Причины и профилактика профессионального выгорания педагогов 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и профилактика профессионального выгорания педагогов



Причины профессионального выгорания педагогов в современной школе. Категории учителей, наиболее подверженных профессиональному выгоранию. Меры профилактики профессионального выгорания педагогов. Ключевыеслова: профессиональноевыгорание, стресс, противоречия.

 

Reasons for professional burnout of teachers in a modern school. Categories of teachers most affected by to professional burnout. Preventive measures for professional burnout of teachers. Keywords: burnout, stress, contradiction.

 

В современной системе образования России происходят реформы, отражающие изменения во всех сферах деятельности. Общество и государство предъявляют новые требования к педагогическим работникам. Переоценивается интеллектуальный, профессиональный уровень, личностные качества специалистов сферы образования. Деятельность современного учителя протекает в постоянном стрессе, провоцируемом рядом противоречий. С одной стороны высокие требования родителей к результатам и индивидуальному подходу к обучающимся, с другой не менее высокие требования внимания от членов собственной семьи. И таких противоречий можно выделить ещё очень много.

Портрет выпускника современной школы должен отвечать высоким требованиям динамично развивающегося общества, в частности решать нестандартные задачи в постоянно меняющихся экономических условиях. Успешного человека может воспитать только успешный педагог. В результате развития профессионального выгорания нельзя говорить об успешной личности учителя.

Одним из первых идею выгорания предложил Х. ДЖ. Фрейденберг. Термин «burnout» он использовал для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с другими людьми в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Больше всего подвержены синдрому профессионального выгорания, люди, профессий, где инструментом работы является непосредственно личность самого специалиста, свойства его характера, его способности. Кроме того, условия деятельности представителей профессий типа «Человек – Человек», по терминологии Е.А. Климова, связаны с повышенной моральной ответственностью. [3]

Для профессий, связанных с постоянным общением важно получение обратной связи в виде проявления уважения, признания, сопереживания и т.д. Отсутствие обратной связи или её отрицательный характер являются одной из причин выгорания.

Исследователи отмечают имеющиеся сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворённости профессиональным ростом.

Педагоги, получившие образование и проработавшие половину жизни в советской школе, нередко не вполне соответствуют современным требованиям. В попытках преодолеть профессиональные дефициты учителя с большим стажем работы не успевают за более молодыми коллегами и неуверенность в своих профессиональных качествах укрепляется. Кроме опытных педагогов проблема профессионального выгорания касается и учителей в возрасте 40 – 45 лет. В своих компетенциях они не сомневаются, но в погоне за высокими результатами обучающихся на ЕГЭ, среди непомерного количества отчётов не уделяют должного внимания себе и своей семье. В результате возникает ощущение «неполноценной жизни» и появляются первые симптомы выгорания.

Профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В случае неудовлетворённости карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Карьерный рост для большинства учителей заканчивается высшей квалификационной категорией. В этой группе редко отмечаются признаки профессионального выгорания.

Одним из факторов выгорания является невысокая заработная плата, и как следствие неудовлетворённость качеством жизни. Снижается самооценка по причине осознания социальной несправедливости, низкого социального престижа и ролевого статуса.

Не последнюю роль в развитии выгорания играет неудовлетворённость отношением общества к профессии учителя. Мнение о том, что учитель – это неудачник, неспособный реализовать себя в более престижных областях деятельности, культивируется большинством СМИ и телевизионных сериалов. В результате формируется пониженное чувство собственного достоинства и самоуважения.

Ещё одной причиной развития выгорания является недостаток времени для выполнения большого количества новых функций в соответствии с требованиями быстро меняющихся образовательных стандартов и стандартов педагога. Вслед за ФГОС меняются учебники (по ряду предметов раз в 2 – 3 года), которые нужно изучить и изменить планирование и подходы к выбору учебного материала в соответствии с содержанием материала конкретного учебника. Большинство стараются выполнить всё безукоризненно в противоречии с дефицитом времени, в результате эмоциональных и физических перегрузок появляются психосоматические заболевания.

