The success factor of primary school edication 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The success factor of primary school edication



Abstract. The article is justified by the need for a more in-depth study of personal characteristics of the student, which will help in overcoming difficulties and successful mastery of the school program.

Keywords: success of training, adequate development, factors of formation of adequate self-esteem, success.

 

Даже если ребенок пришел в школу с большим интересом и рвением, у него уже в первые месяцы учебы может потеряться любознательность, «погаснуть» учебные мотивы в случае, если они не почувствовали своего успеха или им не комфортно на уроках. 

Уже с начального этапа обучения педагогам необходимо формировать в ребенке способность адекватно относиться к своим знаниям, оценивать свои действия и поступки, свои личностные качества, что важно для успешной реализации его психологического потенциала.

В данной статье определяется проблема, заключающаяся в формировании адекватной самооценки детей младшего школьного возраста как важнейшего условия их успешности в обучении.

В научной литературе выделено два основных направления в рассмотрении понятия «успешность обучения».

В первом направлении понятие «успешность обучения» рассматривается как особое эмоциональное состояние ученика, заключающееся в его личном отношении (переживании) к выполняемой деятельности или ее результатам.

Во втором направлении успешность обучения рассматривается с точки зрения результативности и эффективности обучения.

Изучением данной проблемы занимались специалисты разных отраслей педагогической науки. Дидактиков, например, интересовала проблема педагогических условий, особенностей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы способствовать преодолению неуспеваемости. В психологической науке в центр внимания становятся вопросы, связанные с изучением тех личностных особенностей учащихся, которые проявляются в обучении и влияют на их успешность в учебной деятельности. Также внимание направлено и на изучение психологического своеобразия самого учебного процесса.

По мнению Гельмонта А.М., длительная неуспеваемость сказывается на психическом состоянии ученика. [1, с.11]

Самохваловой В.И. выделено три признака, которые являются базой, определяющей индивидуально-личностные различия учащихся:

1. отношение к учебной деятельности;

2. организационный момент в процессе обучения;

3. освоение и усвоение теоретических знаний и практических навыков. [2, с.71]

Волокитина М.Н. акцентирует внимание на отношении учащихся к учебе, считая, что учащиеся, у которых хорошо развито чувство ученического долга, трудности в учебной деятельности компенсируют прилежным отношением к ней; а ученики, формально относящиеся к учебе, убеждены в том, что не смогут осилить имеющиеся у них проблемы. [3, с.420]

Теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориентации как специфическую потребность и мотив учебной деятельности ученика выделяет в своей концепции развивающего обучения В.В. Давыдов. Он считает, что учебная задача вводит ученика в ситуацию, которая требует от него ориентации на содержательно общий способ ее разрешения, рассмотрения задачи во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Значимым компонентом учебной деятельности В.В. Давыдов выделяет систему особых действий по решению задач:

1) необходимо преобразовать ситуацию, чтобы обнаружить всеобщие отношения рассматриваемой системы;

2) смоделировать выделенные отношения в форме графического и знакового изображения;

3) преобразовать модель отношений для того, чтобы изучить его свойства в «чистом виде»;

4) выделить и построить серию частных задач конкретно-практического характера, которые решаются общим способом;

5) контролировать выполнение действий, которые имели место на предыдущем этапе;

6) оценить усвоение детьми общего способа, ориентируясь на результат решения данной учебной задачи. [4, с.112]

Эльконину Д.П. принадлежит выдвижение общей гипотезы о том, каково строение учебной деятельности, и как она влияет на психическое развитии ребенка. Эльконин Д.П. говорит о двух типах ведущей деятельности, связанных с различными системами отношений - системой «ребенок- общественный предмет» и системой «ребенок-взрослый». В процессе реализации этих видов деятельности происходит усвоение целей, мотивов деятельности, норм взаимоотношений между людьми. Учебную деятельность относят к той группе деятельностей, в которой усваиваются выработанные способы действий относительно предметов и образцов, которые выделяют в предметах различные стороны. Специфика учебной деятельности заключается в том, что в результате учебных действий изменяет сам обучающийся; а содержанием данной деятельности является овладение способами действий, имеющих обобщенный характер, в рамках оперирования научными понятиями. Материал, усваиваемый в процессе учебной деятельности, и его содержание - это внешняя, независимая от обучающего и обучаемого форма объективной действительности, влияние которой сказывается на психическом развитии ученика. В рамках учебной деятельности стоит вычленить структурные составляющие в виде учебной задачи, учебных действий и операций, учебных действий контроля и оценивания. [5, с. 320]

