Ценности и ценностные ориентации 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности и ценностные ориентации



В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются понятии, признаки и виды ценностей и ценностных ориентации в структуре личности. Факторы, влияющие на систему ценностных ориентации и структура смежных понятий с понятием «ценностей». Результат проведенного анализ-опроса по Чеченской республике и формирование ценностной ориентации личности.

Ключевые слова: Ценности; ценностные ориентации; потребности, приоритеты, личность.

Zakrieva Petimat Lemovna

undergraduate

Chechen State Pedagogical University

Grozny, Russian Federation

E-mail: zakrieva.petimat@mail.ru

VALUES AND VALUE ORIENTATIONS IN THE

STRUCTURE OF PERSONALITY

Abstract. The article deals with the concept, features and types of values and value orientations in the structure of personality. Factors influencing the system of value orientations and the structure of related concepts with the concept of "values". The result of the analysis-survey of the Chechen Republic and the formation of value orientation of the individual.

Key words: Values; value orientations; needs, priorities, personality.

 

Традиционно, с подросткового возраста, люди осознанно пытаются понять смысл своего существования, определить свое место в мире и место для верного использования своих способностей и возможностей, т.е. сформировать свои ценностные ориентиры [3].

У каждого индивида эти ориентиры своеобразны. Есть вещи, которые играют огромную роль для определенных лиц, а для других – иные идеалы.

Но что это такое – ценности и ценностные ориентации, какое место и какую роль занимают они в структуре личности?

Ценности и ценностные ориентации личности, являясь многозначными междисциплинарными научными понятиями, по-разному описываются в книгах различных наук, в произведениях различных авторов. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности» и «мотивы», а В.Франкл – «ценности» и «личностный смысл», что категорически неверно. Данные термины имеют значительные отличия между собой и будут разъяснены позднее [6].

Наиболее верно определение «ценностей» описал Е. И. Головаха "предметы потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями". Однако, многие противоположники считают, что если бы так происходило на самом деле, не могло бы существовать таких состояний, как внутриличностный конфликт, эгодистония и т. п., определяемых с использованием метафоры "запретный плод", когда "хочется, а нельзя". Это ложное мнение, так как внутриличностный конфликт происходит из-за изменения внешней или внутренней среды, вследствие чего комплекс потребностей изменяются для адаптации новый среды, а ранее закрепленные ценности в сознании человека, в случае разногласии с последним, приводит к внутренним противоречиям. Далее, существование такой метафоры как «запретный плод» означает то, что, как и у ценностей, так и у потребностей есть своя иерархи приоритетов. Если человек отказался от сладостей ради избавления лишнего жира на теле, то это говорит о том, что, для него, стройная фигура важнее, чем удовлетворение данной гедонической потребности (хотя гедонизм относится к витальным потребностям) [6].

Ф.Е. Василюк, также считает, что ценность не является ни предметом потребности, ни мотивом, поскольку последние всегда "корыстны" и борются только за "свой" интерес, в отличие от ценности, которая может быть "нашей" и даже в интрапсихическом пространстве выполняет интегрирующие, объединяющие функции. И Д.А. Леонтьев указывает на то, что ценности "не эгоистичны". И в этом данные противоположники заблуждаются [6]. Заслуженный профессор психологии Иерусалимского университета Шварц Шалом, определил семь культурных ценностных ориентации, куда входит интеллектуальная и аффективная автономия: свобода, творчество, гедонизм, стимуляция и т.д. Данные ценности по-своему эгоистичны, где только «свой» интерес, и никакой «нашей» и даже объединяющей функции они не выполняют. А также ценности как богатства, власть и известность не только эгоистичны, но и могут содержать в себе «корыстные» умыслы и мотивы для достижения поставленной цели [2].

Для точного определения ценностей необходимо выявить их отличительные признаки:

Значимость. Они обладают весом и важностью в глазах того, кто ими владеет.

Осознанность. Люди отдают себе отчет в том, что для них важно. На основе этого понимания они выстраивают определенную модель поведения, подгоняя необходимую внутренние нормы и правила, для обеспечения, соответствующего самоконтроля и самодисциплины.

Самодостаточность. Личные ориентиры не нуждаются в одобрении или советах окружающих.

Принадлежность. Ширина принадлежности определенной ценности может варьироваться от одного человека до всего человечества.

