Potential of digital technologies: students should be active participants of the educational process, not passive listeners 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Potential of digital technologies: students should be active participants of the educational process, not passive listeners



 

Annotation. The necessity, possibilities and experience of using digital technologies in the educational process in higher education institutions of a humanitarian orientation is substantiated by the example of the organization and conduct of lectures and seminars. It is noted that the achievements of scientific and technological progress have not yet become a daily occurrence in Russian universities, while among students this need is obvious.

Keywords: digital technologies, information, university, student, teacher, methodology, lecture, seminar.

 

Информационная революция, произошедшая примерно четверть века назад в связи с широким внедрением в жизнь человеческого сообщества цифровых технологий, не могла не повлиять на методологию обучения в образовательных учреждениях, и особенно в высших учебных заведениях, где обучаются индивиды, уже обретшие определенные навыки работы с получаемой информацией. Так, сейчас в России, очевидно, нет университетов (академий, институтов), не создавших собственные сайты, где размещается самая разнообразная информация о вузе и имеется возможность не только с ней знакомиться, но и делать электронные копии расписаний учебных занятий, учебных и методических материалов; уже в редких университетах не ведутся электронные журналы успеваемости, не проверяются за некорректные заимствования тексты курсовых и выпускных квалификационных работ [1, с. 128].

Однако, на наш взгляд, возможности цифровых технологий используются в российских университетах далеко не в полную меру, во всяком случае в гуманитарных вузах, где готовят юристов – именно это направление подготовки специалистов (бакалавров, магистров), собственно, и имеются в виду в данной публикации. Дело в том, что, в отличие от до-цифровых времён, в настоящее время цифровые гаджеты (под таковыми здесь понимаются все соответствующие электронные устройства: стационарные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, смартфоны, планшеты, мобильные телефоны и т.д.) как преподавателям, так и студентам в основном замещают прежние «доски объявлений» и упрощают получение нормативно-правовых актов, статей, книг, учебников по изучаемым дисциплинам. Это, бесспорно, важное продвижение вперед в использовании достижений научно-технического прогресса, и еще лет десять назад им можно было восхищаться. Однако, как известно, развитие науки и техники, с учетом накопленных на прошедшие столетия открытий, осуществляется по экспоненте [3, с. 9], и сейчас уже наблюдаются иные условия в рассматриваемой сфере, которые необходимо учитывать в образовательном процессе в вузах.

Так, в настоящее время при подготовке юристов во многих вузах (мы предполагаем, что в абсолютном их большинстве) используются два основных вида занятий: лекции и семинары (это относится и к подготовке специалистов по многим другим, если не большинству, гуманитарных специальностей). На лекционном занятии профессор (доцент) располагается за кафедрой и устно излагает материал, студенты слушают и, при необходимости, делают записи в тетрадках обычными ручками (с середины 1960-х гг. – шариковыми ручками, а до этого перьевыми авторучками и карандашами), как это было и десять, и пятьдесят, и сто лет назад. При этом лектор, как правило, использует ноутбук или планшет, студенты же гаджеты используют редко, более того, в некоторых вузах не только не разрешают те же ноутбуки, но и требуют, чтобы непременно были конспективные ручные записи, что должно подтверждать активность студента на лекции.

Между тем к настоящему времени все без исключения студенты имеют гаджеты, в которых могут разместиться не только текст читаемой им лекции, но и десятки учебников по каждый изучаемой дисциплине. У студентов возникают естественные вопросы: зачем записывать то, что уже написано в доступном электронном варианте? почему на лекционных занятиях не используются новейшие достижения научно-технического прогресса? Вопросы мы считаем резонными и пока достойного практического ответа от профессорско-преподавательского состава на них нет. И поэтому неудивительно, что на лекциях можно видеть студентов, развлекающих себя и друг другу отвлеченными от учебы смартфоновскими игрушками, тем более, что это происходит молча и не мешает лектору.

