Юсупхаджиева Татьяна Васильевна 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юсупхаджиева Татьяна Васильевна



к.п.н., доцент по кафедре изобразительного

искусства Факультет искусств

ФГБОУ ВО «ЧГПУ»,

г. Грозный, Российская Федерация

E-mail: yusuphadgieva@mail.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: в статье рассматриваются нравственные нормы воспитания чеченцев. Сделан акцент на традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодого поколения.

Ключевые слова: национальная культура, воспитание, нравственное становление личности.

 

Yousuphajieva Tatiana Vasilievna

Professor of Fine Arts Faculty of Arts of

FSBOU "CHGPU,"

g. Grozny, Russian Federation

E-mail: yusuphadgieva@mail.ru

 

NATIONAL PEDAGOGICAL CULTURE

IN MODERN CONDITIONS

Annotation: The article considers the moral norms of the upbringing of Chechen people. Emphasis is placed on the traditions and customs of the Chechen people as ethnopedagogic principles of the upbringing of the young generation.

Key words: national culture, education, moral formation of personality.

 

Сегодня основу культуры любого народа составляет национальный характер. В науке, основным компонентом духовной культуры народа, принято считать этнические традиции, куда входит и нравственная культура. Передаваясь из поколения в поколение, нравственная культура охватывает все стороны социальной и общественной жизни. Как принято считать в этнографической науке, нравственная культура, а по-иному можно трактовать как «традиционные стереотипы поведения» один из важных показателей культуры народов. Нравственная культура является обязательным для любой социальной системы. Особое место занимает нравственное становление личности. У чеченцев в воспитательном процессе в приоритете привитие таких нравственных качеств как скромность, честность, вежливость, почтение старших и родителей. А такие качества как общительность, гостеприимство, достоинство считаются ярко выраженными чертами характера чеченского народа. Передаваясь из поколения в поколение, традиционные нормы поведения имели отношение ко всем сторонам социальной жизни общества, они не регулировались юридическими установками, но были намного прочнее, базируясь на основе общественной морали и мнения. Часто от умудренных опытом старшего поколения можно даже сегодня слышать такие слова: «А что скажут люди?» Таким образом веками вырабатывались этикетные нормы поведения.

Понятие «этикет» означает совокупность правил поведения, которые проявляются внешне в отношениях людей, является нравственной категорией, призванной наладить эти взаимоотношения между людьми. Достичь взаимопонимания, взаимных успехов, невозможно без высокой культуры общения, взаимной деликатности сторон. Поэтому, в настоящее время, как никогда, человеку, а особенно педагогу, необходимо знание и понимание этикета. В жизни чеченцев имеют большую ценность такие категории их мировоззрения, как «куц» (идеальное, должное в облике, поведении, поступках), «яхь» (моральный кодекс соревнующихся в благородстве), «бехк» (категория, выражающая отвращение к нарушениям норм достойного поведения, уважения к старшим), «собар» (этикетное предписание сдержанности, терпимости). Приведем в пример чеченскую пословицу: «ГIиллакх-оьздангалла доцчохь – ирс хир дац» (без нравственности, при ее отсутствии не следует ждать счастья, т.е. его не будет). Так говорили раньше, и так говорят сейчас. В сознании чеченцев нравственность и счастье всегда едины, логически взаимосвязаны. «ГIиллакх-оьздангалла» - это системы этических норм, которые регулировали многообразную и непростую жизнедеятельность, характеризовали взаимоотношения в быту, семье и обществе.

Исследователь норм поведения чеченцев М.Ахмадов говорил: «Нормы поведения – это взаимоотношения между людьми (родственные, дружеские). Другая часть нравственности – «оьздангалла» - дана самим Богом и связана с поведением каждого отдельного человека, с его сердцем, думами и чистотой.» [1] Хочется обратить внимание на то, что одним из основных нравственных требований было и остается сегодня, чтобы молодое поколение росли, стыдясь своих дурных поступков, чтобы они были совестливыми, всегда помнили о чести не только родных и близких, но и социума в целом.

Сегодня, когда много положительного, традиционного в нашей культуре утеряно и теряется, то есть происходит деградация, можно бы вспомнить и поддержать древнюю чеченскую культуру, хотя многие считают (даже среди интеллигенции), что традиционная культура – это прошлое, не соответствует современности. На наш взгляд, мы должны обращаться к прошлой традиционной культуре, так как заложенное воспитание передается из поколения в поколение. А это значит, что духовной, нравственной основы восприятия мировой культуры для нашего молодого поколения, может быть в первую очередь, чеченский этикет «гIиллакх-оьздангалла», не потому, что чеченская культура и нормы поведения лучше других правил поведения, а потому, что освоить общечеловеческие взаимоотношения и нормы поведения легче и доступнее через свое, родное, коренное, более близкое. Поэтому, в наших семьях, не случайно сейчас уделяется большое внимание воспитанию духовному, целомудренному.

Не случайно слово «культура» восходит к слову «культ», то есть вознесение. А в нравственном плане, в культ возведено все, что облагораживает человека: его достойное поведение наедине с собой и на публике, его уважение к языку и обычаям соседа, желание добра другому с искренней верой, что оно вернется обратно к тебе. Как и любой народ, чеченцы требуют от своей системы воспитания идеала личности. А это значит, что совершенным, настоящим человеком, считается тот, кто вбирал в себя лучшие качества родного народа, отражал наилучшие черты ее характера. «Совершенный человек» в чеченской народной педагогике – это идеал тождественный «настоящему чеченцу»!

 

Список литературы:

1. Ахмадов М. Нохчийн гIиллакх – оьздангалла. – Грозный – СПб., 2002. – С. 5

2. Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. – Грозный, 1990. – С.39

 

 


УДК 159.9

Яхьяева Амина Хасановна

канд. пед. наук, доцент по кафедре специальной психологии и дошкольной дефектологии

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E-mail:amina.sp@mail.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.004 с.)