Переменный характер. При смене дислокации, в случаи трагедии, т.е. при изменении среды может повлечь за собой корректировки не только уровни приоритетов субъективных ценностей, но и самих ценностей (их изменений, исключений и дополнений).

Стимулирующий характер.

Руководствующий характер.

Позитивный характер. Эти убеждения не воспринимаются индивидом, как обязанности. Они не тяготят, а вызывают лишь положительные эмоции [1].

Таким образом, в социальной психологии, ценность – осознанная потребность, которая влияет на оценку, выбор и поведение индивида, группы и всего общества с целью удовлетворения личности и не требующая корректировки извне.

Ценностные ориентации, в отличие от ценностей, несут упорядоченный и содержательный характер и имеют определение, как с субъективной, так и с объективной стороны.

С объективной стороны, ценностные ориентации – совокупность всех существующих жизненных ценностей, упорядоченные в системе (схема 1).

В системе ценностных ориентаций, ценности распределяются по четырем направлениям: естественная, материальная, социальная и духовная.

С субъективной стороны, ценностные ориентации – совокупность относительно субъективных ценностей индивида, группы, общества и государства с иерархической последовательностью приоритетов (схема 2).

Схема 1.

Ценностные ориентации
Естественная
Материальная
Социальная
Духовная
  безопасность
  в л а с т ь
обеспеченность
  комфорт
  любовь
  богатство
коллекция
  жилища
  сладости
  карьера
  семья
  известность
  религия
  предназначение
  традиции
  мудрость

 

 


Схема 2.

Ценностные ориентации
Естественная
Материальная
Социальная
Духовная
обеспеченность
  любовь
  жилища
  карьера
  семья
  религия
  традиции

 

 


Рассмотрим некоторые основные факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций.

Культурный опыт. Человек с момента своего рождения помещен в определенное культурное общество. В этом обществе уже накоплен и зафиксирован опыт предшественников, который обеспечивает человека готовыми образцами и средствами решения личностных и коллективных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором он приспосабливает свои ценностные ориентации для наилучшей коммуникабельности с окружающей его средой.

Моральные принципы. В принципах морали выражены обобщенные законы морального поведения, объединяющие множество различных по содержанию поступков в единый образ жизни и линию поведения.

Личный опыт. Это, определенно, самый сильный фактор, влияющий на ценностные ориентации индивида, так как ошибки и успех, и только, способны выявить его недостатки и достоинства, его уникальность и конкретизация к определенной группе людей. А познавательный и разнообразный образ жизни позволяют выявить способности и таланты, и определить свое место в мире, поставив соответствующие ценностные ориентиры для достижения более приспособительного характера в повседневной жизнедеятельности.

 Внутрисемейная атмосфера. Фактор воздействия родителей на детей имеет длительный характер. Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные. Но, в подростковом периоде все ценностные ориентации «пересматриваются», где главную роль уже играет личный и культурный опыт. А вот паттерны, полученные во время участия ребенка в семейно-бытовой атмосфере, вполне могут сохраниться [5].

Так же немало влияет на формирование ценностных ориентаций личности: расовая предрасположенность, дееспособность личности, возраст и наследственность.

Главное проблема при исследовании предмета ценностных ориентации, это разделения понятия «ценностей» от смежных понятий: «потребность», «мотив», «установка», «аттитюды», «диспозиция», «личностный смысл» и «убеждение» [6].

Потребность – начальный этап поведенческого акта, возникающая в результате изменения среды, внутренней или внешней (физической или социальной), и которая направлена на возвращение среды к прежнему состоянию либо на приспособление к новому состоянию среды [4].

Отличие потребности от ценности в том, что потребности находятся на подсознательном уровне, а ценности в сознательном и в сверхсознательном уровне, т.е. являются осознанными.

Мотив – это продолжение поведенческого акта, где происходит оценка и обоснование для выполнения двигательной активности, исходящая из познавательной и эмоциональной характеристики личности [4].

Установка имеет различные определения, так как имеет место в различных науках. Данная статья большую часть относится к дисциплине социальной психологии. Поэтому, установка будет переименована в социальную установку, что, в свою очередь, является синонимом аттитюда.

Социальная установка, или англиц. аттитю́д (attitude «отношение»), – предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения; при этом предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определённым образом [7].

Т.е. аттитюды формируются на основе ценностных ориентаций и закрепляются в структуре личности.

Диспозиция также является комплекс поведений и поступков формирующиеся по той же программе, что и аттитюды.

