Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности становления и развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аннотация: в статье рассматривается история развития современного парламентаризма в Чеченской Республике. Показана сущность Парламента Чеченской Республики. Очевидно, что качество законов определяет эффективность их реализации и стабильность правовой системы государства. Рассмотрены формы и методы деятельности Парламента Чеченской Республики. Ключевые слова: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, законодательная функция, парламентские слушания. Именно Конституция, принятая 12 декабря 1993 года, стала главным правовым инструментом для формирования и становления нашей страны как федеративного государства, в котором гарантировано равенство прав всех субъектов Федерации и где регионы России получили право принимать собственные законы. Федерализм России характеризуется стремлением обеспечить целостность России, укреплением ее вертикали и совершенствованием механизма взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. В целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также обеспечения единой государственной правовой политики в законотворческой деятельности субъектов Федерации 10 августа 2000 года был издан Указ Президента РФ В.В. Путина «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». В нем были определены перспективы развития регионального законодательства, повышения качества законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации и обозначена политика по укреплению принципов и институтов правового государства. Одной из ключевых составляющих укрепления российской государственности является создание и развитие согласованной системы законодательства Российской Федерации, причем законодательства, реализующего на всей территории страны единые принципы и одновременно учитывающие национально-культурные и социально-экономические особенности различных ее регионов. Подтверждением этого является принятие в 1999 году федеральных законов «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1]. - 1991 - 1999 гг. в Чеченской Республике в результате противоправной деятельности террористических организаций не были созданы государственно-правовые институты, соответствующие основам конституционного строя Российской Федерации, отсутствовало законодательство Чеченской Республики, как субъекта РФ и органы государственной власти, предусмотренные Конституций РФ и федеральными законами. Руководством Российской Федерации с началом контртеррористической операции принимаются меры по возвращении Чеченской Республики в рамки закона и демократии. С началом контртеррористической операции создается Временная Администрация Чеченской Республики, которая олицетворяла гражданскую власть в республике, а 8 июня 2000 года Указом Президента РФ создается Администрация Чеченской Республики во главе с А-Х.А. Кадыровым и Правительство Чеченской Республики. Создание этих органов способствовало подготовке проектов: Конституции Чеченской Республики, закона «О выборах Президента Чеченской Республики» и закона «О выборах Парламента Чеченской Республики», которые были опубликованы в республиканских СМИ, всенародно обсуждены и 23 марта 2003 года приняты на общенародном Референдуме Чеченской Республики. Принятие Конституции Чеченской Республики положило начало возращения республики в конституционное поле Российской Федерации и создание в республике правоспособных органов власти: назначение исполняющего полномочия Президента Чеченской Республики; 19 июня 2003 года создание представительного органа в лице Государственного Совета Чеченской Республики и судебной власти, пока в лице федеральных судов (Верховного Суда Чеченской Республики, районных судов и Арбитражного суда Чеченской Республики) [3]. Согласно второго раздела Конституции Чеченской Республики до проведения выборов в соответствии с законом «О выборах в Парламент Чеченской Республики» Указом № 120 от 19 июня 2003 года исполняющий полномочия Президента Чеченской Республики А-Х.А. Кадыров утвердил состав Государственного Совета Чеченской Республики, который был призван решать вопросы, требующего законодательного регулирования, в том числе о республиканском бюджете и административно-территориального устройства, а также для подготовки и рассмотрения проектов законов Чеченской Республики для последующего внесения их в установленном порядке в Парламент Чеченской Республики. На основе Закона «О выборах в Парламент Чеченской Республики» 27 ноября 2005 года состоялись выборы в Парламент Чеченской Республики. В соответствии с Конституцией Чеченской Республики Парламент Чеченской Республики 1-го созыва состоит из двух палат – Совета Республики Парламента Чеченской Республики и Народного Собрания Парламента Чеченской Республики. В Совет Республики избирается 21 депутатов по административно-территориальным одномандатным избирательным округам. В Народное Собрание избираются 40 депутатов. В истории Чеченской Республики 2006-2008 годы наряду с другими достижениями останутся годами формирования и успешной деятельности законодательного (представительного) органа власти. С появлением парламента завершились основные этапы конституционного процесса в ЧР. Создание собственной законодательной базы позитивно повлияло на дальнейшее развитие всех сфер жизнедеятельности республики, способствовало улучшению морально-психологического состояния общества. Произошло вхождение Чеченской Республики в парламентское сообщество субъектов Российской Федерации, что открыло возможности для закрепления республики в конституционном поле России и сближения чеченского народа с другими российскими народами. Избрание Парламента Чеченской Республики послужило дальнейшей консолидации чеченского общества, ибо в нем оказались представлены