Добрынин Н.Ф. в своих работах показал, что те знания, которые ребенок получает в школе и их ценность и значение постепенно становятся личной ценностью учащегося, личностно значимым багажом ребенка, который способен удовлетворить его потребности, интересы и убеждения. Таким образом приобретенные знания становятся наиболее действенными для учащегося. Учащиеся готовы к более полной оценке знаний, получаемых в учебном процессе, если процесс обучения является адекватно организованным, свободным от формальных рамок; в этом случае знания являются способом участия ребенка в жизни общества. В своих исследованиях Добрынин Н.Ф. пришел к выводу, что успешное усвоение знаний и положительный интерес к ним возникает в случае, если детьми осознается объективная значимость ЗУН (знаний, умений и навыков), и им совершенно ясна их ценность. [6, с.120] 

Таким образом, результаты проведенных исследований психологических проблем успешности обучения показывают, что предложены различные пути их решения. Однако остается много вопросов, связанных с причинами, обуславливающими трудности в учении. В этой связи представляется необходимым более углубленное изучение особенностей личности школьника, которые помогают устранить трудности и успешно овладеть школьной программой.

Особого анализа требует понятие «обучаемость», основным показателем которого является «темп продвижения». С возрастом умственные возможности качественно изменяются. Каждый ученик по-своему усваивает один и тот же материал, и это означает, что уровень развития и своеобразие способностей ребенка определяют, какие педагогические усилия необходимо приложить для получения эффективного результата. Несмотря на всю сложность установления причины учебных трудностей и неуспехов, этот процесс необходим. Дети постоянно развиваются, меняются, как личности, и это нужно учитывать. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения - это осознание учащимися своей успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. От уверенности учащегося младших классов в том, что он способен усвоить школьные предметы, зависит его отношение к себе и вера в свои интеллектуальные возможности. [7, с.62]

В своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с различными негативными эмоциональными реакциями учеников, связанными с оценкой, замечаниями, требованиями по поводу учебной работы. В некоторых случаях учителю не понятен источник этих реакций. Установить причины таких реакций важно, т.к. они, с одной стороны, показатель неблагополучия в воспитании ребенка, с другой стороны, они влияют на формирование отношения ребенка к учению, к школе, к учителю; а также от эмоционального благополучия зависят взгляды, интересы и многие другие качества личности ребенка.

 Именно адекватная позитивная самооценка вместе с учебными успехами формирует отношение к школьной жизни и к учебе в целом, способствует развитию интересов, жизненной позиции.

С первых же дней школьной жизни ребенку приходится решать целый ряд сложных, серьезных задач: успешно овладеть учебным материалом, освоить нормы поведения в школе и руководствоваться ими, адаптироваться к новым условиям умственного труда и режима и новым социальным условиям – субъектам педагогического процесса. Первостепенная роль в помощи ребенку принадлежит учителю, который может научить школьника адекватно оценивать свою деятельность, чтобы успешно справляться со своими неудачами.

Список литературы

1. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004.- 115 с.

2. Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала // Возрастные и индивидуальные различия памяти. – М.: Просвещение, 1997. – 431 с.

3. Волокитина М.Н.. Неуспеваемость школьников / - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004. - 534 с.

4. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования [Текст] / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 1991. № 6

5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /– 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

6. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: курс лекции / Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан, Н.В. Лаврова. – М.: Просвещение, 1995. – 296 с.

7. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. - М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. – 512 с.

 

 


УДК 342.92

Бероева Залина Максимовна,

Кандидат экономических наук, доцент,

Ингушский государственный университет,

г. Магас, РФ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.003 с.)