Preschool against delay of mental development 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Preschool against delay of mental development



Abstract. This article reveals the vocabulary features in older preschool children with mental retardation. A quantitative analysis of the study of vocabulary in older preschool children with mental retardation is given. The necessity of corrective and developing activities with children with mental retardation is substantiated.

Keywords: vocabulary, mental retardation, research methods.

На базе исследования ГУ ЛНР «Луганский республиканский дом ребёнка» был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление особенностей словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Всего в экспериментальном исследовании принимали участие 35 человек, из них 17 человек с нормативным психическим и речевым развитием (9 девочек и 8 мальчиков) и 18 человек с задержкой психического развития (8 девочек и 10 мальчиков). Средний возраст детей – 6 лет 1 месяц.

1. Методика «Выявление употребления глаголов»

Как свидетельствуют данные эксперимента, в группе с нормальным психическим развитием высокий уровень развития лексики показали 11 детей, что составило 64,68%, а у детей с ЗПР высокого уровня не показал ни одни ребенок. Средний уровень развития в группе детей с нормой показали 6человек, что оставило 35,32%, а среди детей с ЗПР 4 ребенка имеют средний уровень, что составило 22,3%. Низкий уровень дети с нормой не показали, а среди детей с ЗПР 14 человек имеют низкий уровень, что составило 77,7%.

Таким образом, были выявлены существенные различия уровней развития глагольной лексики у детей с нормативным развитием и у детей с ЗПР. У детей с нормативным развитием преобладал высокий уровень – 64,68%, в отличие от детей с ЗПР, где преобладал низкий уровень – 77,7%.

2. Методика «Изучение пассивного словарного запаса детей»

Методика направлена на выявление уровня понимания ребенком смысловых оттенков значений глаголов. Как свидетельствуют данные эксперимента, в группе с нормальным развитием высокий уровень показали 14 детей, что составило 82,32%, а у детей с ЗПР - 2 детей, что составило 11,1%. Средний уровень - у 3 детей с нормой, что составило 17,68%, а у детей с ЗПР средний уровень показали 9 человек, что составило 50%.

Низкий уровень не показал ни один из детей с нормой - 0%, а у детей с ЗПР 7 человек имеют низкий уровень развития функции обобщения, что составило 38,9%.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети с нормой имеют преимущественно высокий и средний уровень развития пассивного словаря обобщений и отличаются от детей с ЗПР, которые показали средний и низкий уровень.

3. Методика «Исследование сформированности предметной лексики»

Методика направлена на выявление уровня сформированности словарного запаса по теме животных и их детенышей. Как свидетельствуют данные исследования, в группе с нормативным развитием высокий уровень сформированности предметной лексики показали 6 детей, что составило 35,32%, а у детей с ЗПР аналогичный уровень составил 0%. Средний уровень развития детей с нормой показали 10 человек, что оставило 58,8%, а среди детей с ЗПР средний уровень у 9 человек, что составило 50%. Низкий уровень дети с нормой не показали (0%), а среди детей с ЗПР 9 детей имеют низкий уровень развития предметной лексики, что составило 50%.

4. Методика «Исследование использования в речи действий передвижения»

Как свидетельствуют данные исследования, в группе с нормальным развитием высокий уровень использования в речи действий передвижения у 7 детей, что составило 41,2%, а у детей с ЗПР аналогичный уровень составил 0%, дети с ЗПР не справились с данным заданием. Средний уровень в группе детей с нормой показали 8 детей, что оставило 47,04%, а в группе детей с ЗПР 7 детей имеют средний уровень, что составило 38,95%. Низкий уровень из детей с нормой развития не показал ни 1 ребенок (0%), а в группе детей с ЗПР 11человек имеют низкий уровень, что составило 61,05%.

Таким образом, были выявлены явные различия уровней развития лексики у детей с нормальным развитием и детей с ЗПР по методике «Исследование использования в речи действий передвижения» – у детей с нормой преобладал высокий и средний уровень развития лексики, а у детей с ЗПР преобладал низкий уровень.

5. Методика «Исследование использования в речи приставочных глаголов»

Как свидетельствуют данные экспериментального исследования, в группе с нормальным развитием высокий уровень лексики выявлен у 5 детей, что составило 29,4%, а у детей с ЗПР не выявлен ни у одного из детей (0%), Средний уровень выявлен у 7 детей с нормой, что составило 41,2%, а в группе детей с ЗПР только 5 детей имеют средний уровень развития словаря приставочных глаголов, что составило 27,85%. Низкий уровень в группе детей с нормой выявлен у 5 детей, что составило 29,4%. В группе детей с ЗПР низкий уровень выявлен у 13 детей, что составило 72,15%.

Таким образом, были выявлены существенные различия уровней использования в речи приставочных глаголову детей с нормальным развитием и детей с ЗПР по данной методике.

 

 


УДК 37.022

Черемных Елена Леонидовна

канд. пед. наук, доцент по кафедре высшей математики и методики обучения математике

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

г. Пермь, Российская Федерация

E - mail: cheremnyhel @ pspu. ru

Попова Дарья Петровна

Студентка 151 группы математического факультета

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

г. Пермь, Российская Федерация

E - mail: popovadaryapetrovna @ yandex. ru

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.95.36 (0.005 с.)