Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Conflict-free interpersonal communication

Поиск

IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
OF THE UNIVERSITY

Abstract. At the present stage of the development of social relations, education must be diverse, accessible and adequate to the cultural and ethnic diversity of society. It must meet the comprehensive needs of social groups and the individual needs of the individual. Due to the fact that the contingent of any educational organization has recently been quite diverse according to the national criterion, the importance of forming a multicultural space in them is increasing. This will reduce tension and conflict in society, as one of its main functions is to teach people a fundamentally new attitude to the joint life of representatives of different ethnic groups. The multicultural educational environment in the university will contribute to the formation of a tolerant attitude and the organization of effective interaction between the subjects of the educational process in conditions that allow future specialists to study cultural values, norms and models of behavior of their and other peoples, to form experience of positive inter-ethnic and intercultural interaction.

Keywords: multicultural educational environment, tolerance, intercultural interaction, inter-ethnic interaction.

 

В современном мире контингент любой образовательной организации представляет собой целый спектр разных этносов и субкультур. В таких условиях взаимовлияние культур неизбежно приводит к духовному обогащению членов общества, относящихся к разным этническим группам и нациям. Культурные различия, определяющие принадлежность человека к той или иной группе, представляют собой проявление многообразия ценностей и точек зрения. Это находит отражение в предпочтениях и отношениях людей, их стиле жизни и взглядах на мир. Они являются результатом эволюции каждого народа и его приспособления к месту проживания.

Развитие многонационального общества должно сопровождаться формированием поликультурной образовательной среды. В научной литературе нет единого мнения в отношении определения этого понятия.

По мнению педагогаИ.В. Колоколовой, поликультурная образовательная среда характеризуется открытостью, способностью оперативно реагировать на возникающие образовательные потребности социума и человека, и призвана помогать, а не только учитывать особенности студентов в их культурной идентификации, но и способствовать их более успешной адаптации к инокультурным условиям посредством образования [3, с. 126]. Исследователь А.М. Буттаева считает, что это «форма и продукт деятельности людей различных культур, совокупность условий жизнедеятельности индивида, главная детерминанта его потребностей» [2, с. 3].

Исследователь А.И. Богданова отмечает, что поликультурная образовательная среда «способствует пониманию ценностей общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры разно-культурными индивидами внутри самой среды и способствует адаптации личности к культуре посредством образования» [1, с. 115].

Поликультурная образовательная среда – это своеобразная реакция на проблемы, появившиеся в результате возросшего потока миграции населения. Она способствует успешной интеграции личности в мировую культуру, формируя при этом этническое и общенациональное самосознание индивида, умение жить вместе, понимание того, что все разные. Образовательные организации, в которых будут созданы условия для построения поликультурной образовательной среды, не только смогут решить проблемы обучения и адаптации мигрантов, но и обогатят культуру принимающего населения, изменят уклад жизни на более современный.

Основная функция поликультурной образовательной среды в вузе заключается в формировании толерантного отношения и эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Она позволяет будущим специалистам изучить культурные ценности, нормы и образцы поведения своего и других народов, приобрести опыт позитивного межэтнического и межкультурного взаимодействия.

Методы формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у молодежи должны быть ориентированы на подготовку к межкультурному взаимодействию. Они должны включать в себя систему ситуаций и упражнений межнационального общения, выбор техник, соответствующих каждому этапу межкультурного процесса, разработку системы контроля за уровнем сформированности этнокультурных знаний и умений. При этом должны быть определены нормативно-правовые механизмы, детерминанты, условия формирования этноориентированной личности, подготовки ее к жизни в поликультурном обществе, к конструктивным межнациональным отношениям.

Для использования элементов поликультурного образования в программу обучения студентов-конфликтологов нами была введена дисциплина «Толерантное поведение в современном мире». Целью дисциплины является повышение общей и личностной культуры, формирование толерантного сознания и установок толерантного отношения, умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, учиться и адекватно оценивать свои возможности, находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей в поликультурной среде вуза.

В ходе изучения данной дисциплины используются различные формы интерактивного обучения:

· мультимедиа-лекции с элементами дискуссии;

· индивидуальные и групповые творческие задания;

· деловые игры;

· подготовка сообщений.

Для дискуссионного обсуждения студентам предлагаются следующие темы:

· «Представления о толерантности в мировой культуре».

· «Активная и пассивная толерантность: Ваш выбор».

· «Толерантность как культурная норма и моральная ценность».

· «Исторические предпосылки возникновения толерантности».

· «Отличие научного и бытового понимания толерантности».

· «Толерантность в эпоху глобализации».

· «Толерантность в зарубежных и отечественных исследованиях».

· «Этническая составляющая толерантности».

На лекционных и семинарских занятиях могут проводиться «Пятиминутки этнотолерантности», целью которых является формирование толерантного и уважительного отношения к одногруппникам, ознакомление молодых людей со способами нахождения компромисса в решении конфликтных противоречий, развитие навыков предупреждения конфликтов. «Пятиминутки этнотолерантности» – это короткие, регулярные беседы на волнующие студентов темы:

• «Что такое толерантность?»;

• «Черты характера толерантного человека»;

• «Мы выбираем толерантность»;

• «Быть современным – быть толерантным!»;

• «Почему в нашей жизни трудно быть толерантным?».

«Говорящие стены» – это еще одна форма работы по формированию толерантности. В образовательных организациях есть места, мимо которых много раз в день проходят студенты. На этих местах могут быть размещены регулярно обновляемые экспозиции из пословиц, афоризмов, по вопросам терпимого отношения друг к другу, предупреждения конфликтов. Высказывания создают эффект установки, направленной на развитие потребности в толерантности и бесконфликтном поведении.

На семинарских занятиях могут быть организованы дебаты на тему: «Обратная сторона толерантности (геноцид, расизм, ксенофобия)». Они представляют собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу необходимости толерантного отношения друг к другу, предупреждения конфликтов, пытаясь убедить жюри в своей правоте.

Также в рамках дисциплины «Толерантное поведение в современном мире» может быть проведено упражнение «Дерево интолерантности». На большом плакате схематично изображается дерево, а студентам дается задание разместить на составных частях дерева стикеры с записями:

- на корнях – причины интолерантного поведения и отношения;

- на стволе – проявления интолерантности;

- на месте плодов – последствия проявления интолерантности.

В процессе выполнения данного задания молодые люди знакомятся с помощью тезауруса с различными проявлениями интолерантности: шовинизмом, национализмом, апартеидом, геноцидом, дискриминацией и т.д. Для выполнения задания используется раздаточный материал, который содержит определения понятий из различных словарей.

Современное общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, и особенно у молодежи, сформировалось мышление открытого типа, появился интерес к диалогу между представителями разных мировоззрений, политических и культурных предпочтений, к устранению предубеждения друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества.

 

Список литературы:

1. Богданова, А.И. Поликультурная образовательная среда /
А.И. Богданова // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 113–115.

2. Буттаева, А.М. Специфика духовного бытия человека в условиях поликультурной среды: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / Буттаева Асият Магомедовна. – Махачкала, 2003. – 162 с.

3. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом (сравнительный анализ): учебное пособие / А.Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 153 с.

 

 


УДК 37.022



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.007 с.)