Особенности становления и развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности становления и развития



Аннотация: в статье рассматривается история развития современного парламентаризма в Чеченской Республике. Показана сущность Парламента Чеченской Республики. Очевидно, что качество законов определяет эффективность их реализации и стабильность правовой системы государства. Рассмотрены формы и методы деятельности Парламента Чеченской Республики.

Ключевые слова: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, законодательная функция, парламентские слушания.

Именно Конституция, принятая 12 декабря 1993 года, стала главным правовым инструментом для формирования и становления нашей страны как федеративного государства, в котором гарантировано равенство прав всех субъектов Федерации и где регионы России получили право принимать собственные законы.

Федерализм России характеризуется стремлением обеспечить целостность России, укреплением ее вертикали и совершенствованием механизма взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

В целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также обеспечения единой государственной правовой политики в законотворческой деятельности субъектов Федерации 10 августа 2000 года был издан Указ Президента РФ В.В. Путина «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». В нем были определены перспективы развития регионального законодательства, повышения качества законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации и обозначена политика по укреплению принципов и институтов правового государства.

Одной из ключевых составляющих укрепления российской государственности является создание и развитие согласованной системы законодательства Российской Федерации, причем законодательства, реализующего на всей территории страны единые принципы и одновременно учитывающие национально-культурные и социально-экономические особенности различных ее регионов. Подтверждением этого является принятие в 1999 году федеральных законов «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1]. 

- 1991 - 1999 гг. в Чеченской Республике в результате противоправной деятельности террористических организаций не были созданы государственно-правовые институты, соответствующие основам конституционного строя Российской Федерации, отсутствовало законодательство Чеченской Республики, как субъекта РФ и органы государственной власти, предусмотренные Конституций РФ и федеральными законами.

Руководством Российской Федерации с началом контртеррористической операции принимаются меры по возвращении Чеченской Республики в рамки закона и демократии. С началом контртеррористической операции создается Временная Администрация Чеченской Республики, которая олицетворяла гражданскую власть в республике, а 8 июня 2000 года Указом Президента РФ создается Администрация Чеченской Республики во главе с А-Х.А. Кадыровым и Правительство Чеченской Республики.

Создание этих органов способствовало подготовке проектов: Конституции Чеченской Республики, закона «О выборах Президента Чеченской Республики» и закона «О выборах Парламента Чеченской Республики», которые были опубликованы в республиканских СМИ, всенародно обсуждены и 23 марта 2003 года приняты на общенародном Референдуме Чеченской Республики.

Принятие Конституции Чеченской Республики положило начало возращения республики в конституционное поле Российской Федерации и создание в республике правоспособных органов власти: назначение исполняющего полномочия Президента Чеченской Республики; 19 июня 2003 года создание представительного органа в лице Государственного Совета Чеченской Республики и судебной власти, пока в лице федеральных судов (Верховного Суда Чеченской Республики, районных судов и Арбитражного суда Чеченской Республики) [3]. 

Согласно второго раздела Конституции Чеченской Республики до проведения выборов в соответствии с законом «О выборах в Парламент Чеченской Республики» Указом № 120 от 19 июня 2003 года исполняющий полномочия Президента Чеченской Республики А-Х.А. Кадыров утвердил состав Государственного Совета Чеченской Республики, который был призван решать вопросы, требующего законодательного регулирования, в том числе о республиканском бюджете и административно-территориального устройства, а также для подготовки и рассмотрения проектов законов Чеченской Республики для последующего внесения их в установленном порядке в Парламент Чеченской Республики.

