Андреева Екатерина Евгеньевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Андреева Екатерина Евгеньевна



ассистент кафедры педагогики

Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбург, Российская Федерация

E-mail: bulgackova@yandex.ru

 

СУЩНОСТЬ ГИПНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассмотрено изучение гипнопедического метода в отечественной науке. Систематизированы условия реализации гипнопедического метода. Проанализирован процесс гипнопедического сеанса. Выявляются достоинства и недостатки данного метода, а также способы их коррекции.

Ключевые слова: гипнопедия, естественный сон, методика обучения, измененные состояния сознания.

Lavrov Alexey Sergeevich

second-year student of the Institute of Social Sciences

Ural State Pedagogical University

Ekaterinburg, Russian Federation

Andreeva Ekaterina Evgenievna

Assistant of the Department of Pedagogy

Ural State Pedagogical University

Ekaterinburg, Russian Federation

ESSENCE OF THE HYPNOPEDIC METHOD

IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Abstract. The article discusses the study of the hypnopedic method in domestic science. The conditions for the implementation of the hypnopedic method are systematized. The process of a hypnopedic session is analyzed. The method identifies the advantages, disadvantages and ways to fix them.

Keywords: hypnopedia, natural sleep, teaching methods, altered states of consciousness.

Проблема альтернативных методов обучения не теряет своей актуальности. В настоящее время с учетом повсеместного дефицита времени, вызванного усилением динамики жизни человечества, вопрос об интенсивных путях усвоения и запоминания информации во время процесса обучения требует скорейшего решения. Поиск решения указанной проблемы предполагает применение новейших достижений науки, к которым, в том числе относится обучение во время естественного сна.

Методика обучения во время естественного сна называется гипнопедией [2, с.120]. В отечественной науке первые исследования этого процесса проводились в советское время под руководством доктора медицинских наук Абрама Моисеевича Свядоща. В его диссертационной работе «Восприятие речи во время естественного сна» изучался принцип действия «сторожевого пункта» – очага возбуждения в коре головного мозга, избирательно реагирующего на внешние раздражители во время гипнотического сна [3, с.3]. Выяснилось, что в некоторых случаях во время сна возможно усвоение информации, которая дублируется испытуемым после пробуждения. 

Дальнейшее изучение гипнопедическогометода советским ученым Леонидом Андреевичем Близниценко пополнило теоретическую базу новыми исследованиями. Так в книге «Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна» происходит детальный анализ предшествующих исследовании в области структурных элементов гипнопедии: кибернетики, лингвистики, физиологии, радиотехники и психологии [1, с.19]. На основе анализа работ советских и зарубежных исследователей он разрабатывает свою теорию восприятия информации во сне, которой мы будем придерживаться в данной статье.

Рассматриваемый нами метод предусматривает предварительную подготовку учебно-спального места и предлагаемого для изучения материала. В течение прошедших пяти лет исследования данного метода проводились с учетом звукового оборудования того времени. На данный момент в результате развития аудиотехники, имеющиеся данные технического оснащения являются не актуальными [4, с.54]. 

Учебно-спальное место комплектуется с учетом изучаемой дисциплины и ее программы. Между каждыми двумя кроватями устанавливается динамики на расстоянии 90-100 см. от головы спящего. В центре класса на высоте 2,5 м. фиксируется микрофон обратной связи, соединенный с аппаратной. Освещение в учебной аудитории должно предусматривать чтение учебного материала лежа в постели [1, с.116]. Размер аудитории напрямую зависит от количества обучающихся. Стоит отметить, что при большом количестве учеников следует установить линейные усилители звука, количество которых зависит от технической базы образовательной организации.

Гипнопедический процесс происходит определенным способом: информация подаётся сначала в бодрствующем состоянии в письменной форме, а затем устно во время сна. Печатный вариант познается в бодрствующем состояний ученика во время лекции, семинарского занятия или же при самостоятельном изучении. При этом первичная информация получает критическое осмысление в сознании обучающегося, что в дальнейшем приводит к формированию знания [1, с.122]. Необходимо принять во внимание, что учебный материал программируется с учетом нарастания его трудности – от простого к сложному, с учётом интеллектуальных особенностей обучающегося. Различия между письменным и устным вариантами материала недопустимы [1, с.118]. 

Реализация метода формирует определенный процесс, который необходимо дублировать во время всего обучения. Типичный процесс гипнопедического сеанса выглядит следующим образом:

1. Необходимый материал прочитывается несколько раз за пятнадцать минут до сна, затем материал прослушивается и проговаривается за диктором. Затем ученикам разрешается спать.   