Как представляется, с учетом имеющихся возможностей следует так организовать учебный процесс, в данном случае лекционное занятие, чтобы у каждого без исключения студента был свой, персональный учебный (предназначенный для учебных целей) ноутбук или планшет с вложенными в них учебными материалами, и прежде всего текстами лекций в формате word, где выделяются смысловые блоки и остается место для записей комментариев лектора и заметок самих студентов, и имеются необходимые ссылки на иные информационно-воспроизводящие аудио-, фото-, видео-файлы Разумеется, все свои записи студенты должны делать только на клавиатуре, которая должна на 100% заменить привычные ручки.

Для такого лекционного занятия ключевым является подготовка адаптированного текста лекции, поскольку необходимо сбалансировать устное изложение учебного материала с учетом того, что основной текст лекции каждый студент одновременно видит на своем мониторе. Такой баланс, очевидно, каждый преподаватель должен определять самостоятельно, исходя из его опыта, квалификации и методологической позиции. Конечно, подготовка такого рода учебного материала – это сложнейший труд, и он должен соответствующим образом стимулироваться руководством университета.

Другой ключевой момент – организационный, и он заключается в том, что студенты одновременно с лектором осуществляют визуальное сопровождение лекционного материала (устная речь лектора, письменный текст, иллюстрации, ролики, таблицы и т.д.), то есть, студент по указаниям лектора продвигается на своем мониторе от одного смыслового блока до другого. При этом можно, например, оставлять место для промежуточных выводов, предлагая сформулировать их сначала самим студентам, а затем предложить записать вариант самого лектора, причем фрагмент текста с выводами легко выделять иным шрифтом или цветом.

Возможны и другие подходы при использовании гаджетов для проведения лекционного занятия, где студенты не столько смотрят на лектора, сколько на свои мониторы Здесь мы считаем важнейшим в выделить то обстоятельство, что студент является на пассивным слушателем лектора, а активным соучастником процесса передачи знаний от преподавателя обучающемуся. И если раньше механизм такой передачи знаний на лекционном занятии ограничивался устным изложением, и студенты основной объем знаний воспринимали через органы слуха, что теперь гаджеты позволяют активно включать также органы зрения как более эффективный способ закрепления информации (известно, что около 80% всей информации об окружающем мире человек получает визуальным способом [4; 5]).

Следует заметить, что автор предпринимал попытки проводить лекционное занятие подобным образом, однако пока они были безуспешными по причине того, что ноутбуки и планшеты имеются не у всех студентов. Что касается смартфонов, то для учебных целей на лекционном занятии они непригодны ввиду малого размера экрана и излишних затруднений для набора текста опять же по причине неудобной для этого клавиатуры. В этой связи мы полагаем целесообразным обязать всех студентов приобрести учебные ноутбуки (планшеты) самостоятельно или, как вариант, их может приобрести вуз и предложить студентам на определенных финансовых условиях (возможно, и бесплатно для студентов).

Если вести речь о семинарских занятиях, то здесь использование цифровых технологий представляется еще более разнообразным. В частности, поскольку непосредственно на семинарском занятии могут высказаться далеко не все студенты (в объеме, достаточным для оценки знаний по конкретному вопросу), то, на наш взгляд, возможна оценка по уровню подготовки студента к семинару, которая может находить отражение в его работе с оцифрованными источниками, например, какие книги (статьи, нормативно-правовые акты и другие источники использовал), на каких именно фрагментах заострял свое внимание и почему, какие подготовил тезисы и т.д. – эти и другие результаты самостоятельной работы без труда фиксируются в том же учебном ноутбуке студента и не занимают так много времени, как это могло быть при самостоятельной работе с источниками на еще традиционных, но постепенно перестающих таковыми быть, бумажных носителях и в еще традиционных библиотеках.