На основе Закона «О выборах в Парламент Чеченской Республики» 27 ноября 2005 года состоялись выборы в Парламент Чеченской Республики. В соответствии с Конституцией Чеченской Республики Парламент Чеченской Республики 1-го созыва состоит из двух палат – Совета Республики Парламента Чеченской Республики и Народного Собрания Парламента Чеченской Республики. В Совет Республики избирается 21 депутатов по административно-территориальным одномандатным избирательным округам. В Народное Собрание избираются 40 депутатов. В истории Чеченской Республики 2006-2008 годы наряду с другими достижениями останутся годами формирования и успешной деятельности законодательного (представительного) органа власти. С появлением парламента завершились основные этапы конституционного процесса в ЧР. Создание собственной законодательной базы позитивно повлияло на дальнейшее развитие всех сфер жизнедеятельности республики, способствовало улучшению морально-психологического состояния общества. Произошло вхождение Чеченской Республики в парламентское сообщество субъектов Российской Федерации, что открыло возможности для закрепления республики в конституционном поле России и сближения чеченского народа с другими российскими народами.

Избрание Парламента Чеченской Республики послужило дальнейшей консолидации чеченского общества, ибо в нем оказались представлены различные общественно-политические партии и движения, в том числе и бывшие участники вооруженного сопротивления.

Статус Парламента Чеченской Республики определен в главе 5 Конституции Чеченской Республики и Законом Чеченской Республики «О Парламенте Чеченской Республики» от 19 мая 2006 года. Кроме того, юридическую основу статуса Парламента Чеченской Республики составляют положения Конституции РФ от 12 декабря 1993 года и Федеральный закон.

Итоги работы Парламента Чеченской Республики первого созыва свидетельствуют о достаточно высокой работоспособности народных избранников. Так, Народным Собранием Парламента Чеченской Республики за период своей деятельности принято более 200 законов, призванных ускорить восстановление социально-экономической сферы и обеспечить всестороннее возрождение республики. В числе первых законов Парламентом Чеченской Республики был принят Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике». Известно, что любая постконфликтная ситуация порождает массовые нарушения гражданских прав. Чеченская Республика не стала исключением: в ходе наведения конституционного правопорядка на ее территории было зафиксировано большое количество преступлений против человечности. В этих условиях данный закон сыграл весьма позитивную роль в развитии правозащитной системы республики.

Важнейшим законом, принятым парламентом, является Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Чеченской Республике». В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации настоящий закон устанавливает правовые основы функционирования бюджетной системы Чеченской Республики, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определяет основы бюджетного процесса в Чеченской Республике. Принятие данного закона позволило 27 декабря 2006 года принять впервые в Чеченской Республике сбалансированный республиканский бюджет на 2007 год в форме Закона Чеченской Республики.

Одним из значимых является Закон «О занятости населения Чеченской Республики», имеющий непосредственную социальную направленность. В республике, где уровень безработицы составляет 78% работоспособного населения, большое значение приобретает законодательное обеспечение мер государственного содействия в трудоустройстве граждан, создании дополнительных рабочих мест. Закон предусматривает, что трудоспособный член семьи, в которой не имеется ни одного работающего, обладает преимущественным правом на трудоустройство при прочих равных условиях.

Неоценимое значение не только в культурном, но и политическом плане имеет Закон «О языках в Чеченской Республике». Данный закон регламентирует правовой статус, а также определяет финансово-экономический механизм реализации прав на развитие и использование государственных и иных языков в Чеченской Республике. Закон не только решает эти вопросы, но и снимает серьезные обвинения о якобы продолжающейся принудительной языковой ассимиляции и унификации в национальных субъектах Российской Федерации. Учтены права в этой области всех этносов, проживающих в республике, при этом подчеркнута значимость русского языка, как одного из государственных языков и единственного языка, объединяющего все национально-государственные образования в рамках Российской Федерации.

На улучшение социальной сферы в Чеченской Республике направлен также Закон «О порядке принятия на учет органами местного самоуправления граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Настоящий закон позволяет обеспечить системный подход применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления при ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Следует отметить, что наиболее позитивной стороной новых правил предоставления жилья является его доступность малообеспеченным и иным категориям граждан.

