Of the modern educational process 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Of the modern educational process



Annotation: In recent years, there has been a tendency to “blur the borders” between the educational systems of different countries, caused by the international nature of knowledge, and the need for education on the basis of universal values. This is especially true for a European school. In almost all schools in Western Europe there is uniformity in the organization of educational systems, similarities in the content of education, which is manifested in the coherence of educational programs, the convertibility of diplomas.

Key words: educational process, democratization, educational goals, integration, differentiation, humanization.

 

В развитии современного мирового образовательного процесса наметился ряд тенденций, которые могут быть охарактеризованы как тенденции к расширению и углублению содержания идей толерантности. К этим тенденциям можно отнести следующие:

Демократизация образования, предполагающая расширение «поля толерантности». В развитых странах провозглашен и реализуется на практике принцип равенства всех граждан в образовании: доступ к образованию получили все слои населения, независимо от социального положения, возраста, пола, национальной и религиозной принадлежности и других особенностей. Образовательные системы организованы по принципу единой школы, между различными ступенями образования существует преемственность. При этом начальная школа строится на общеобразовательных основах, в ней отсутствует какаялибо дифференциация, профильное обучение. Действуют специальные социальные программы, направленные на поддержку детей-инвалидов, детей-сирот, одаренных детей.

Интенсивно развиваются образовательные учреждения для взрослых, образование приобретает характер непрерывного. Единая образовательная система создает широкие возможности для взаимодействия детей и взрослых с самыми разнообразными личностными и индивидуальными качествами, что, с одной стороны, актуализирует проблему толерантности, с другой – позволяет разным людям найти общий язык в контексте образования и современной культуры. Другое проявление демократизации образования – открытость школ, усиление в деле образования взаимодействия педагогов, родителей, общественных организаций. [1, с.98]

Пересмотр целей образования. В качестве цели образования выступает сам человек во всем многообразии его связей и взаимоотношений с внешним миром. В настоящее время образовательный идеал – это человек с высоким уровнем культурного, нравственного и духовного развития, способный к диалогическому взаимодействию в группе и обществе в целом, открытый новому знанию, с устойчивой жизненной и гражданской позицией. Следует специально учить людей жить в гармонии с собой, окружающим миром, другими людьми. Путь к этой гармонии лежит через всемерное личностное, индивидуальное, субъектное развитие человека, через его подготовку к самовоспитанию, самообразованию. Необходимо специально формировать гуманное отношение к людям, умение разрешать межличностные и деловые конфликты на основе толерантных установок, развивать человеческие качества, исключающие вседозволенность и аморальность. [1, с.112]

Среди целей образования важное место отводится гармоничному сочетанию интересов человека и общества, что предполагает «формирование у школьников качеств, помогающих реализовать себя и как существо общественное, и как неповторимую индивидуальность; развитие умения общаться, сотрудничать; воспитание бережного отношения к культуре и традициям своего народа; приобретение практических навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. При достижении этой группы целей решаются такие проблемы, как выбор образа жизни, образа личности, своего места в обществе; формирование приемлемой для себя и общества системы ценностей».

Пересмотр содержания образования. Источником формирования содержания образования становится национальная и мировая культура. Содержание образования становится гуманитарным – не в смысле увеличения доли гуманитарных предметов в учебных планах и времени на их изучение, а в том плане, что все учебные дисциплины (в том числе и естественно-математические) все более обращаются к проблемам человека, его саморазвития, взаимодействия с окружающим миром (природой, культурой, другими людьми) на основе принципов толерантности. Первоочередное внимание уделяется тем предметам, которые должны помочь человеку в его дальнейшем самообразовании – одним из таких предметов является информатика.

Изменение форм образования. В настоящее время появились новые формы образования, что вызвано изменением целей и содержания образования, образовательных потребностей человека и общества, технологической революцией (в первую очередь компьютеризацией). Одной из таких форм является дистанционное обучение с широким использованием новых информационных технологий (электронные учебники и учебные пособия, обучающие и контролирующие программы, программы-тренажеры, дидактические компьютерные среды, электронная почта и пр.).

В воспитании все более прочно утверждаются формы, способствующие включению воспитанника в современную культуру, гармонизации процессов социализации и индивидуальноличностного становления. [2, с.134]

Интеграция образования. Широкое распространение получила практика обмена между странами школьниками, студентами, учителями на основе специальных контрактов, изучение нескольких иностранных языков. В последнее время в этот процесс включилась и Россия. Тенденция к интеграции образования проявляется также в стремлении многих стран к стандартизации содержания образования, устранению чрезмерного разнообразия учебных заведений, программ обучения и учебников.

Дифференциация образования в зависимости от интересов, потребностей, способностей, образовательных запросов учащихся. Эта тенденция находит выражение в существовании разных видов школ, профилизации на высших ступенях обучения в средней школе, дифференциации обучения в зависимости от интересов и способностей учеников, возможности обучения по индивидуальным образовательным планам и программам, широком распространении экстерната, развитии дополнительного образования. В образовательных учреждениях возрастает количество предметов по выбору, факультативных курсов (особенно это характерно для школы США). Обучающиеся вправе выбирать не только образовательное учреждение, но и индивидуальную образовательную траекторию (темп обучения, формы и сроки отчетности). В высших учебных заведениях многих стран широко распространено обучение не в стационарных академических, а в уровневых группах в зависимости от степени подготовленности студента по тому или иному предмету. Широко практикуется удовлетворение образовательных запросов студентов – индивидуальный подбор специальности и специализации, сроков обучения, преподавателей.

Интенсивная разработка концепций толерантного воспитания, поликультурного образования, проблем межнационального общения, веротерпимости. В России наибольшей известностью пользуется концепция многокультурного образования Г. Д. Дмитриева, педагогика ненасилия В. А. Ситарова и А. Г. Козловой, концепции С. Л. Братченко, В. А. Лекторского. Характерно, что в последние годы к разработке проблем толерантности подключились представители религиозной педагогики. [3, с.106]

Гуманитаризация образования. О развитии современной школы и педагогики от гуманизации к гуманитарности говорят многие исследователи. Эта тенденция находит свое проявление в целях и содержании образования, в формах обучения и воспитания, которые все более приобретают характер ценностного диалогического взаимодействия, в обращении образования к проблемам человека, рассматриваемым в контексте культуры. При этом педагогика опирается на важнейшие достижения отечественной и мировой педагогической мысли, в том числе и на различные модификации идеи толерантности.

Школа все более преобразуется в центр современной культуры. Современная школа – это школа диалога культур, их сосуществования и взаимопроникновения. Она ориентируется на такие ценности, как уважение к национальному и общечеловеческому культурному наследию, социальная интеграция, личностное, индивидуальное и субъектное развитие человека.

 


Список литературы

1. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: Учеб. пособие. - Волгоград: Перемена, 1998. - С. 156.

2. Китайгородская Г.А. Инновации в образовании –требование времени // Метод активизации: актуальные проблемы развития. М.: 2008. С. 218.

3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение // М.: Издательский центр «Академия», 2013. 192 с.

 

 

УДК 519.86

Оказова Зарина Петровна

доктор сельскохозяйственных наук,

 доцент кафедры экологии и БЖД

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E-mail: okazarina73@mail.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.50.220 (0.73 с.)