Students with attention and hyperacyness deficiency syndrome 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Students with attention and hyperacyness deficiency syndrome



 

Annotation. The article attempts to analyze and systematize the data available in the modern scientific literature on the etiology and pathogenesis of attention deficit hyperactivity disorder in students. The publication is aimed at teachers, educators and students and aims to help develop a method and principles for interacting with these children.

Key words: attention deficit hyperactivity disorder, children, principle, teacher, hyperactivity.

 

На сегодняшний день синдром дефицита внимания гиперреактивностью (СДВГ) у детей – важная педагогическая проблема. В России, к примеру, каждый пятый ребёнок страдает этим синдромом. Чаще всего этот диагноз наблюдается у мальчиков, объяснения этому разнятся, но основная гипотеза данного явления заключается в том, что девочки, в виду особенностей строения организма, способны накапливать энергию в виде жировой ткани, накапливаемой в области живота. Именно в избыточной энергии и заключена суть данного синдрома и его главный симптом. То, что люди воспринимают как невоспитанность, неуравновешенность, недостаток дисциплины и воспитания может быть симптомом СДВГ. А порицание подобного поведения окружающими приводит лишь к неоправданному чувству вины со стороны ребёнка, которое лишь усугубляет его состояние.

СДВГ у детей – это довольно хорошо изученное состояние, с известными симптомами, механикой и происхождением. В физиологическом смысле причинами СДВГ у детей является дефицит норадреналина и дофамина в некоторых областях головного мозга. В плане происхождения синдром дефицита внимания и гиперактивности, причинами которого в большинстве случаев являются перинатальные расстройства ЦНС, относится к категории легких когнитивных нарушений. СДВГ у детей может быть вызван гипоксией во время беременности матери или в процессе родов, токсическими отравлениями в период вынашивания (лекарства, табак, алкоголь), травмами, инфекционными болезнями.

Как правило, симптоматика синдрома у детей становится явной к младшему школьному возрасту (7-8 лет). Обычно в это время родители осознают, что СДВГ требует диагностики и коррекции.

В психолого-педагогической литературе выделяются три подвида синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у учащихся младших классов: 1. С преобладанием невнимательности или синдром дефицита внимания без гиперактивности. Такие дети как будто все время «витают в облаках», не слушают, что им говорят взрослые, тут же забывают сказанное, неспособны ни на чем сосредоточиться, пассивны и безучастны к происходящему; 2. С преобладанием гиперактивности. Ребенок с СДВГ импульсивного типа никогда не сидит на месте, крайне возбудим – на занятиях он не может дождаться окончания вопроса, сразу спешит отвечать. Его коммуникации с другими детьми беспорядочны, он не устанавливает длительных отношений в коллективе; 3. Комбинированный тип. У такого ребенка периоды гиперактивности сочетаются с временами заторможенности. Как правило, импульсивное и возбужденное поведение характерно для социума (детсад, площадка, школа), а «упадок сил», заторможенность проявляется дома, ребенка как будто «выключают» [4].      

Несмотря на то, что термин СДВГ синдром дефицита внимания с гиперактивностью появился относительно недавно, в 1980 году, проблема гиперактивности и невнимательности детей, без сопутствующих этому психических отклонений или заболеваний, была актуальна всегда. Ее изучали педагоги и врачи 19 века, а в 1845 году немецкий врач Генрих Гофман в поэтической форме в произведении «Штруввельпетер. Филя-непоседа» описал чрезвычайно подвижного ребенка. Предметом пристального изучения врачей данное заболевание стало в начале 20 века. В 1902 году в журнале «Lancet» появилась лекция английского врача Джорджа Фредерика Стилла, с которой он ранее выступил перед врачами Королевской академии. Автор связывал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием (как негласно предполагалось в те времена).

На сегодняшний день существуют книги, в которых рассказывается о СДВГ, причем как зарубежные, так и отечественные [5]. К последним можно отнести: Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Мурашова Е. В. «Дети-тюфяки и дети-катастрофы».     

Также многие другие специалисты, ученые исследуют диагноз СДВГ, способы коррекции поведения детей с данным заболеванием и особенности психического развития. Среди подобных произведений часто можно наткнуться на пособия для преподавателей, врачей, студентов-практикантов, родителей. С их помощью можно понять природу заболевания и способы общения, лечения и обучения детей с СДВГ.

Благодаря подобным пособиям и личному опыту взаимодействия с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, преподаватели могут создать метод преподавания учебного материала детям с СДВГ. Зачастую учителя придерживаются определенных принцепов, с помощью которых они могут донести информацию до обучающихся максимально эффективно.