В этом же направлении действует и Закон «О размере и порядке выплаты единовременного пособия при передаче ребенка в семью и денежных средств на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей». Учитывая то, что в результате прошедших на территории Чеченской Республики военных действий резко увеличилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, этот закон поможет реально поддержать данную категорию населения Чеченской Республики.

Закон «Об охране здоровья населения Чеченской Республики» имеет огромное социальное значение и призван содействовать решению вопросов, накопившихся в данной сфере в последние годы. Настоящий закон закладывает правовые основы для воссоздания материально технической базы медицинских учреждений и реабилитации населения республики, в течение длительного времени, пребывавшего в тяжелейших условиях вооруженного конфликта.  

Принят целый ряд ключевых экономических законов, направленных на формирование в республике эффективной рыночной экономики и благоприятного инвестиционного климата. Среди них следующие законы:

 «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике», регулирующий правоотношения в сфере инвестиционной деятельности на территории республики и направленный на обеспечение равной защиты прав инвесторов и имущества субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности;

 «О государственном регулировании цен (тарифов) и контроле за соблюдением порядка ценообразования на территории Чеченской Республики», определяющий порядок ценообразования в процессе государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ним, права и обязанности субъектов регулирования и ценообразования, полномочия органа исполнительной власти ЧР в данной сфере;

«Об иностранных инвестициях в Чеченской Республике», направленный на привлечение иностранных инвестиций и эффективное их использование в экономике республики, определяющий основные правовые, экономические и социальные условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов;

«О порядке предоставления государственных гарантий для привлечения кредитных ресурсов на нужды Чеченской Республики», нацеленный на привлечение кредитных средств для восстановления экономики и социальной сферы республики, обеспечения Чеченской Республикой гражданско-правовых обязательств юридических лиц, восстанавливающих республику;

 «О досудебной санации организаций, имеющих задолженность перед республиканским бюджетом Чеченской Республики», определяющий порядок и условия осуществления мер по досудебной санации организаций за счет средств республиканского бюджета Чеченской Республики в целях предотвращения их банкротства, финансовому оздоровлению должника – унитарного предприятия его учредителями, кредиторами и иными лицами.

Принят Закон «О пассажирских перевозках транспортом общего пользования в Чеченской Республике». Его принятие было обусловлено тем, что ситуация на рынке услуг пассажирских перевозок нуждалась во внедрении практики и опыта организации перевозок в соседних регионах. Необходимо было создать привлекательные условия на рынке путем экономических рычагов. Закон определяет правовые основы деятельности предприятий, организаций, а также предпринимателей по организации пассажирских перевозок.

Важным законом в деле строительства и развития гражданского общества в Чеченской Республике и для обеспечения обратной связи граждан государственными и муниципальными органами в работе по соблюдению прав граждан, норм федерального и республиканского законодательств является Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан в Чеченской Республике». Настоящим законом обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики права на обращения в государственные органы к должностным лицам, а также устанавливается общий порядок подачи и рассмотрения обращений в Чеченской Республике [2].  

Принятие Закона «О референдуме Чеченской Республики» обеспечило право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чеченской Республики, на участие в референдуме. В соответствии с этим законом жители Чеченской Республики приняли участие 2 декабря 2007 года в Референдуме Чеченской Республики по принятию поправок в Конституцию Чеченской Республики.

Другой закон, Закон Чеченской Республики «О муниципальных выборах в Чеченской Республике» позволил в 2009 году путем проведения выборов сформировать органы местного самоуправления и, завершив переходный период, признать состоявшимся процесс становления всех ветвей и уровней власти на территории Чеченской Республики.