различные общественно-политические партии и движения, в том числе и бывшие участники вооруженного сопротивления. Статус Парламента Чеченской Республики определен в главе 5 Конституции Чеченской Республики и Законом Чеченской Республики «О Парламенте Чеченской Республики» от 19 мая 2006 года. Кроме того, юридическую основу статуса Парламента Чеченской Республики составляют положения Конституции РФ от 12 декабря 1993 года и Федеральный закон. Итоги работы Парламента Чеченской Республики первого созыва свидетельствуют о достаточно высокой работоспособности народных избранников. Так, Народным Собранием Парламента Чеченской Республики за период своей деятельности принято более 200 законов, призванных ускорить восстановление социально-экономической сферы и обеспечить всестороннее возрождение республики. В числе первых законов Парламентом Чеченской Республики был принят Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике». Известно, что любая постконфликтная ситуация порождает массовые нарушения гражданских прав. Чеченская Республика не стала исключением: в ходе наведения конституционного правопорядка на ее территории было зафиксировано большое количество преступлений против человечности. В этих условиях данный закон сыграл весьма позитивную роль в развитии правозащитной системы республики. Важнейшим законом, принятым парламентом, является Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Чеченской Республике». В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации настоящий закон устанавливает правовые основы функционирования бюджетной системы Чеченской Республики, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определяет основы бюджетного процесса в Чеченской Республике. Принятие данного закона позволило 27 декабря 2006 года принять впервые в Чеченской Республике сбалансированный республиканский бюджет на 2007 год в форме Закона Чеченской Республики. Одним из значимых является Закон «О занятости населения Чеченской Республики», имеющий непосредственную социальную направленность. В республике, где уровень безработицы составляет 78% работоспособного населения, большое значение приобретает законодательное обеспечение мер государственного содействия в трудоустройстве граждан, создании дополнительных рабочих мест. Закон предусматривает, что трудоспособный член семьи, в которой не имеется ни одного работающего, обладает преимущественным правом на трудоустройство при прочих равных условиях. Неоценимое значение не только в культурном, но и политическом плане имеет Закон «О языках в Чеченской Республике». Данный закон регламентирует правовой статус, а также определяет финансово-экономический механизм реализации прав на развитие и использование государственных и иных языков в Чеченской Республике. Закон не только решает эти вопросы, но и снимает серьезные обвинения о якобы продолжающейся принудительной языковой ассимиляции и унификации в национальных субъектах Российской Федерации. Учтены права в этой области всех этносов, проживающих в республике, при этом подчеркнута значимость русского языка, как одного из государственных языков и единственного языка, объединяющего все национально-государственные образования в рамках Российской Федерации. На улучшение социальной сферы в Чеченской Республике направлен также Закон «О порядке принятия на учет органами местного самоуправления граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Настоящий закон позволяет обеспечить системный подход применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления при ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Следует отметить, что наиболее позитивной стороной новых правил предоставления жилья является его доступность малообеспеченным и иным категориям граждан. В этом же направлении действует и Закон «О размере и порядке выплаты единовременного пособия при передаче ребенка в семью и денежных средств на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей». Учитывая то, что в результате прошедших на территории Чеченской Республики военных действий резко увеличилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, этот закон поможет реально поддержать данную категорию населения Чеченской Республики. Закон «Об охране здоровья населения Чеченской Республики» имеет огромное социальное значение и призван содействовать решению вопросов, накопившихся в данной сфере в последние годы. Настоящий закон закладывает правовые основы для воссоздания материально технической базы медицинских учреждений и реабилитации населения республики, в течение длительного времени, пребывавшего в тяжелейших условиях вооруженного конфликта. Принят целый ряд ключевых экономических законов, направленных на формирование в республике эффективной рыночной экономики и благоприятного инвестиционного климата. Среди них следующие законы: «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике», регулирующий правоотношения в сфере инвестиционной деятельности на территории республики и направленный на обеспечение равной защиты прав инвесторов и имущества субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности; «О государственном регулировании цен (тарифов) и контроле за соблюдением порядка ценообразования на территории Чеченской Республики», определяющий порядок ценообразования в процессе государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ним, права и обязанности субъектов регулирования и ценообразования, полномочия органа исполнительной власти ЧР в данной сфере; «Об иностранных инвестициях в Чеченской Республике», направленный на привлечение иностранных инвестиций и эффективное их использование в экономике республики, определяющий основные правовые, экономические и социальные условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов; «О порядке предоставления государственных гарантий для