Нарушение звукопроизношения как наиболее распространенный недостаток развития речи 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение звукопроизношения как наиболее распространенный недостаток развития речи



Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема нарушения звукопроизношения как наиболее распространенный недостаток развития речи. Обобщен материал для практической работы логопедов дошкольных и школьных учреждений. Обоснована необходимость обязательной логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

Ключевые слова: нарушение звукопроизношения, дислалия, фонематические процессы, обследование.

Chykarina Irina Nikolaevna

assistant of the department of defectology

and psychological correction

Luhansk Taras Shevchenko national university

Luhansk, LPR

chykarinairina@mail.ru

VIOLATION OF SOUND AS THE MOST COMMON LACK

OF SPEECH DEVELOPMENT

Abstract. This article deals with the problem of sound pronunciation disorders as the most common lack of speech development. The material for practical work of speech therapists of preschool and school institutions is generalized. The necessity of mandatory speech therapy for the correction of sound pronunciation.

Keywords: violation of sound pronunciation, dyslalia, phonemic processes, examination.

 

Своевременное овладение речью - основа умственного развития ребенка, залог его полноценного общения с окружающими людьми.

Различные отклонения речевого развития негативно сказываются на восприятии речи, высказывании собственных мыслей, в дальнейшем на овладении знаниями и формировании личности ребенка.

Наиболее распространенным недостатком речевого развития у детей является неправильное произношение отдельных звуков.

Недостатки звукопроизношения с возможными проявлениями недоразвития фонематического восприятия наиболее распространены у детей дошкольного возраста и младших школьников. Если такие недостатки не связаны с нарушениями слуха, интеллектуального развития, нарушением двигательных функций, с тяжелым недоразвитием у ребенка лексической и грамматической систем, их определяют как дислалию. Иногда это дефекты произношения звуков одной артикуляционной группы (р, р' или с, с', з, з' - мономорфная дислалия), иногда - двух и более артикуляционных групп (р, р' и с, с', з, з' - полиморфная дислалия).

Недостатки звукопроизношения у детей могут осложняться различными проявлениями фонематического недоразвития, а это сказывается в дальнейшем на общем речевом развитии и успеваемости по языку.

Выделяют три группы детей с дислалией. К первой группе относят детей, у которых имеются лишь дефекты звукопроизношения (фонетические дефекты). Они часто бывают обусловлены временным недоразвитием дифференцировок артикуляционных движений и положений органов речи. Ко второй относят детей, у которых нарушения звукопроизношения осложняются недоразвитием фонематических процессов (фонетико-фонематические дефекты). Дети этой группы путают и заменяют звуки. К третьим относят детей, у которых дефекты звукопроизношения и звуковосприятия сочетаются со вторичным недоразвитием лексической и грамматической систем.

Характерными для дислалии является замена одного звука другими, смешение их, искаженное произношение и отсутствие (пропуск) звука.

Замена и смешение звуков обусловлены затруднениями в формировании артикуляционных и фонематических дифференцировок.

Среди замен выделяют устойчивые, когда определенный звук во всех случаях постоянно заменяется другим. Например, звук р во всех позициях заменяется звуком л (лыба, волона вместо рыба, ворона). Нестойкие замены характеризуются тем, что один и тот же звук заменяется несколькими звуками. Например, звук р в одних словах заменяется звуком л, в других - л', й или в (звеньев, тлява, тйава, виба вместо утро, трава, рыба). Смешение проявляется во взаимозамене звуков (лыба, мороко - рыба, молоко).

Искаженное произношение звуков (горловое произнесение р, межзубные свистящие) является следствием неправильных движений и положений органов артикуляции. Например, вибрация, которая характерна для создания звука р, осуществляется не кончиком языка, а мягким небом.

Дислалию не следует путать с возрастными особенностями речи, когда ребенок еще не научился произносить определенный звук, заменяя более сложные по артикуляции согласные более простыми. Возрастные особенности речи исчезают к пяти годам. Логопедическую работу с дошкольниками, которые имеют недостатки звукопроизношения, но усвоили грамматический строй речи и имеют достаточный для своего возраста словарный запас, можно начинать с пяти лет.

В ходе диагностики в случаях, когда у ребенка нарушено произношение звуков двух и более групп, и одновременно отмечается недоразвитие фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, необходимо изучить историю общего и речевого развития ребенка.

Чтобы выяснить нужные данные, в ходе беседы с родителями выясняются следующие моменты. Например, уточняя основные этапы доречевого и речевого развития, можно спросить у родителей, когда ребенок начал прислушиваться к речи матери и отвечать ей звуками, повторять несколько слогов, «разговаривать» с собой или с собеседником.

Выясняется, когда ребенок начал реагировать на вопросы типа: «Где тик-так? Где глаза (носик, мяч)?», и когда сам начал пользоваться отдельными словами, чтобы выразить свое желание, удовольствие. Хорошо, если родители вспомнят слова, которые употреблял ребенок в конце первого года жизни.

Определяется также развитие речи на втором и третьем году жизни. Необходимо обратить внимание на то, как понимали речь ребенка окружающие люди, как ребенок понимал речь окружающих и выполнял простые просьбы.

В случае необходимости логопед собирает дополнительный материал об истории развития ребенка из медицинской карты. Данные о строении и подвижности артикуляционного аппарата логопед может установить самостоятельно. Данные о подвижности артикуляционного аппарата получают с помощью различных упражнений, которые выполняет ребенок по заданию логопеда.

Если ребенок имеет нарушения прикуса и зубного ряда, его необходимо направить на консультацию к ортодонту.

Для определения подвижности органов артикуляции предлагают выполнить следующие упражнения: открыть - закрыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой, положить язык на нижнюю, верхнюю губу, поднять язык к альвеолам.

Чтобы проверить умение удерживать язык в определенном положении в течение некоторого времени, предлагают такие упражнения: высунуть язык и держать его в таком положении (не касаясь зубов и губ) несколько секунд; выполнить серию движений: положить кончик языка на верхнюю губу, нижнюю, перевести кончик языка в правый, а затем левый уголок рта.

Если язык во время удержания его в определенном положении отклоняется в сторону, имеются трудности в выполнении серии движений, отмечается тремор языка и гиперсаливация, необходимо провести пробы на выявление стертой дизартрии. Эти симптомы могут быть сигналами того, что у ребенка не дислалия, а именно стертая дизартрия.

В случае недостаточного понимания обращенной речи необходимо проверить слух ребенка. Если возникло подозрение на снижение слуха, ребенка направляют на обследование к сурдологу.

Изучение состояния звукопроизношения предусматривает определение количества нарушенных звуков и характера этих нарушений.

Чтобы не допустить при этом ошибок и правильно определить состояние умения воспроизводить правильную артикуляцию, ребенку нужно дать достаточный объем речевого материала. Его подбирают так, чтобы звук был в разных позициях слова. Иногда дети могут произнести звук правильно изолированно и отраженно, но не пользуются им в речи.

Все наблюдения логопед должен записать, чтобы потом, проанализировав полученные данные, сделать вывод о состоянии звукопроизношения. Вывод о состоянии звукопроизношения должен быть полным, чтобы на его основе можно было определить основное содержание и последовательность логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

 

 

УДК 159.9         

Яхьяева А.Х.

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры специальной психологии

и дошкольной дефектологии.

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный

педагогический университет»

Исраилова М.С-А.

студентка 4 курса факультета государственного управления

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный университет»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.76.153 (0.005 с.)