Парламентские слушания. Важнейшей частью работы парламента является осуществление контроля над исполнением законов, регламентирующих деятельность министерств и ведомств. Так, были проведены парламентские слушания по следующим направлениям:

- «О состоянии и мерах улучшения работы по реабилитации жертв политических репрессий и ускорению этого процесса в Чеченской Республике»;

- «Основные пути и способы решения проблемных вопросов при установлении границ муниципальных образований в Чеченской Республике»;

- «О состоянии оперативно-криминогенной обстановки в Чеченской Республике и о принимаемых мерах по усилению борьбы с преступностью»;

- «Об исполнении Закона Чеченской Республики «О науке, научной и научно-технической деятельности».

По итогам парламентских слушаний вынесены соответствующие рекомендации.

Связь с общественностью. Руководство Парламента Чеченской Республики с самого начала деятельности парламента поставило перед собой цель – достичь плодотворного сотрудничества с представителями общественности. Были проведены встречи с известными политическими деятелями, составляющими национальную интеллигенцию республики. В частности, был решен вопрос финансирования писательской организации Чеченской Республики, оказывается помощь журналистам, в том числе Союзу журналистов республики.

Были инициированы и проведены круглые столы с участием депутатов и общественных деятелей по наиболее актуальным проблемам, касающимся всестороннего возрождения республики.

Состоялись дискуссии и были выработаны рекомендации по следующей тематике: «О состоянии и мерах по ускоренному восстановлению нефтегазового комплекса», «О 50-летии восстановления ЧИАССР», «Молодежное предпринимательство как один из способов решения проблемы безработицы в Чеченской Республике», «Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения». Всестороннее содействие восстановлению и укреплению лучших национальных традиций определено как приоритетное направление в деятельности парламента.

Наделение полномочиями Президента Чеченской Республики. 2 марта 2007 года Парламент Чеченской Республики на совместном заседании обеих палат наделил полномочиями Президента Чеченской Республики Кадырова Рамзана Ахматовича. Учитывая значительные заслуги Р.А. Кадырова в процессе восстановления республики, парламентарии единогласно поддержали его кандидатуру, предложенную Президентом Российской Федерации.

Это знаменательное политическое событие, прошедшее в строгом соответствии с федеральным законодательством, способствовало дальнейшей консолидации чеченского общества и подтвердило его приверженность курсу первого Президента ЧР Ахмат-Хаджи Кадырова. 

Парламентские комиссии. Для решения наиболее актуальных и сложных проблем в Парламенте Чеченской Республики 1-го созыва были созданы ряд комиссий по: розыску без вести пропавших; по вопросам выплаты компенсаций; осуществлению контроля за строительством и восстановлением экономики и социальной сферы Чеченской Республики; рассмотрению трагических событий в ЧР 1991-2000 гг.; взаимодействию с федеральными силовыми структурами; борьбе с коррупцией; комиссия по примирению.

Особое внимание уделяется вопросу поиска похищенных граждан. В этом направлении создан необходимый документальный материал, принято Обращение к Президенту Российской Федерации о создании межведомственной комиссии по поиску похищенных граждан, направлено письмо Генеральному прокурору Российской Федерации о создании специальной оперативно-следственной группы по поиску похищенных граждан.

Обращения Парламента Чеченской Республики. Парламентом Чеченской Республики 1-го созыва принято множество обращений к Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Среди них о: недопустимости чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов; необходимости выдачи жилищных сертификатов жителям Чеченской Республики, утратившим жилье; необходимости адекватного представительства республик в федеральных органах власти; необходимости проведения в стране Спартакиады народов России, Фестивалей искусств народов России и других мероприятий, призванных укрепить межнациональное согласие в стране.

Работа с населением. В течение всего периода деятельности Парламента Чеченской Республики 1-го созыва наряду с рассмотрением и принятием законов проводилась активная работа с населением. В адрес Парламента за отчетный период письменно и устно обратились более 25 тысяч человек. Основные темы обращений – выплата компенсаций по потере жилья, трудоустройство и восстановление на работе, задолженность по заработной плате, улучшение жилищных условий, защита иных конституционных прав граждан. По всем этим обращениям были приняты конкретные меры, содействующие решению поднятых в них вопросов.