привлечения кредитных ресурсов на нужды Чеченской Республики», нацеленный на привлечение кредитных средств для восстановления экономики и социальной сферы республики, обеспечения Чеченской Республикой гражданско-правовых обязательств юридических лиц, восстанавливающих республику; «О досудебной санации организаций, имеющих задолженность перед республиканским бюджетом Чеченской Республики», определяющий порядок и условия осуществления мер по досудебной санации организаций за счет средств республиканского бюджета Чеченской Республики в целях предотвращения их банкротства, финансовому оздоровлению должника – унитарного предприятия его учредителями, кредиторами и иными лицами. Принят Закон «О пассажирских перевозках транспортом общего пользования в Чеченской Республике». Его принятие было обусловлено тем, что ситуация на рынке услуг пассажирских перевозок нуждалась во внедрении практики и опыта организации перевозок в соседних регионах. Необходимо было создать привлекательные условия на рынке путем экономических рычагов. Закон определяет правовые основы деятельности предприятий, организаций, а также предпринимателей по организации пассажирских перевозок. Важным законом в деле строительства и развития гражданского общества в Чеченской Республике и для обеспечения обратной связи граждан государственными и муниципальными органами в работе по соблюдению прав граждан, норм федерального и республиканского законодательств является Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан в Чеченской Республике». Настоящим законом обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики права на обращения в государственные органы к должностным лицам, а также устанавливается общий порядок подачи и рассмотрения обращений в Чеченской Республике [2]. Принятие Закона «О референдуме Чеченской Республики» обеспечило право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чеченской Республики, на участие в референдуме. В соответствии с этим законом жители Чеченской Республики приняли участие 2 декабря 2007 года в Референдуме Чеченской Республики по принятию поправок в Конституцию Чеченской Республики. Другой закон, Закон Чеченской Республики «О муниципальных выборах в Чеченской Республике» позволил в 2009 году путем проведения выборов сформировать органы местного самоуправления и, завершив переходный период, признать состоявшимся процесс становления всех ветвей и уровней власти на территории Чеченской Республики. Парламентские слушания. Важнейшей частью работы парламента является осуществление контроля над исполнением законов, регламентирующих деятельность министерств и ведомств. Так, были проведены парламентские слушания по следующим направлениям: - «О состоянии и мерах улучшения работы по реабилитации жертв политических репрессий и ускорению этого процесса в Чеченской Республике»; - «Основные пути и способы решения проблемных вопросов при установлении границ муниципальных образований в Чеченской Республике»; - «О состоянии оперативно-криминогенной обстановки в Чеченской Республике и о принимаемых мерах по усилению борьбы с преступностью»; - «Об исполнении Закона Чеченской Республики «О науке, научной и научно-технической деятельности». По итогам парламентских слушаний вынесены соответствующие рекомендации. Связь с общественностью. Руководство Парламента Чеченской Республики с самого начала деятельности парламента поставило перед собой цель – достичь плодотворного сотрудничества с представителями общественности. Были проведены встречи с известными политическими деятелями, составляющими национальную интеллигенцию республики. В частности, был решен вопрос финансирования писательской организации Чеченской Республики, оказывается помощь журналистам, в том числе Союзу журналистов республики. Были инициированы и проведены круглые столы с участием депутатов и общественных деятелей по наиболее актуальным проблемам, касающимся всестороннего возрождения республики. Состоялись дискуссии и были выработаны рекомендации по следующей тематике: «О состоянии и мерах по ускоренному восстановлению нефтегазового комплекса», «О 50-летии восстановления ЧИАССР», «Молодежное предпринимательство как один из способов решения проблемы безработицы в Чеченской Республике», «Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения». Всестороннее содействие восстановлению и укреплению лучших национальных традиций определено как приоритетное направление в деятельности парламента. Наделение полномочиями Президента Чеченской Республики. 2 марта 2007 года Парламент Чеченской Республики на совместном заседании обеих палат наделил полномочиями Президента Чеченской Республики Кадырова Рамзана Ахматовича. Учитывая значительные заслуги Р.А. Кадырова в процессе восстановления республики, парламентарии единогласно поддержали его кандидатуру, предложенную Президентом Российской Федерации. Это знаменательное политическое событие, прошедшее в строгом соответствии с федеральным законодательством, способствовало дальнейшей консолидации чеченского общества и подтвердило его приверженность курсу первого Президента ЧР Ахмат-Хаджи Кадырова. Парламентские комиссии. Для решения наиболее актуальных и сложных проблем в Парламенте Чеченской Республики 1-го созыва были созданы ряд комиссий по: розыску без вести пропавших; по вопросам выплаты компенсаций; осуществлению контроля за строительством и восстановлением экономики и социальной сферы Чеченской Республики; рассмотрению трагических событий в ЧР 1991-2000 гг.; взаимодействию с федеральными силовыми структурами; борьбе с коррупцией; комиссия по примирению. Особое внимание уделяется вопросу поиска похищенных граждан. В этом направлении создан необходимый документальный материал, принято Обращение к Президенту Российской Федерации о создании межведомственной комиссии по поиску похищенных