Слишком большая моральная ответственность, пребывание в состоянии профессионального стресса – ещё один фактор, влияющий на развитие профессионального выгорания. Педагогические работники несут ответственность за жизнь и здоровье учеников как во время пребывания последних в школе, так и за их поступки за её пределами. За любой проступок ребёнка во внеурочное время, в том числе за периоды, проводимые с родителями, отчитывается педагог. Учитель постоянно анализирует не только деятельность обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности, но и собственные поступки. Как бы ученики не испытывали педагога «на прочность», учитель должен балансировать на грани между конформным и авторитарным стилем общения и управления классным коллективом. Некоторые родители так же могут провоцировать сотрудников образовательного учреждения на нарушение норм этики и морали, а педагог, иной раз, прилагая значительные волевые усилия, не должен реагировать на их неадекватное поведение. Постоянный прессинг социума и внутренняя потребность учителя к свободе поступков, мыслей, творчества ежедневно вступают в противоречия и способствуют развитию профессионального выгорания.

Предварительно выделить группы «риска» учителей с признаками профессионального выгорания можно в результате личных наблюдений на уроках и во внеурочном общении с коллегами, обучающимися и родителями обучающихся. Уроки таких учителей проводятся без эмоциональных пауз, «на одной ноте». Вместо использования современных образовательных технологий, обучающиеся получают лекционный материал, за исключением уроков начальной школы, где лекции запрещены. Задания для проверки усвоения учебного материала предлагаются только на репродуктивном уровне. Разработка такого типа заданий не требует творческого подхода от педагога и обучающихся, проверка занимает минимальное время. В отношении обучающихся и их родителей проявляется неприязнь. Любые незначительные вопросы об успеваемости и поведении воспринимаются как претензии к личности учителя. Взаимоотношения с коллегами меняются в худшую сторону, проявляется зависть к чужим успехам, появляется негативные отзывы о работе бывших подруг по педагогическому коллективу.

Анализ продуктов деятельности, в частности, качество аналитической информации за предыдущий учебный год, так же может служить показателем уровня профессионального выгорания. Материалы, составленные формально, общими фразами, взятыми из отчётов коллег по образовательному учреждению, свидетельствуют о развитии выгорания. Проблемы выявляются только на уровне ученика, без анализа собственной роли во взаимодействии с детьми и их родителями. В данных материалах не определены перспективы деятельности на следующий учебный год, что свидетельствует о начале внутреннего опустошения и равнодушия к своему делу.

В специальной литературе описано большое количество мер и приёмов, позволяющих предупреждать развитие профессионального выгорания педагогов:

1. Чёткое планирование рабочего времени. Необходимо расписать весь рабочий день, практически по минутам. Если есть необходимость в составлении аналитических справок, составить их сразу, не откладывая. Проверку тестовых заданий можно организовать на уровне взаимопроверки, привлекая обучающихся с высоким уровнем учебных достижений. Таким образом, будут формироваться регулятивные универсальные учебные действия и освободится время для другой работы. Планы на рабочий день не должны содержать большое количество дел, выходящих за рамки рабочего времени. Обязательно нужно учитывать перерывы на отдых. Как известно самый продуктивный отдых – это смена деятельности. В перерывы между уроками можно выполнить гимнастику для глаз под спокойную музыку, отвлечься на разговор с близким человеком, написать план на следующий день и т.д. [1]

2. К сожалению, на публикации в СМИ и видение школы сценаристами сериалов повлиять практически не возможно и один учитель этого сделать не в состоянии. Но можно изменить свой имидж. Первое, что видят ученики это внешность. Деловой костюм на работе – универсальная одежда, но вне уроков стиль должен меняться, чтоб не формировалось убеждение в отсутствии в гардеробе учителя одежды для спорта, отдыха или развлечений. Если учитель одевается соответственно событию, значит его жизнь разнообразна, и он интересен в общении. Основной инструмент педагога – это голос. Спокойным тоном, правильно расставленными акцентами, позитивной эмоциональной окраской можно достичь большего, нежели криком или монотонными нотациями. Детей подкупает в общении с взрослым человеком честность и умение признавать ошибки. Не надо стесняться ошибок, если ученик видит в учителе человека, способного исправить ошибку, то и отношения будут более доверительными. Начать формировать положительный имидж к себе можно с этих несложных советов. Но более эффективными будут консультации и тренинги с практикующими психологами. Такие тренинги, по запросам педагогов, может организовать руководитель образовательного учреждения.

