N. S. Leskov. Life and philosophical VIews 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

N. S. Leskov. Life and philosophical VIews



Abstrsct. Assessing his past, N.S. Leskov writes: "I wandered and turned back, and became myself - what I am. Much of what I wrote is really unpleasant to me, but there is no lie anywhere - I was always direct and sincere everywhere... I was simply mistaken - not he understood, sometimes he obeyed the influence... "He saw his big mistake in that he wanted to" stop the stormy impulse ", which he, wise by experience, already seemed to be a" natural phenomenon ".

Key words: genre innovations, views, philosophy, repentance.

Лесков Николай Семенович, русский писатель, родился 4 (16) февраля 1831, в сельце Горохово Орловского уезда Орловской губернии – умер 21 февраля (5 марта) 1895 в Петербурге.Он родился в семье заседателя Орловской городской уголовной палаты. Лесков очень гордился тем, что его дед был священником. Его отец получил дворянский титул, купил поместье в Кромском уезде и вывез туда свою семью.

Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников. В 1841 он поступил в Орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда.

В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни «в самых глухих захолустьях», что давало «обилие впечатлений и запас бытовых сведений», нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете «Современная медицина», в петербургских журналах «Отечественные записки» и «Указатель экономический» (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов.

С переездом в Петербург в 1861 началась интенсивная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом [3].

С января 1864 начал печататься роман Лескова «Некуда», окончательно подорвавший репутацию писателя в левых кругах. Современники восприняли роман как клевету на «молодое поколение», хотя, помимо «шальных шавок» нигилизма, писатель нарисовал и искренно преданных социализму молодых людей, поставив их в ряду лучших героев романа (в основном – сторонников постепенного реформирования страны). Главная мысль Лескова – бесперспективность революции в России и опасность неоправданных социальных жертв – провоцировала неприятие романа в 1860-е гг. Лесков был объявлен «шпионом», написавшим «Некуда» по заказу III Отделения.

Поворотным событием в судьбе Лескова стала хроника «Соборяне» (1872), продемонстрировавшая даже предубежденным читателям масштаб его художественного дарования.

Начиная с 1860-х гг. и до последних дней Лесков много писал о религиозной жизни русского общества. Он входил в мир старообрядцев и сектантов, личностно принимая пафос поиска истинной веры. К 1880-м гг. в его взглядах обозначился интерес к протестантизму и разрыв с православием («у нас византиизм, а не христианство»), что привело в итоге к проповеди внеконфессионального христианства и сближению с толстовством.

До конца дней Лесков оставался художником-экспериментатором. Жанровое новации – новеллы-анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, «рассказы кстати» – предполагали и стилистическое разнообразие. Лесков был блестящим стилизатором, имитировавшим язык 18 в. (цикл рассказов «Заметки неизвестного»,1884), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз», 1894), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза», 1887), умевшим писать и изысканно просто (рассказ «Под Рождество обидели», 1890) [2].

В конце своего жизненного пути Николай Семенович Лесков (1831-1895) писал: "Я вижу яркий маяк и знаю, чего держаться". Это признание было поистине выстрадано писателем, прожившим сложную жизнь, полную тревог и ошибок, исканий и потерь. 

В ряду великих русских писателей Лесков прочно занял достойное место и как талантливый мастер, создавший глубокие и оригинальные художественные произведения, и как мыслитель, который в своих художественных и публицистических произведениях высказал социально значимые философско-нравственные идеи о мире и человеке.

Актуальность изучения социально-философских взглядов Лескова определяется и тем, что современная Россия, пережившая в начале двадцать первого века резкую смену общественной и духовной жизни, войдя в эпоху радикальных преобразований, нуждается в более глубоком осмыслении духовных национальных и общечеловеческих ценностей, нравственного смысла жизни. Способствовать этому процессу призвана не только русская философия XI- XX века, но и великая русская литература, оставившая нам богатое социально-философское наследие.

Создавая неповторимые художественные образы, Лескова рассматривает особенности религиозного сознания русского народа через категории добра и зла, а также исследует основы его духовно-нравственной культуры.

Литературно-критические и социально-философские исследования, посвященные творчеству Лескова, с момента выхода в печать его первых произведений, отличались исключительным разнообразием оценок: от полного отрицания до восторженных отзывов. Так, первая бурная полемика о творчестве Лескова возникла по поводу романов "Некуда"(1864) и "На ножах"(1870), известных в историко-литературной мысли XIX века как антинигилистические романы.

Перелом во взглядах на Лескова наметился, когда прозвучал отзыв Л.Н. Толстого: "Это самобытный писатель... С оригинальным умом и большим запасом самых разнообразных познаний", что "глубокое требование нравственного совершенства побуждало его к созданию идеальных типов" [1].