2. Во время процесса сна диктор продолжает читать текст, трижды повторяя изучаемый материал; голос постепенно становится все тише, переходя в едва слышимый. Дикторам рекомендуется в течение пяти минут произвести первичное прочтение материала с последующей паузой в размере тридцати секунд.

3. Утром диктор вновь читает текст, но уже с нарастающим звуком; музыка будит спящих, за этим следует контрольная проверка усвоенного материала [4, с.53].

Данный метод может быть рассмотрен с двух позиций. К достоинствам данного метода можно отнести:

· экономию времени бодрствующего состояния человека, которое может быть использовано для других целей;

· открытие более короткого пути запоминания информации или выработки навыка;

· значительное увеличение объёма информации, которую человек может использовать в бодрствующем состоянии.

Несмотря на всю ценность данного метода, многие отказываются от идеи обучения во сне по ряду причин:

· затруднение сна под голос диктора;

· убеждение в том, что сон – это время для отдыха от любого вида мыслительной деятельности;

· сложность в реализации со стороны технического оборудования;

· малый результат в краткосрочной перспективе [6, с.78].

Кроме того, с последующим практиками у обучающихся наблюдается бессонница и головные боли; появление специфических сновидений, связанных по содержанию с вводимой информацией [5, с.94]. Но данные медицинские показания фиксируются только на первоначальном этапе процесса перехода от обычно сна к гипнопедическому. Отличительной особенностью второго от первого выступает формирование способности усвоения материала без внушения соответствующей установки перед сеансом сна [5, с.96]. В дальнейшем ученик способен самостоятельно без посторонней помощи изучать необходимый ему материал во время сна, руководствуясь вышеизложенным принципам.

Таким образом, мы приходим к выводу, что гипнопедический метод малоизучен. Сбор статистических данных и результатов психологических экспериментов сделают возможным при правильном анализе полученной информации разработать актуальные на данный момент методологические рекомендации по применению на практике процедуры гипнопедического сна.

В свою очередь, мы наблюдаем тенденции к развитию данного направления в преподавании. В связи с этим, при дальнейшем составлении гипнопедических рекомендации следует учитывать:

Гипнопедический метод не является полноценной заменой процесса обучения. Составление изучаемого материала для рассматриваемого процесса должно синхронизоваться с материалом, изучаемым в бодрствующем состоянии.

Предлагаемый для изучения материал должен быть интересен для познающего. В случаи незаинтересованности ученика в процессе познания данная методика не может быть реализована в полной мере.

Гипнопедическогое воздействие должно проходить при добровольном желании учащихся. В случаи обратного, «сторожевой пункт» не будет реагировать на внешние раздражители в форме речи диктора.

В современных условиях гипнопедический метод применим при самостоятельном обучении. Наличие в сети интернет, в AppleStore или GoogleMarket специализированных приложении по интересующей ученика теме делает возможным обучение в домашних условиях.   

Предложенные концепции не оспаривают общепринятые принципы дидактики и легко реализуемы в рамках перспектив развития России на ближайшее десятилетие.

 

Список литературы:

1. Близниценко Л. А. Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна / Близниценко Л. А. – Киев. 1966. – 145 с.

2. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993. Т. 1. – 608 с.

3. Свядощ А. М. Восприятие речи во время естественного сна: дис. … канд. мед. наук. Л., 1940. – 211 с.

4. Гайнуллина Д. Р. Информационные технологии в гипнопедии / А.Р. Баранова, Д.Р. Гайнуллина // Психология. – 2018. – № 1 (1). – С. 51 – 56.

5. Гордеева О. В. Трансформация сна во время гипнопедического воздействия / Гордеева О. В. // Вестник Московского университета. –2016. – № 2 (14). – С. 88- 105.

6. Кашуба А. О. Возможности, достоинства и недостатки нетрадиционных методов обучения / А.О. Кашуба, Г.О. Федоров // Социальные отношения. – 2014. – № 2 (9). – С.78 – 85.

 

 


УДК 372.851

 

Лаптева Татьяна Дмитриевна

Студентка 141 группы математического факультета

ФГБОУ ВО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет»,
г. Пермь, Российская Федерация

E-mail: tanyal1998@mail.ru

Скорнякова Анна Юрьевна

Канд. пед. наук, доцент кафедры высшей математики

и методики обучения математике

ФГБОУ ВО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет»,

г. Пермь, Российская Федерация

E-mail: skornyakova_anna@mail.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.011 с.)