активного обучения во многом зависит и успех проводимой реформы в целом. В связи с этим представляется перспективным сделать ставку на разработку и внедрение электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по конкретным учебным курсам и дисциплинам.

ЭУМК той или иной дисциплины в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм. Учебно-методический комплекс, подготовленный на такой основе, является эффективным пособием для изучения студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы, что обеспечивается модульным построением учебных курсов. В этом случае учебный модуль, выступающий как структурная единица данного ЭУМК, одновременно является:

 1) целевой программой действий студента;

2) банком информации;

3) методическим руководством по достижению учебных целей;

4) формой самоконтроля знаний студента и их возможной коррекции.

Введение дистанционных образовательных технологий явилось первым толчком к проектированию электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), поскольку основной целью их создания было предоставление студенту полного комплекса образовательных информационных ресурсов для самостоятельного изучения дисциплины. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных технологий» доступ к учебно-методическому комплексу назван необходимым минимальным учебно-методическим обеспечением образовательной программы [119].

Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу студентов. Все эти формы организации учебного процесса позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с ведущим преподавателем курса.

Дистанционное обучение приводит к более демократичным отношениям студента и преподавателя, высвобождает массу времени, предполагает индивидуальный подход, возможность возвращаться к пройденному материалу бесчисленное количество раз.

Организация дистанционного обучения требует разработки соответствующих электронных курсов.

Электронные курсы, используемые в качестве наглядного материала, очевидно, должны иметь ряд специфических особенностей, которые далеко не всегда присутствуют в обычных учебных пособиях. Эти особенности еще более значимы при работе с применением интерактивной доски.

Какими бы заманчивыми ни были электронные учебники, использование их на занятиях имеет свои сложности. Необходимая информация разбросана в разных местах учебника, либо ее нужно брать из разных пособий.

Одной из проблем курса математики является необходимость развития мотивации к учебной деятельности именно по данному направлению специальности. Для этого представляемый материал должен иметь элементы рекламы будущей деятельности, понятные первокурснику, а также должен обеспечить заинтересованность студентов.

Широкие возможности для решения указанных задач открываются при использовании в процессе обучения средств мультимедиа. В этом случае лекционное занятие проходит как лекция-визуализация, которая представляет собой попытку реализовать принцип наглядности с помощью технических средств обучения.

Грамотное использование видеосюжета, иллюстраций призывает студентов к диалогу, делает позицию педагога доказательной.

 Поэтому к занятиям по математике нами созданы презентации в программе Power Point. Компьютерные презентации можно использовать как на занятиях, так и для самостоятельного обучения студентов.

Средства ИКТ являются важным инструментом, призванным помочь педагогу в практической организации обучения, ориентированного на личности. Так, применение на лекции мультимедиа-технологий, с одной стороны, увеличивает наглядность за счет использования одновременно средств трехмерной графики, анимации, видеосюжета и звука, экономит время, многократно повышает качество визуализации демонстрируемого материала; с другой стороны, помогает студентам адаптироваться к требованиям высшей школы, оптимизировать процесс самостоятельной работы, в частности, научиться конспектировать лекции.

Для реализации мультимедиа-лекции необходимо либо разработать мультимедийную презентацию в соответствии с содержанием лекции, либо использовать электронный учебно-методический комплекс по данной дисциплине.

Для поддержания заинтересованности студентов в изучаемом материале рационально продолжить обсуждение вопросов лекции на форуме, организованном на сайте поддержки курса, или в отсроченной телеконференции.

На первом курсе для активизации познавательной деятельности студентов целесообразно применять следующие виды лекций: лекция-беседа, лекция проблемного характера, лекция с применением обратной связи.

На лекции с применением обратной связи ИКТ могут использоваться в виде интерактивной доски и ЭУМК. На такой лекции для активизации работы студентов после объяснения темы предлагается непродолжительная самостоятельная работа, содержащая ряд заданий, представленных на интерактивной доске. Студенты должны выполнить их в тетрадях за определенное время.

Инструмент Reveal позволяет закрывать часть экрана, на котором приведено решение данного задания. После выполнения задания осуществляется самоконтроль.

Организовать самостоятельную работу на различных видах лекций позволяет ЭУМК «Высшая математика», разработанный на кафедре «Высшая математика» Грозненского государственного нефтяного технического университета (Регистрационное свидетельство электронного издания № 31871 ФГУП НТЦ «Информрегистр»).

Весь материал ЭУМК разбит на разделы. Каждый раздел состоит из теоретического и практического блоков.

Теоретический материал подразделяется на темы, каждая тема излагается небольшими порциями. Использование гиперссылок улучшает навигацию по ЭУМК. Материал выдается на экран поэтапно.

ЭУМК «Высшая математика» успешно применяется для реализации самостоятельной познавательной деятельности студентов на практических занятиях. С этой целью используется практический блок ЭУМК, который состоит из трех программ:

- самостоятельная работа;

- самоконтроль знаний;

- контроль знаний.

Сегодня эффективная организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, особенно с учетом того, что более 50 % изучаемого материала в учебном плане отводится на самостоятельную работу, вряд ли возможна без активного использования Интернет-технологий. Студентов первого курса необходимо научить рациональному поиску информации в сети Интернет.

Для организации самостоятельной работы с использованием Интернет-ресурсов преподавателю приходится решать такие задачи, как изучение информационных ресурсов по заданной теме, составление заданий на основе используемых информационных ресурсов, выбор критериев оценки самостоятельной работы студентов, создание заданий для самоконтроля и контроля. В условиях обучения с применением средств информатизации одним из главных приоритетов преподавателя является создание познавательной, творческой атмосферы в аудитории, стимулирование интереса обучаемых к самостоятельному приобретению знаний, организация общения и сотрудничества обучаемых для коллективного решения общих проблем. Педагогическая составляющая руководства работой студентов связана с организацией форм сотрудничества, стимулирующих их самостоятельность и творческую активность.

 

Список литературы:

1. Батаева М.Т. Самостоятельная познавательная деятельность будущих инженеров при изучении математики в условиях новой информационно-образовательной среды вуза / М.Т. Батаева // Модернизация системы непрерывного образования. III Международная научно-практическая конференция. – Дербент, 2011. – С. 181–182.

2.  Батаева М.Т. Информационно-образовательная среда как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности будущих инженеров при обучении математике / Т.Г. Везиров, М.Т. Батаева // Теоретические и приклад­ные вопросы современных информационных технологий: материалы Х Всероссийской научно-технической конференции. – Ч. 1. – Улан-Удэ, 2009. – С. 196–199.

3.  Веденеев П.В. Электронные компоненты информационно-образовательной среды / П.В. Веденеев // Открытое и дистанционное образование. – 2002. – № 4(8). – С. 48–52.

4. Рычкова А.А. Организация самостоятельной работы студентов на основе дистанционных образовательных технологий // Новые информационные технологии в образовании: материалы международной. научно-практической конференции – Екатеринбург, 2007. – С. 122–124.

 

 

УДК 378.146

 

Батаева Мадина Тархоевна

кандидат педагогических наук,

 доцент кафедры «Высшая и прикладная математика»

 ГГНТУ имени акад. М.Д. Миллионщикова

 г. Грозный, Российская Федерация

E-mail:19madina73@mail.ru

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.244 (0.014 с.)