Творчество Лескова нашло отклик в русской философской мысли конца XIX - начала XX в. Так, представитель евразийского направления в русской философии П.П. Сувчинский увидел в Лескове глубочайшего мыслителя, "самого мудрого русского писателя", провидца, "творческие откровения" которого являются "пророческим знамением "глухой поры".

Особенности идейно-нравственной проблематики в творчестве Лескова отмечает Б.Я. Бухштаб, определенно подчеркивая философскую основу авторской мысли.

В "служении царству мысли" видит основную миссию Лескова В.В. Основин, который в качестве причины его "разлада с церковностью" называет "противоречие... между верой (Лесков верит "в великое значение церкви") человека во что-то высокое и... отсутствием образца или "духа", который бы "приличествовал обществу, носящему Христово имя".Со своей стороны, В.Ю. Троицкий отмечает истинный патриотизм и веру Лескова в то, что будущее принадлежит добру и справедливости.

Таким образом, хотя лескововедение в целом сегодня представляет довольно стройную теоретическую систему, которая определяет Лескова как художника слова, как мастера "словоделья", отличающегося глубиной познания народной жизни, самобытностью жизненных позиций, социально - философские взгляды писателя еще четко не определены, так же как глубоко не исследованы и философско - религиозные основы его творчества.

Итак, социально - философские воззрения Лескова еще не были предметом специального историко-научного исследования. Таким образом, теоретическая неразработанность и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования, его предмет: социально - философские воззрения Н. С. Лескова и религиозно - философское сознание Лескова.

Социально - философские воззрения Лесковавыступают не в виде традиционной системы категорий или отвлеченных понятий, а как важнейшая сторона художественного освоения мира. Сам путь формирования философского видения мира и человека в творчестве Лескова в известной степени воспроизводит наиболее существенные особенности отражения философских проблем в русской литературе XIX века. С одной стороны, великие русские писатели в своем творчестве ставили острейшие социально-философские проблемы общественного развития, обнаруживая постоянное стремление к философскому осмыслению мира, сущности человека и природы самой творческой деятельности. С другой - социально-философские идеи большинства русских писателей были органической частью духовного мира изображаемых героев, интеллектуальная жизнь которых была насыщена и философскими представлениями. Кроме того, следует подчеркнуть, что, как правило, философская мысль в глазах великих русских писателей представляла ценность не сама по себе, но как форма и основание изменяющегося человека [1].

Теоретическое обоснования самой возможности исследования философских идей, выраженных в художественных произведениях, получило развитие в 80-х годах XX века и охарактеризовано рядом исследователей как "методологическая агрессия литературоведения в другие сферы знания".

Специфика исследования идей Н.С.Лескова проявляется, прежде всего, в том, что наиболее значимая часть этих идей воплощена в виде соответствующего кода в определенном сюжете и языковых формах художественной образности.

Ведь не случайно Н.Бердяев писал, что «противоречия русского бытия всегда находили себе отражения в русской литературе и русской философии».

Ведь в литературу Н.С.Лесков вошел вне движений, вне течений, как вспоминал сам, случайно. Так «совершенно оригинальным явлением» он и остался навсегда: не западником, не славянофилом, не передовым, не консерватором. Лесков видел нелепость своего «банковского и машинного» времени, чувствовал нивелировку личности. Он не видел с собой рядом новых людей, а видел легкомысленных ничтожных людишек, прикрывающих фразой свое убожество, душевные изъяны и неспособность к путному делу. К таким нигилистам он не скрывал своей неприязни. Ему до боли было жаль уходящего. Там были яркие, колоритные личности, сильные в своей цельности: «Там русский дух, там Русью пахнет…» [3].

В данной работе представлено исследование, посвященное духовно-религиозным аспектам художественного творчества Н.С. Лескова. Большое значение наряду с романами писателя придается его «малым» произведениям и наброскам, до сих пор практически не исследованным, но имеющим принципиальное значение при изучении представлений Н.С.Лескова о смысле человеческого бытия, о высшей жизненной правде. В сознании отечественного читателя сложился образ Лескова-бунтаря.

Размышляя о праведничестве и праведниках, несомненно стоит обратиться к Ветхому Завету, откуда узнаем, что история праведничества начинается с первого человека Адама (в раю и после искупления грехопадения), его сына Авеля, продолжается Авраамом, Ноем, Лотом, многочисленными пророками, Симеоном-Богоприимцем, праведными Иоакимом и Анной (родителями Богородицы), праведным Иосифом (обручником Девы Марии), переходит в Новый Завет, в котором раскрывается первообраз праведника – Богочеловек Иисус Христос (хотя, впрочем, уже в ветхозаветное время царь и пророк Давид постоянно в своих псалмах обращался к Богу как Праведнику.

Для достижения обозначенной цели необходимо осознание смысла и духа библейских текстов, с одной стороны, и лесковских произведений, с другой.