граждан, направлено письмо Генеральному прокурору Российской Федерации о создании специальной оперативно-следственной группы по поиску похищенных граждан. Обращения Парламента Чеченской Республики. Парламентом Чеченской Республики 1-го созыва принято множество обращений к Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Среди них о: недопустимости чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов; необходимости выдачи жилищных сертификатов жителям Чеченской Республики, утратившим жилье; необходимости адекватного представительства республик в федеральных органах власти; необходимости проведения в стране Спартакиады народов России, Фестивалей искусств народов России и других мероприятий, призванных укрепить межнациональное согласие в стране. Работа с населением. В течение всего периода деятельности Парламента Чеченской Республики 1-го созыва наряду с рассмотрением и принятием законов проводилась активная работа с населением. В адрес Парламента за отчетный период письменно и устно обратились более 25 тысяч человек. Основные темы обращений – выплата компенсаций по потере жилья, трудоустройство и восстановление на работе, задолженность по заработной плате, улучшение жилищных условий, защита иных конституционных прав граждан. По всем этим обращениям были приняты конкретные меры, содействующие решению поднятых в них вопросов. В процессе содействия решению социальных проблем, а также дальнейшей консолидации общества Парламентом Чеченской Республики налажены конструктивные взаимоотношения со всеми ветвями власти. Участие в республиканских мероприятиях. Парламентарии принимают активное участие во всех значимых общественно-политических мероприятиях, проводившихся в республике. Наиб\олее важным среди них был съезд Ассамблеи народов Чеченской Республики, который был инициирован Председателем Народного Собрания Парламента Чеченской Республики Д.Б. Абдурахмановым. На нем присутствовало около 250 делегатов, а также представители федерального центра и ассамблеи народов из субъектов Российской Федерации. Итогом работы съезда явилось обращение к народам России, к Президенту Российской Федерации с призывом укреплять единство российских народов, не допускать конфликтов на национальной и религиозной почве. Деятельность Парламента за пределами республики. Важнейшим итогом деятельности Парламента Чеченской Республики за прошедший период стало его признание на региональном, федеральном и международном уровнях, о чем говорят официальные встречи, прошедшие в Махачкале, Ставрополе, Нальчике, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Волгограде, Москве, Париже, Индии. Участие Северо-Кавказской парламентской ассоциации Парламент Чеченской Республики получил мандат члена данного регионального сообщества. Состоялись встречи с руководителями законодательных (представительных) органов власти республик и краев Северного Кавказа, установление добрососедских отношений. Так, подписаны Соглашения о сотрудничестве между Парламентом Чеченской Республики с Законодательными Собраниями Челябинской области, Свердловской области; Народным Хуралом (парламентом) Республики Калмыкия. Были организованы встречи депутатов Парламента Чеченской Республики с законодателями Краснодарского края, Астраханской области, Республики Дагестан и т.д. Делегация Чеченской Республики во главе с Председателем Народного Собрания Парламента Чеченской Республики Д.Б. Абдурахмановым приняла участие в заседании Президиума Ассамблеи народов Российской Федерации в Москве. На этой встрече первый Президент ЧР Ахмат-Хаджи Кадыров был посмертно удостоен золотой медали «Ассамблея народов России» за большой вклад в процесс укрепления российской государственности и развития межнациональных связей. По итогам деятельности Парламента Чеченской Республики есть основания утверждать, что на международном уровне достигнуто признание необратимости позитивных политических процессов, происходящих в республике. Признание Чеченской Республики как полноправного субъекта Российской Федерации стало обязательным условием при проведении официальных встреч, заседаний и любых мероприятий, касающихся республики. Это подтвердилось, в частности, участием Председателя Парламента Чеченской Республики Д.Б. Абдурахманова в заседании специальной подкомиссии ПАСЕ в Париже, где обсуждался вопрос об организации круглого стола по политической ситуации в Чеченской Республике, а также визитами в Грозный Верховного Комиссара ООН Луизы Арбур в феврале 2006 года и Верховного комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Роблеса и сменившего его Томаса Хамерберга. Луизой Арбур была выражена особая благодарность руководству Парламента Чеченской Республики за работу по обеспечению прав человека, в том числе по розыску без вести пропавших, а также за принятие закона «Об Уполномоченном по правам человека». Становление законодательной базы Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации позади, и перед новым составом депутатов на первый план вышли вопросы социального и экономического развития, возрождения промышленного и сельскохозяйственного производства.
Список литературы: 1. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 2. Иналкаева К.С. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: Автореферерат канд. юрид. наук. – М., 2013 3. Иналкаева К.С. Государственно-правовые признаки Чеченской Республики (научная статья) печатная Вестник Академии наук Чеченской Республики: научно-теоретический журнал. – ГУП «Книжное издательство», Грозный -2009. № 2(11). УДК 159.9: 37.015.3 Кагермазова Лаура Цраевна доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии Чеченский государственный педагогический университет г. Грозный, Российская Федерация E-mail: laura07@yandex.ru
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.118 (0.012 с.) |