Преподавательский опыт автора показывает, что такой способ оценки знаний студентов востребован у многих из них, и среди причин этого во-первых, объективность оценки (проделанная работа налицо, и прокомментировать ее может только тот студент, который сам работал с источниками), во-вторых, те, кто готовился к семинару, не желают, чтоб их труд пропал (в их представлении, конечно, поскольку, по большому счету, такая самостоятельная работа в любом случае остается в багаже знаний студента), в-третьих, студентам как молодым людям, просто интересно «порыться» в интернете в поисках нужно информации.

Использование гаджетов на семинарских занятиях по ряду учебных дисциплин способствует также взрослению студентов и развитию у них ответственности как граждан своей страны. Например, за семинарских занятиях по муниципальному праву студентам предлагалось подготовится к диалогу с представителями органов местного самоуправления тех муниципальных образований, откуда они приехали учиться в университет. Предварительно необходимо было ознакомиться с материалами о своей малой родине (районе, городе, селе, поселке) на соответствующем сайте муниципального образования, связаться, по возможности, с земляками, выявить существующие проблемы, узнать контакты и реквизиты (телефон, электронная почта и др.) муниципальных депутатов и должностных лиц своего муниципального образования, подготовить вопросы. На самом занятии студенты в режиме он-лайн и громкоговорящей связи контактировали с ответственными лицами, представлялись (как жители муниципального образования, находящиеся на учебе), оговаривались, что ведут разговор в учебных целях по курсу муниципального права и хотели бы получить определенную информацию, и затем велся соответствующий диалог, если на то было согласие этих лиц 

В частности, одному депутату был задан вопрос о том, каким образом будет решаться вопрос со спортивными площадками в жилых застройках, руководителю подразделения местной администрации был задан вопрос о перспективах строительства кирпичного заводе и не будет ли при этом ущерба окружающей среде и т.д. Следует заметить, что должностные лица не всегда проявляли доброжелательность и отзывчивость, а в одном разговоре чиновница в довольно резком тоне потребовала, чтобы студент изложил свой вопрос в письменной форме, и только тогда он получит также письменный ответ «в установленном законом порядке». Такого рода «взрослые» разговоры потом живо обсуждались студентами. В данном случае гаджеты позволяли студентам лучше узнать реальное положение дел в своих муниципальных образованиях, некоторым образом приобщиться к практике деятельности органов местного самоуправления, сопоставляя ее с теоретическими знаниями по муниципальному праву.

Как видно, возможностей для использования цифровых технологий в учебном вузовском процессе немало. Но пока они не стали повседневностью образовательного процесса, хотя материально-электронная база для этого, на наш взгляд, в настоящее время уже имеется. При этом, мы, разумеется, не относим такое положение на все вузы – среди них имеются позитивный опыт в этом деле [2; 6; 7], которые необходимо доводить до учебно-научной общественности и распространять в других университетах.

Список л итературы:

1. Карабельская И.В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы // Вестник Уфимского гос. нефтян. техн. ун-та. Серия «Экономика». - 2017. - № 1. - С. 127-132.

2. Лузгина В.Б., Стаховская Ж.А. Опыт использования мобильных технологий в образовательной среде вуза // Образовательные технологии и общество. - 2016. - № 3. - С. 463-472.

3. Федоров М.В., Пешина Э.В., Гредина О.В. Эволюция науки и образования // Journal of new economy / Известия УрГЭУ. - 2011. - № 6.- С. 6-16.

4. Мочалов С.М. Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности. Дисс. … д-ра философ. наук. - М., 2007. – 325 с.

5. Перцева А.С. Аудиовизуальное восприятие информации учащимися // Вестник науки и образования. - 2019. - № 11. - Ч.2. - С. 90-92

6. Провков Н.С., Пятилетова Л.В. Цифровые технологии в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/ 2019/02/88734 (дата обращения: 10.10.2019).

7. Шапиева М. С. Использование информационных технологий при обучении в системе образования вуза // Молодой ученый. - 2014. - № 5. - С. 572-574.

 

 

УДК 303.832.3

Хажмурадова Хеда Зайндиевна

ст. преподаватель кафедры иностранных языков

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

kh. kheda 85@ mail. ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.013 с.)