Так, в работе В. Хализева и О. Майоровой «Лесковская концепция праведничества» из сборника «В мире Лескова» дается ряд важных характеристик типа праведника (смирение, внешняя незаметность, самоотверженность, жертвенное служение ближним, веротерпимость, причастность христианской нравственности и национальным традициям и т. д.), подчеркивается своеобразие лесковских праведников на фоне русских подвижников благочестия средневековья (полемическая направленность «житий» Лескова по отношению к идее нравственного усовершенствования и личного спасения души путем аскезы, удаления от мира, созерцательной молитвы и борьбы с собственной греховностью). Следует особенно подчеркнуть тот факт, что Хализев и Майрова не только замечают выделение Лесковым праведников из общей массы положительных героев литературы XIX века, но и обозначают определенное противопоставление лесковского типа праведника «героям времени» других писателей (Печорин Лермонтова и т. п.) [2].

Специально о значении слова-термина «праведник» размышлял исследователь творчества Лескова А. А. Горелов. Он настаивает на существовании отличия праведничества от «положительности изображаемого человеческого характера как таковой»: «Слово «праведник» связано с фактическим обретением литературными персонажами «правды», понимаемой как истина жизни не только ими самими, но и писателем. Вне этого морально-философского толкования мы останемся лицом к лицу с фигурально-расширительным словоупотреблением...».

Не случайна и обращенность Н.С.Лескова к библейской символике, к текстам Священного Писания. Через такую обращенность события как бы соотносятся с незыблемыми нравственными нормами человеческого бытия, выходят за пределы исторических координат, обретают черты пророческих предостережений.

И, наконец, тема покаяния. Покаяния, как условия духовного и нравственного совершенства, покаяния, как средства очищения и освобождения от греха не только личного, но и общественного. Но добро и зло есть категории нравственные, они принадлежат внутреннему миру человека, обнаруживаясь вовне через те или иные поступки. Не являются ли в таком случае бедствия, царящие в мире, результатом внутренней болезни человечества?

С точки зрения русского писателя Н.С.Лескова драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни. Лесков считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви полней и точней всего развернут в заповедях Христа. Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл человек должен перестать делать зло, совершать насилие. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Н.С.Лескова.

Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Лесков шёл к пониманию общественной сущности личности, к пониманию смысла человеческого бытия. Он человеческое в человеке считал природным, а природу человека, как первичную и неизменную, ставил выше всех общественных форм, приходных и переменных.

В произведениях Н.С.Лескова центральной является проблема духовного становления нравственно полноценной личности, диалектика этого становления, история внутреннего формирования, чаще всего искателя истины, переживающего мучительную борьбу со своими предрассудками, смутно ищущего свой нравственный идеал в среде народа. Лескова интересует, как уже указывалось в критике, преобладание эгоистических или альтруистических начал в переживаниях и поведении персонажа. Он вскрывает его положительные влечения, которые пробиваются и даже активно реализуются, несмотря на препятствующие им развращённость, эгоистическую настроенность, тщеславие и преувеличенное сластолюбие.

По мнению Лескова, человек находится в разногласии, разладе с самим собой. В нем как бы живут два человека – внутренний и внешний, из которых первый недоволен тем, что делает второй, а второй не делает того, чего хочет первый. Эта противоречивость обнаруживается в разных людях с разной степенью остроты, но она присуща им всем. Противоречивый в себе человек обречен на то, чтобы страдать, быть недовольным собой. Человек постоянно стремится преодолеть себя, стать другим. Чем выше поднимается человек в своих мирских занятиях и увлечениях, чем несметней богатства, глубже познания, тем сильнее душевное беспокойство, недовольство и страдания. Ошибочной является сама установка придать человеческой жизни смысл путем изменения ее внешних форм.

В последний период творчества Н.С. Лесков стремился к более четкому определению своих общественных позиций. Он увлечен некоторыми сторонами "толстовства". "В размышлениях своих о душе человеческой и о боге я укрепился в том же направлении, что и Лев Николаевич Толстой. Он стал мне еще более близким единоверцем", - пишет Лесков в 1891 году.

Сам Н. С. Лесков скромно оценивал свое место в истории русской литературы: "Мне кажется, что я в литературе занимаю такое место, какое занимал когда-то актер Зубров в труппе. Я - некоторая пригодность, - и только".

Время внесло свои коррективы в эту оценку. Такие произведения Лескова, как "Соборяне", "Леди Макбет Мценского уезда", "Левша", "Тупейный художник", "Запечатленный ангел", "Очарованный странник", выдержали проверку временем. Автор их занял достойное место среди классиков русской литературы.

Список литературы:

1. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова по его личным семейным и несемейным записям и памятям /А.Н. Лесков. – М.: изд-во: «Художественная литература», 2003. - 464.

2. Бухштаб Б.Я. В мире Н.С.Лескова /Б.Я. Бухштаб, И.В.Старыгина – М., 1998.

3. Хализев В. Лесковская концепция праведничества / В. Халзиев, О. Майорова. – М., 1996.

 

УДК 94 (4+7)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.018 с.)