Личностный смысл – субъективная окраска и оценки личности на определенный объект исследования (музыка, картина, человек, ситуация и т.д.). Формируется на основе познавательной и эмоциональной характеристики.

Убеждение – переход потребностей к ценностным ориентациям, где происходит осмысления потребности как необходимый ориентир при выборе, оценке и действии в соответствующих ситуациях, на соответствующие объекты.

 Из вышеперечисленных понятий можно построить образ их взаимодействия (схема 3).

 

Факторы
Схема 3.

Потребности
Ценностные ориентации
Социальные установки (аттитюды), диспозиция
Личностный смысл
Мотив
Убеждение
Действие
Оценка
Эмоциональная и познавательная характеристика
Эмоциональная и познавательная характеристика

 

 


У каждого индивидуума своя уникальная иерархия ценностей, но, все же, есть и общее между ними, если они относятся к члену семьи, субкультуре, нации или государстве. Что и будет подробно описано далее.

По Чеченской республике был проведен анализ-опрос среди людей разных возрастов и видов деятельностей (школьники, студенты, работники различных сфер, пенсионеры) в количестве 50 человек.

Были полученные следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1.

Рейтинг ценностей

Название ценностей Общий рейтинг приоритета Среднее значение приоритетов (от 1 до 14)
Справедливость 2 3,06
Безопасность 3 4,48
Религия 1 2,16
Самостоятельность 4 6,16
Свобода 6 7.16
Творчество 9 8,98
Доминирование 13 10, 94
Достижение 7 7,44
Богатство 10 9,2
Традиции 5 6, 38
Известность 14 11,16
Гедонизм 11 9, 98
Равенство 8 8,08
Стимуляция 12 10,12

 

В данной таблице видно, что жители Чеченской республике проникнуты религией, справедливы по отношению к себе и окружающим, стремятся к личной, семейной и национальной безопасности, самостоятельны, т.е. ответственны за свои поступки, помня и соблюдая, при этом, культурные традиции общества к которому они относятся. В данном обществе мало кого интересует богатство, власть, социальное призвание, наслаждение и увлекательная жизнь. Все, как единое целое, с одной верой, целью и взглядом на жизнь, которые заботятся не только о себе, но и о тех, кто нуждается в этом.

В заключении, стоит отметить еще один важный аспект данной тематики.

Это внутриличностные конфликты, возникающие в результате разногласия между предрасположенностью личности и принадлежностью к определенному обществу. Причина этому может быть – сугубозначимые, стойкие различия внутренних факторов от внешней среды, вследствие чего происходят социальные конфликты, отчуждаемость, депрессии и в конечном итоге – суицидальный исход. Данная ситуация относится к неконтролируемой для данного субъекта. Существует три способа решить данную проблему: борьба, затаивание и избегание.

В первом случае, борьба не разумна против большинства, что приведет к поражению, и хуже - трагическому.

Во втором случае, затаивание, т.е. адаптации к ситуации также невозможно из-за огромного количества противоречий.

В третьем же случае, под избеганием имеется ввиду – смена дислокации, т.е. переход в иное общество, более приближенная к предрасположенности данного субъекта. Стоит об этом задуматься тем, кто относится к данной категории лиц.

 

Список литературы

1. Жизненные ценности: что это такое, какие бывают, список с примерами. 26.06.2019 ttps://damienmilay.com/basis/zhiznennye-czennosti-chto-eto-takoe-kakie-byvayut-spisok-s-primerami/#4

2. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий. Ш. Шварц. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т.5. № 2 С.37-67.

3. Размахова О.Л. Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(18). URL: http://sibac.info/archive/guman/3(18).pdf (дата обращения: 23.09.2019)

4. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. / Дмитрий Жуков. – М.: Альпина нон-фикшн, 2014.

5. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации. Плугатырева Елена Олеговна. 2008. http://www.rusnauka.com/15_DNI_2008/Psihologia/33597.doc.htm

6. Ценностные ориентации в структуре личности и её развитии. Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа. https://www.kazedu.kz/referat/140984/2

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_установка.

 


УДК159.9

Зекиева Петимат Масудовна

кан. филол.наук, доцент кафедры иностранных языков

ЧГПУ, Грозный, РФ

E-mail: sekieva@mail.ru

Мандиева Мадина Исаевна

студентка 3 курса, ЧГПУ, Грозный, РФ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.004 с.)