3. Моральную нагрузку с учителя снять невозможно, так как профессия имеет моральную основу, но бороться с профессиональным стрессом вполне по силам каждому. Есть ряд универсальных способов купирования стрессовых состояний. Во-первых, необходимо найти время для отдыха. Во время каникул, у большинства педагогов, есть возможность взять отгулы, которые можно провести в посещении музеев, театров, в туристических походах и т.д. Во-вторых, самый действенный способ восстановить силы, как физические, так и резервы психики – это сон. Минимальное время сна – 6 – 7 часов. Ещё в школьном курсе биологии человека описывается гигиена сна. Если соблюдать гигиенические меры, то можно восстановить работоспособность организма за время ночного отдыха. В-третьих, гормоны радости эндорфин и серотонин выделяются во время фитнеса. Несколько спортивных упражнений утром могут улучшить настроение, возможно не на весь день, но начало дня будет позитивным. Четвёртым способом борьбы с профессиональным стрессом является правильное питание, с достаточным количеством витаминов. Правильное питание в сочетании с занятиями спортом помогает моделировать фигуру, а удовлетворение отражением в зеркале – сильный анти стресс. И наконец, пятый способ противостоять стрессу – хобби. Любое занятие, отвлекающее от мыслей о работе, благотворно влияет на психику.

4. Проблемы материального характера решаются с помощью тренингов по финансовой грамотности.

Перечисленные рекомендации применимы как к решению уже выявленных проблем выгорания, так и к его профилактике. В дополнение можно предложить следующие мероприятия:

- велика роль руководителя в сохранении работоспособности сотрудников образовательного учреждения. В женском коллективе, при осуществлении управленческих решений, подчиненные обращают внимание не только на содержание, но еще и в значительной мере на форму, в которой это решение до них доводится; отношения руководителя с подчиненными в женском коллективе должны быть не только теплыми, но и ровными со всеми. [4] Кроме того руководитель образовательной организации может привлекать внешних специалистов в компетенции которых входит разработка и реализация программ по оказанию психологической помощи педагогом по саморазвитию в динамике современной системы образования;

- велика роль руководителя в сохранении благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, который поддерживается дружескими отношениями, атмосферой взаимопонимания, взаимоуважения. [2]

В современной системе образования, при переходе на личностоно-ориентированные модели необходимость изменения подходов к обучению и воспитанию накладывает на учителя дополнительные моральные обязательства, способствующие увеличению нервно – психического напряжения. Значительные психологические нагрузки несут в себе опасность развития невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Здоровье и уверенность в себе учителя непременно положительно сказываются на результатах обучения обучающихся.

Список литературы

1. Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 56 с.

2. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога [Электронный ресурс] // Портал психологических изданий PsyJournals.ru [сайт]. http://psyjournals.ru/psyedu/2006 /n4/Gnezdilova.shtml (дата обращения: 11.04.2019)

3. Демина М.С. Помогающие профессии, как не сгореть на работе [Электронный ресурс] // «Все психологи» [сайт]. URL:  https://www.all-psy.com/stati/detail/2525 (дата обращения 11.04.2019)

4. Королёва Э.В. Управление коллективом: гендерный аспект [Электронный ресурс] // СибАК [сайт]. URL: https://sibac.info/conf/social/xvii/29517 (дата обращения 26.04.2019)

 

 


УДК 004:378

Упоров Иван Владимирович

д.и.н., к.ю.н., профессор

кафедра конституционного и административного права

Краснодарский университет МВД России

г. Краснодар, Российская Федерация

E-mail: kiap_krdu@mvd.ru

 

ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКТИВНЫМИ СОУЧАСТНИКАМИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.006 с.)