Чалдышкина Наталья Николаевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чалдышкина Наталья Николаевна



Марийский государственный университет

г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

E-mail: lybovpanova199225@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена изучению нравственного воспитания младших школьников. Обозначены основные законы регламентирующие духовно-нравственное развитие и воспитание. Представлены результаты исследования уровня сформированности нравственной воспитанности в образовательной организации.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, младший школьник, образовательная организация, ФГОС.

Panova Lyubov Vitalyevna,

Chaldyshkina Natalya Nikolayevna

Mari State University

Yoshkar-Ola, Russian Federation

E-mail: lybovpanova199225@gmail.com

 

PECULIARITIES OF MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS

OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Annotation. The article is devoted to the study of moral education of younger schoolchildren. The main laws regulating spiritual and moral development and education are identified. The results of the study of the level of formation of moral education in the educational organization are presented.

 

В последние годы в современном педагогическом сообществе все больше растет понимание влияния нравственного сознания детей и подростков не только на их собственное развитие, но и на развитие общества в целом.                  

Главным документом, регулирующим духовно-нравственное воспитание, является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основным законом, регулирующим религиозное и духовно нравственное развитие и воспитание на федеральном уровне, является принятый 29 декабря 2012 года ФЗ №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Перспектива развития нравственного развития и воспитания в современной системе образования достаточно велика, так как основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Психологи установили, что дети младшего школьного возраста восприимчивы к внешним влияниям со стороны общества. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного формирования нравственных ценностей [2].

По мнению Лоскутовой Р.Р. и Чалдышкиной Н.Н., «важнейшим условием эффективной организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является наличие воспитательной системы. Нравственность педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношению к своему педагогическому труду, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения» [4, с. 51].

В системе воспитания подрастающего поколения, школа является одной из главных ступеней образования. На каждом этапе обучения ребенка имеет преимущество своя сторона воспитания.

Бабанский Ю.К. считает, что в воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научаются следовать им в различных ситуациях [1].

В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

 Известные педагоги Харламов И.Ф. и Щуркова Н.Е. отмечают важность реализации деятельностно-отношенческого подхода в процессе нравственного воспитания личности [3].

Цель нашего исследования – определить уровень сформированности нравственной воспитанности младших школьников в условиях образовательной организации. Нами было проведено исследование на базе МБОУ «Красномостовская ООШ» Килемарского района, п. Красный Мост, посредством диагностического теста о нравственной направленности коллектива «Размышляем о жизненном пути» (Щурковой Н.Е.), «Методика диагностики нравственной мотивации» (Шемшурина А.И.), «Методика диагностика нравственной самооценки» (Колмогорцева Л.Н.). В экспериментальном исследовании приняли участие учащиеся 1, 2, 3 классов (количество 14 человек).

Анализируя результаты исследования по методике «Размышляем о жизненном пути» (Щурковой Н.Е.) можно сказать, что 75% обследуемых обучающихся 1-го класса, 100% - 2-го класса, 100% - 3-го класса, имеют достаточный уровень развития нравственной воспитанности, 25% обследуемых обучающихся 1-го класса имеют недостаточный уровень развития нравственной воспитанности, при котором ребенок выражает гуманное отношение к окружающим, но не понимает смысл общественной нормы, нравственная активность ребенка на низком уровне.

Согласно данным полученным по методике «Методика диагностики нравственной мотивации» (Шемшурина А.И.) видно, что лишь 25% обследуемых обучающихся 1-го класса, 67% - 2-го класса, 57% - 3-го класса, имеют высокий уровень развития нравственной мотивации, 50% обследуемых обучающихся 1-го класса, 33% - 2-го класса, 28% - 3-го класса, имеют средний уровень развития нравственной мотивации, 25% обследуемых обучающихся 1-го класса, 14%- 3-го класса, имеют низкий уровень развития нравственной мотивации.

Результаты исследования по методике «Методика диагностики нравственной самооценки» (Колмогорцева Л.Н.) свидетельствуют, что 14% обследуемых обучающихся 3-го класса, имеют высокий уровень развития нравственной самооценки, 100% обследуемых обучающихся 1-го и 2-го класса, 86% обучающихся 3-го класса, имеют средний уровень развития нравственной самооценки.

Таким образом, результаты диагностики по данным методикам свидетельствуют о достаточно высоких показателях развития нравственной культуры у обследуемых детей.

С учетом данных проведенного исследования, на наш взгляд, нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве эффективно, если педагог соблюдает следующие условия:

- опирается на важные возрастные необходимости и интересы;

- обеспечивает психологическую насыщенность работы, организует общие коллективные дела, объединяющие ее участников;

- создает атмосферу психологического благополучия, ведущего к успеху;

- признаёт веселый образ жизни школьного коллектива и каждого ученика;

- предусматривает полезное действие социального воззрения (интересно, важно), выполняющего функцию чувственного напряжения;

- создает атмосферу доброжелательного взаимопонимания.

В начальной школе мы рекомендуем познакомить учащиеся с курсом «Азбука нравственности». Это вводная часть нравственного просвещения школьников на уровне формирования у них регулярных изначальных представлений о нравственности.

Для формирования моральных свойств ученика эффективными являются следующие приемы работы:

1. Беседа. Примерные темы бесед: «Будь вежливым», «Что хорошо, что дурно и почему?», «Ваши добродушные поступки», «Чем можно обрадовать маму», «Что такое дружба?» и т.д.

2. Чтение художественных произведений. Литературный материал очень полезен в нравственном воспитании школьника, потому что ученикам проще расценивать поведение и действия иных, чем собственные личные.

Мы полагаем, что нравственное воспитание должно осуществляться путем формирования у ребенка нрав­ственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле, нравственной воли и в конечно итоге - нравственного поведения.

Также необходимо объяснять родителям, что их педагогическая грамотность зависит от них самих, от их желания разобраться в сложном и дружном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребенка. Например, на консультациях и этических беседах («Семья – основа нравственности», «Художественная литература и мультфильмы с нравственным содержанием») можно объяснить, что родители должны помогать ребенку самостоятельно справляться со своими проблемами, чтобы постепенно перенести всю ответственность на поиск нравственных правильных решений на самого ребенка. Можно обсудить стили родительского поведения и их воздействие на личность растущего ребенка и в том числе на формирование нравственных норм.

В дальнейшем, мы планируем продолжить работу по теме нашего исследования - создать цикл занятий, мероприятий по краеведческой работе, направленных на формирование ценностного отношения к Родине у младших школьников.

 

Список литературы

1. Алымова Г.Н. Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infourok.ru/pedagogicheskiy-sovet-duhovnonravstvennoe-vospitanielichnosti-shkolnika-cherez-organizaciyu-vneurochnoy-deyatelnosti-972598.html [дата обращения: 30.08.2019].

2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей Л.И. Божович // Вопросы психологии – М., 2015. – 412 с.

3. Нагорнова А.Ю. Значимость творческой самореализации детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. – 2014. – №6. – С. 53-56.

4. Чалдышкина Н.Н. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях современного вуза [Текст] / Н.Н. Чалдышкина, Р.Р. Лоскутова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - С.49-55.

УДК 378.147.091.33-028.33:[378.016:81'243]

Пантыкина Наталья Игоревна

преподаватель кафедры английской

и восточной филологии

Луганский национальный университет

имени Тараса Шевченко

г. Луганск, Украина

E-mail:pantykina.natalia@yandex.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.009 с.)