In adolescent children on the example of mbou 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

In adolescent children on the example of mbou



«SCHOOL NO. 8».

 

Annotation. In emotions and feelings man manifests his attitude to the content of the known, while in perception, sensations, thinking and representations are reflected a variety of objects and phenomena, their various qualities and properties, all kinds of connections and dependencies. Feelings and emotions are directly dependent on the characteristics of the reflected objects. Between a person and the world around him there are objective relations that become the subject of feelings and emotions.

Key words: emotions, feelings, will, adolescence, mental process.

 

Стремясь познать предметы и явления окружающего мира, человек переживает определенное внутреннее отношение к ним. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием. Переживания могут быстро меняться от печали к радости, от любви к ненависти, а также проявляться одновременно. Эмоции выражают оценочное отношение к сложившимся и возможным ситуациям, которые могут способствовать или препятствовать осуществлению деятельности.

В эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого, в то время как в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости. Чувства и эмоции находятся в прямой зависимости от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. [1]

В эмоциональной сфере наиболее ярко проявляются те или иные особенности каждого человека, его отношение к себе и к окружающим. Эмоции накладывают отпечаток практически на все психические проявления человека, на весь его облик в виде удовлетворенности или неудовлетворенности, интереса или равнодушия, беспокойства, подавленности, опасения, страха, предвкушения приятного, воодушевления, радости и т.д.

Эмоция - обычно понимается как переживание, душевное волнение. Эмоции или чувства способны существенно повлиять на течение других психических процессов, ускорить или замедлить мыслительную деятельность, сделать ее более продуктивной или наоборот. Эмоциями называют определенные переживания, которые выражают субъективное отношение человека к окружающему миру и к самому себе, на пути к удовлетворению своих насущных потребностей. Одни ученые склонны отождествлять эмоции с потребностями живых организмов, другие с инстинктами, третьи – с так называемыми мотивациями. Эмоции могут быть связаны с потребностями, инстинктами или мотивациями, входить в них в качестве составной части, но отождествлять эти понятия нельзя. Одна и та же эмоция может возникнуть по самым различным поводам, как, например, эмоция удовольствия, сопровождающая удовлетворение потребности и в пище, и в одежде, и в просмотре хорошего фильма. У психологов, так же как у философов, нет единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции. Так, некоторые из них, полагая разум характеристикой истинно человеческого в человеке, утверждают, что смыслом человеческого существования должна быт именно познавательно-интеллектуальная деятельность, другие ученые склонны относить человека к разряду существ эмоциональных, смысл существования которых имеет аффективную, эмоциональную природу. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, преходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект - неразрывны. Некоторые ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний.

Эмоциональные состояния имеют большое значение в жизни личности. Они могут зависеть от совершенного поступка, самочувствия, выполненной деятельности и прочих факторов. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями. Кроме того, они всегда обусловлены какой-либо причиной, хотя человек не всегда может ясно ее осознавать [2].

Выделяют три основных компонента эмоционального процесса

1)   эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме; связано с сигнальной функцией эмоций в организации целенаправленного поведения;

2)   Знак эмоций. Стремление максимизировать (т.е. усилить, продлить, повторить) одни и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) другие эмоции.

3)   степень контроля эмоций.

Контроль и ориентация практически невозможны при крайней степени возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние). Значительное снижение самоконтроля наблюдается при аффекте – кратковременном, интенсивном переживании с выраженными физиологическими проявлениями, характеризующемся сужением сознания (травмирующие страх, гнев, радость и др.) [3].

На основании вышеизложенного мы провели исследование особенностей развитие эмоций и воли у детей подросткового возраста.

Данное исследование было проведено в МБОУ СОШ № 8 г. Грозного среди учащихся 8 классов. Средний возраст обследуемых детей от 12-15 лет.

В исследовании принимали участие 50 подростков из них 24 мальчика и 26 девочек. Целью исследования было изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы детей подросткового возраста.

Во время исследования эмоционально-волевой сферы детей подросткового возраста использовались следующие методики: тест школьной тревожности Филипса – цель данного теста, это выявления общей тревожности в школе; тест самооценки силы воли – тест применяется для оценки силы воли людей.

По тесту школьной тревожности Филипса были получены следующие результаты: у 6% мальчиков низкая общая тревожность в школе, у девочек же, наоборот, присутствует высокая тревожность в школе 8%.

Если рассмотреть показания по отдельным факторам, мы увидим различия в некоторых из них. Так, у девочек тревожность в школе выше и страх перед ситуацией проверки знаний 9%. Это связано с тем, что в этом возрасте девочки более ответственны, стремление к знаниям у них выше, чем у мальчиков. Кроме того, страх самовыражения у девочек намного сильнее выражен и составляет 7%, у мальчиков он составляет менее 3%, так как они уже физически повзрослели, а мальчики пока нет.

При рассмотрении шестой позиции «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», мы можем прийти к следующему выводу: у половины мальчиков 6% и у большей части девочек 8% проявляется высокая тревожность.

По результатам проведенного теста, можно сделать вывод, что у девочек наблюдается повышенная тревожность. Это связано с тем, что в этом возрасте они имеют более высокий уровень развития в эмоционально – волевой сфере.

Это связано с тем, что мальчики в подростковом возрасте не очень хотят учиться, и их не тревожит то, что происходит в школе, а девочки наоборот в подростковом возрасте более направлены на учебу, и поэтому присутствует тревожность из-за того, что не смогут сдать ЕГЭ, и не смогут дальше пойти учиться.

По результатам теста «Самооценка силы воли» было выявлено, что у мальчиков сила воли выше, чем у девочек и составляет 4% в то время, как у девочек она 3%. Но по показателям средней силы воли их результат составляет 7%, а у мальчиков он всего 5%. Показатели низкой силы воли у них одинаковые и равны 3%.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать следующий вывод: в данной школе у мальчиков низкая тревожность, однако сила воли сильно развита. У девочек же, наоборот, школьная тревожность выше, чем у мальчиков, хотя сила воли развита немного меньше, чем у мальчиков того же возраста.

Список литературы:

1. Дрокова С.В. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов-иностранцев / С.В. Дрокова. - Электрон. текстовые данные. - Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011. - 69 c. - 2227-8397. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22309.html СТР 49-51.

2. Колоколов Г.Р. Психология [Электронный ресурс]: курс лекций / Г.Р. Колоколов, Н.Л. Фоменко. - Электрон. текстовые данные. - М. [СТР.113-114] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1139.html

3. Скибицкий Э.Г. [СТР.77-79]. Основы психологии. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие / Э.Г. Скибицкий. - Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2013. - 137 c. - 978-5-7795-0660-1. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68810.html.

 

 


УДК 159.99    

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.005 с.)