Далее рассмотрим некоторые принципы. Целесообразность. Учитель при работе с обучающимися с СДВГ должен отдавать четкие указания, ставить ясную цель. Не стоит рассчитывать на наводящие вопросы или намеки, дети с данным диагнозом зачастую не могут их уловить из-за низкой концентрации внимания. Пример: «Почему ты не пишешь текст?» заменить на «Сейчас ты должен писать текст». Планирование урока. Преподаватель должен иметь четкое понимание того, как должен проходить урок, а для этого стоит составить план. Это позволит избежать ситуаций, где гиперактивный ребенок чрезмерно отвлекается от темы урока, и этим отвлекает весь класс. Пример: «Да, твоя мысль интересна, но она не относится к теме урока, поэтому сейчас мы пойдем по плану, а после ты выскажешься». Последовательность.Задания, которые даются детям с СДВГ, должны быть дифференцированы и последовательны.

Желательно подождать, пока они закончат одно упражнение, и лишь потом назвать следующее, так как дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивостью зачастую очень рассеяны, и не их кратковременная память развита слабо. Пример: «Сейчас мы сделаем 5 упражнение, после чего запишем правило со страницы 38, а затем проговорим сонорные буквы в алфавитном порядке» заменить на «Сейчас делайте 5 упражнение, я запишу номер, чтобы вы не забыли, а после получите другое задание».

Избеганиеизлишней эмоциональности. СДВГ - нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, поэтому стоит избегать ситуаций, способных привести к страху, возбуждению или волнению детей, так как это может привести к обострению расстройства. Крики, угрозы, шантаж неуместны в данном случае, их стоит заменить невербальными знаками. Пример: «Прекратите шуметь! Тихо!» заменить на знак рукой, призывающий к тишине. Похвала.Фраза «дефицит внимания» в названии синдрома присутствует не просто так, потому преподаватель должен постараться восполнить этот недостаток внимания.

Идеальным способом, способствующим это, является похвала, причем не важно, уместна она или нет, главное дать ребенку понять, что он важен для вас и вы всегда рядом, если ему понадобится помощь. Пример: «Молодец! Ты стал лучше читать, вижу, что ты усердно занимаешься дома!» или «Как тебе идет этот галстук! Приятно, что ты соблюдаешь дресс-код!». Наличие системы поощрений. Помимо вербальных способов поощрения стоит внести особую систематизированную форму вознаграждения. Пример: «За хорошее поведение ты сегодня получаешь зеленую звездочку, молодец!» или «За твой блестящий ответ по теме ты получаешь два балла в копилку баллов хороших детишек». Дозволенность двигаться. Дети с СДВГ нуждаются в движении, действии. Они непоседливы и это не стоит пытаться пресечь. Наоборот, стоит позволить ребенку выплеснуть излишнюю энергию в нужное русло. К примеру, позвольте ему стереть с доски что-то, либо полить цветы, пойти попить воды или прогуляться по коридору.

Это одни из наиболее эффективных принципов работы, позволяющих учителю наладить контакт с детьми с диагнозом СДВГ во время общения и обучения.

В заключении необходимо сказать, чтоналичие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью не ставит крест на жизнь ребенка, на его образование. Для детей с данным заболеванием не нужно ограждение от социума или отдельные коррекционные классы, им просто требуется больше внимания и дисциплины, нежели их ровесникам, а задача преподавателей – дать его им. При грамотном подходе к обучению детей с СДВГ можно добиться потрясающих результатов, вложить в ребенка знания, необходимые в дальнейшей жизни.

Список литературы.

1. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128 с. (Серия «Практическая психология».) ISBN 5-89144-283-3

2. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. 2010 год. (Серия: Расширение горизонтов. Издательство: Генезис.) ISBN: 978-5-98563-411-2

3. https://pro-mozg.com/articles/children/sdvg-u-detej.html?utm_source=yandex-direct&utm_campaign=pro-mozg&utm_medium=cpc&utm_term=%D1%81%D0%B4%D0%B2%D0%B3&yclid=5967020626433575630

4. https://postnauka.ru/faq/79873

 

УДК 159.9

Яхьяева Амина Хасановна

канд. пед. наук, доцент по кафедре специальной психологии и дошкольной дефектологии

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E-mail: amina.sp@mail.ru

Паршоева Медина Умаровна

студентка 1 курса института педагогики,

психологии и дефектологии

Профиль «Специальная психология»

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.042 с.)