В процессе содействия решению социальных проблем, а также дальнейшей консолидации общества Парламентом Чеченской Республики налажены конструктивные взаимоотношения со всеми ветвями власти.

Участие в республиканских мероприятиях. Парламентарии принимают активное участие во всех значимых общественно-политических мероприятиях, проводившихся в республике. Наиб\олее важным среди них был съезд Ассамблеи народов Чеченской Республики, который был инициирован Председателем Народного Собрания Парламента Чеченской Республики Д.Б. Абдурахмановым. На нем присутствовало около 250 делегатов, а также представители федерального центра и ассамблеи народов из субъектов Российской Федерации. Итогом работы съезда явилось обращение к народам России, к Президенту Российской Федерации с призывом укреплять единство российских народов, не допускать конфликтов на национальной и религиозной почве.

Деятельность Парламента за пределами республики. Важнейшим итогом деятельности Парламента Чеченской Республики за прошедший период стало его признание на региональном, федеральном и международном уровнях, о чем говорят официальные встречи, прошедшие в Махачкале, Ставрополе, Нальчике, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Волгограде, Москве, Париже, Индии.

Участие Северо-Кавказской парламентской ассоциации Парламент Чеченской Республики получил мандат члена данного регионального сообщества. Состоялись встречи с руководителями законодательных (представительных) органов власти республик и краев Северного Кавказа, установление добрососедских отношений. Так, подписаны Соглашения о сотрудничестве между Парламентом Чеченской Республики с Законодательными Собраниями Челябинской области, Свердловской области; Народным Хуралом (парламентом) Республики Калмыкия. Были организованы встречи депутатов Парламента Чеченской Республики с законодателями Краснодарского края, Астраханской области, Республики Дагестан и т.д.

Делегация Чеченской Республики во главе с Председателем Народного Собрания Парламента Чеченской Республики Д.Б. Абдурахмановым приняла участие в заседании Президиума Ассамблеи народов Российской Федерации в Москве. На этой встрече первый Президент ЧР Ахмат-Хаджи Кадыров был посмертно удостоен золотой медали «Ассамблея народов России» за большой вклад в процесс укрепления российской государственности и развития межнациональных связей.

По итогам деятельности Парламента Чеченской Республики есть основания утверждать, что на международном уровне достигнуто признание необратимости позитивных политических процессов, происходящих в республике. Признание Чеченской Республики как полноправного субъекта Российской Федерации стало обязательным условием при проведении официальных встреч, заседаний и любых мероприятий, касающихся республики. Это подтвердилось, в частности, участием Председателя Парламента Чеченской Республики Д.Б. Абдурахманова в заседании специальной подкомиссии ПАСЕ в Париже, где обсуждался вопрос об организации круглого стола по политической ситуации в Чеченской Республике, а также визитами в Грозный Верховного Комиссара ООН Луизы Арбур в феврале 2006 года и Верховного комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Роблеса и сменившего его Томаса Хамерберга.

Луизой Арбур была выражена особая благодарность руководству Парламента Чеченской Республики за работу по обеспечению прав человека, в том числе по розыску без вести пропавших, а также за принятие закона «Об Уполномоченном по правам человека».

Становление законодательной базы Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации позади, и перед новым составом депутатов на первый план вышли вопросы социального и экономического развития, возрождения промышленного и сельскохозяйственного производства.

 

Список литературы:

1. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

2. Иналкаева К.С. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: Автореферерат канд. юрид. наук. – М., 2013

3. Иналкаева К.С. Государственно-правовые признаки Чеченской Республики (научная статья)    печатная Вестник Академии наук Чеченской Республики: научно-теоретический журнал. – ГУП «Книжное издательство», Грозный -2009. № 2(11).  


УДК 159.9: 37.015.3

Кагермазова Лаура Цраевна

доктор психологических наук,

доцент, профессор кафедры психологии

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E-mail: laura07@yandex.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.046 с.)